Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:18, курсовая работа
Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства в США. Эта цель может быть достигнута при изучении вопросов:
· возникновение монополий;
· развитие антитрестовского законодательства в США;
· роли государства в регулировании рыночной экономики.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Образование монополий и власть рынка………………………………6
2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США…….8
3. Конкуренция и ее виды………………………………………………...18
4. Основные законы о конкуренции……………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….34
В условиях совершенной конкуренции цена равна средней выручке и равна предельной выручке (Р=MR= AR).
2. MR = Р = МС для субъекта совершенной конкуренции. Логика наших рассуждений о максимизации прибыли монополистами также применима и к субъектам совершенной конкуренции, по приводит к несколько иным результатам. При совершенной конкуренции предельная выручка практически то же самое, что и цена. Так как отсутствует необходимость снижения Р для продажи дополнительных q, приносимая ими предельная выручка в точности равна цене, без каких-либо потерь выручки от уменьшения цены предыдущих единиц. Поэтому, равенство Р=MR приводит к специальному правилу максимизации прибыли для субъекта совершенной конкуренции: Так как субъект совершенной конкуренции способен продать весь свой объем выпуска но рыночной цене, в точке максимума прибыли Р=MR.
4. Основные законы о конкуренции.
В основе антимонопольного законодательства США лежит Закон Шермана 1890 г., Закон Клейтона 1914 г. и Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914 г.
Закон Шермана 1890 г., первый по времени принятия антитрестовский закон, запрещает «неразумные ограничения в торговле», попытки установить монополию на рынке, а также злоупотребление монопольной властью.
Закон Клейтона 1914 г. касается сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг в связи со слиянием и приобретением компаний, запрещает слияние и приобретение предприятий (акций корпораций) на рынке, если в результате этого произойдет ослабление конкуренции и проявится тенденция установлению монополии на рынке.
Закон о Федеральной торговой комиссии (РТС) 1914 г. определяет статус регулирующего органа, методы пресечения недобросовестной конкуренции. Предусматривает, что недобросовестная конкуренция и действия, вводящие в заблуждение, являются незаконными методами конкурентной борьбы. Действие Закона Шермана, Закона Клейтона и Закона о Федеральной торговой комиссии дополняется действием других законов, составляющих часть антитрестовского законодательства. Так, Закон о совершенствовании антитрестовского законодательства, известный как Закон Харта—Скотта—Родино, ввел процедуру предварительного уведомления антимонопольного органа для случаев слияния компаний на рынке. К антитрестовскому законодательству следует также отнести нормативные акты, предусматривающие исключения из общих правил антитрестовского законодательства (своего рода «естественные монополии»), а также нормативные акты, принимаемые на уровне ведомственного регулирования и преследующие цель объяснить участником рынка порядок применения антитрестовского законодательства.
Основу антитрестовского законодательства США составляют закон Шермана (1890 г.), закон Клейтона (1914 г.), и постановление Федеральной комиссии по торговле США (1914 г.).
Закон Шермана запрещает любой сговор, направленный на ограничение торговли и монополизации отрасли. Закон Клейтона ограничивает любые действия, нацеленные на осуществление ценовой дискриминации, комплексных контрактов и эксклюзивных контрактов, а также слияний и поглощений, ведущих за собой значительное уменьшение конкуренции. Наконец, постановления Федеральной комиссии по торговле в основном направлены на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей в заблуждение, а также против нечестных методов конкуренции. Кроме того, именно этой комиссией проводились важнейшие исследования рыночной структуры промышленности США.
Когда в 1980 г. появился закон Шермана, он был принят практически без обсуждения. Это было время, когда экономисты верили, что только совершенная конкуренция может дать наилучшие результаты, и только она является альтернативой монополии. Со временем антитрестовское законодательство США и его практическое применение претерпели значительные изменения. Выделяются основные этапы этих изменений.
1890-1902. Принятие закона Шермана. Ориентация на ограничение уровня рыночной концентрации как фактора монополизации экономики.
1903-1911. Появление «правила разумного подхода», которое устанавливало виновность компании не по степени контроля над рынком, а по характеру ее поведения. Это правило возникло по ходу процесса над «Стандард ойл компани оф Нью-Джерси» и «Америкэн тобэкко компани», которые обвинялись в нарушении закона Шермана. Им было предписано провести реорганизацию: преобразить свои компании в несколько менее крупных фирм.
1912-1937.
Правило разумного подхода
1938-1945.
Проведение ряда громких
1945-1970.
После второй мировой войны
интерес к антитрестовской
1971-1980.
Вновь стал осуждаться не сам
захват большей части рынка,
а лишь нечестные методы, которые
использовала компания для
1981-настоящее
время. Приоритетным
Закон Шермана рассматривает действия по установлению монопольного положения на рынке как мисдиминор, т.е. действия, влекущие уголовную ответственность. Инициатива в возбуждении расследования по факту монополизации рынка или совершения действий, направленных на приобретение и сохранение монопольного положения на рынке, принадлежит Федеральной торговой комиссии. Основанием может быть информация, полученная любым способом, в том числе и из периодической печати, а также заявление лица в Федеральную торговую комиссию. Принятие решения о возбуждении расследования принимается большинством членов комиссии. Принятию решения может предшествовать обращение к экспертам в порядке предварительной процедуры. По завершении расследования Федеральная торговая комиссия составляет доклад, который передается в специальный орган для выработки рекомендаций о мерах, подлежащих принятию. Для принятия мер по устранению нарушений применяется судебный порядок. Федеральная торговая комиссия обращается с иском в суд. В основании иска лежит зашита публичного интереса в результате недобросовестной конкуренции конкретного лица. Если в исковом заявлении Федеральной торговой комиссии не будет сформулировано требование защиты публичного интереса, суд вправе отказать в принятии иска.
Сторона,
против которой вынесено судебное решение,
должна в течение определенного
срока представить в Комиссию
отчет о принятых ею мерах по исполнению
судебного решения. Если решение
суда не исполняется, Федеральная комиссия
вправе обратиться в суд соответствующего
округа с апелляцией. Приказы, издаваемые
Федеральной торговой комиссией, всегда
подлежат исполнению путем принятия
судебного решения. Это послужило
поводом назвать исковые
При
регулировании
Решение
о необходимости проведения расследования
принимается Президентом США
или лицом, уполномоченным Президентом
(Комитет по иностранным инвестициям
Министерства финансов США), после получения
письменного извещения от заинтересованного
лица о факте слияния, поглощения
или приобретения компании, составляющем
угрозу для национальной безопасности
(ст. 5021 Закона 1988 г.). Президенту США, уполномоченному
органу предоставляется право
Мерами, принимаемыми Президентом США в случае действительной угрозы национальной безопасности, являются запрещение совершения соответствующих действий или возврат к прежнему состоянию. Проект решения, принятого Президентом США, направляется Генеральному прокурору для последующего рассмотрения и принятия соответствующего судебного решения, (ч. С. ст. 5201). Президент США реализует свои полномочия в указанной области при условии, если для него будут очевидными следующие обстоятельства: контроль иностранных лиц над американской компанией в результате совершаемых на рынке действий может создать угрозу национальной безопасности.
Никакие
другие законодательные акты США
не обеспечивают защиты национальной
безопасности (ч. О ст. 5021). При принятии
Президентом США решения о
проведении расследования принимается
во внимание обеспеченность национального
производства людскими ресурсами, сырьем
и технологией (ч. Е ст. 5201). После
принятия решения о мерах пресечения
действий, направленных на слияние, поглощение
и приобретение компаний, Президент
должен представить в секретариат
Сената и в административный аппарат
Палаты представителей письменный отчет
о своих действиях в отношении
предполагаемого слияния, поглощения
или приобретения компаний. Отчет
Президента должен содержать подробное
изложение итогов расследования, о
котором говорится в ч. А ст.
5201 Закона 1988 г. В США контроль соблюдения
положений антитрестовского законодательства
осуществляют Федеральная торговая
комиссия США и Департамент
Федеральная торговая комиссия США.
Состоит из пяти человек, назначаемых Президентом США и утверждаемых Сенатом. Срок действия полномочий членов Комиссии — семь лет. Председатель Комиссии назначается из числа членов Комиссии Президентом США. В составе Комиссии выделяются три подразделения, специализирующиеся на общих вопросах конкуренции, экономических проблемах конкуренции, проблемах зашиты прав потребителей, руководимых дирекцией. За исполнение антитрестовского законодательства непосредственно отвечают два подразделения (конкуренции и экономических проблем). Федеральной торговой комиссии подчинены 10 региональных подразделений.
Как
регулирующий орган Федеральная
торговая комиссия выступает одновременно
и в качестве стороны в процессе,
и в качестве государственного органа.
Как сторона в процессе Комиссия
ведет расследование и по результатам
расследования фактов недобросовестной
конкуренции обращается в судебные
органы с иском о защите публичных
интересов. Как государственный
орган Комиссия выступает в случае
возбуждения ею административной процедуры
против лиц и организаций, чье
поведение рассматривается как
нарушение конкуренции. Издание
Комиссией приказа о