Аппарат (механизм) государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 09:15, реферат

Краткое описание

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Содержание

Введение 3
Понятие и структура (аппарата) механизма государства.

Общая характеристика 4
Орган государства: понятия, признаки, виды. 10
Структура государственного аппарата Российской Федерации. 15
Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Российской Федерации. 25

Заключение. 26

Литература. 28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik apparat.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

     По  действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

     По  действию во времени государственные  органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

     Своего  рода обобщающим основанием классификации  государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование  различных видов государственных  органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Структура государственного  аппарата Российской  Федерации 

     Тесная  взаимосвязь функций и механизма  государства обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению структуры государственного механизма. Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

     Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих его элементов государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональным назначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

     Опираясь  на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные  подразделения государственного механизма  и учитывая выполняемые составляющими  их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства. 

     1. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.

     Согласно  Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон “Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации). Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

     Институт  президентства имеет место и  в ряде республик в составе  Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.

     2. Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это— первый после Октябрьской революции парламент России, ибо бывший Верховный Совет лишь формально назывался парламентом, но никогда по существу им не был.

     Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых - издание федеральных законов.

     Интересно вспомнить, что в процессе обсуждения проекта новой Конституции его  противники утверждали, что в нем  будто бы узаконивается диктатура Президента, принижаются роль и место парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспуска Государственной Думы. Но, во-первых, такое право закреплено в конституциях многих демократических государств, а во-вторых, право роспуска Государственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которых Государственная Дума не может быть распущена. В то же время Федеральное Собрание РФ наделяется правом в указанных в Конституции РФ случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить Президента РФ от должности.

     Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон, принятый Федеральным  Собранием РФ. Но последнему, в свою очередь, предоставляется право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ создает надежные меры недопущения как диктатуры Президента РФ, так и диктатуры парламента.

     Система представительных и законодательных  органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

     3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

     Правительство РФ:

     а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета;

     б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

     в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

     г) осуществляет управление федеральной  собственностью;

     д) осуществляет меры по обеспечению обороны  страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

     е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;

     ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России.

     Вся разносторонняя деятельность Правительства  РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти. Структура этих государственных органов включает в себя:

     1) федеральные министерства (Министерство  по атомной энергии, Министерство  внешних экономических связей, Министерство  иностранных дел, Министерство  культуры, Министерство образования, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министерство путей сообщения, Министерство связи, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство финансов, Министерство экономики и др.);

     2) государственные комитеты Российской Федерации (Государственный Комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, государственный Комитет по высшему образованию, Государственный Комитет по оборонным отраслям промышленности, Государственный Комитет по управлению государственным имуществом и др.);

     3) комитеты Российской Федерации  (Высший аттестационный комитет,  Комитет по делам молодежи, физической  культуре и туризму, Комитет  по земельным ресурсам и землеустройству,  Комитет по кинематографии, Комитет по машиностроению, Комитет по печати и др.);

     4) иные федеральные органы исполнительной  власти (Государственная архивная  служба, Государственная налоговая  служба, Федеральная служба лесного  хозяйства, Федеральный надзор  по ядерной и радиационной  безопасности и др.).

     Понятием  системы исполнительных органов  государственной власти или органов  государственного управления как составной  структурной части механизма  Российского государства, вместе с  федеральным Правительством и другими  федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.

     Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отметим, что  в специальной литературе, в том  числе и по административному  праву, до последнего времени не уделялось  должного внимания этой разновидности исполнительных органов государства. Такое положение должно быть исправлено, ибо ныне трудно переоценить значение данной группы органов государственного управления для обеспечения эффективного функционирования механизма Российского государства в целом. Особенно важно принять меры к нормативно-правовому обеспечению легитимности этих органов, к развитию и совершенствованию правового регулирования их деятельности.

     4. Суд, прокуратура  и другие органы, непосредственно  стоящие на страже  законности и правопорядка. Обращаясь к сочетанию структурного и функционального подходов в системе этих органов представляется возможным определить два блока органов. Первый из них охватывает органы, структурно выделенные и закрепленные в качестве таковых в главе 7 “Судебная власть” Конституции РФ. Второй блок составляют органы, которые, будучи структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительной власти, одновременно по функциональному назначению представляют собой органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка.

К первому блоку  относятся установленные Конституцией РФ органы судебной власти и прокуратуры. Судебная власть одна из ветвей власти, такая же опора государства, как законодательная и исполнительная власти. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Информация о работе Аппарат (механизм) государства