Арбитражный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Арбитражная процессуальная форма защиты права в оптимальной степени приспособлена для установления обстоятельств судебных дел и правильного их разрешения в соответствии с указаниями закона. Во многом это обусловлено ее демократичностью. Основные демократические черты арбитражного судопроизводства заключаются в следующем. Правосудие, как особая форма государственной деятельности осуществляется специально для этого созданным органом- судом. Идея правового государства, воспринятая в последнее время официальной российской идеологией, а также правовой доктриной, базируется на теории разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной.

Содержание

Введение. Стр. 2
История Арбитражного Суда в РФ. Стр. 4
Высший Арбитражный Суд РФ. Стр. 6
Федеральные Арбитражные Суды округов. Стр. 9
Арбитражные Суды республик, краев, областей, городов Федерального значения автономных областей, округов (Арбитражные Суды субъектов РФ) стр. 12
Лица, которые не могут быть представителями в арбитражном суде. Стр.15
Заключение. Стр. 16
Список литературы. Стр. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Арбитражный суд.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

Введение. Стр. 2

  1. История Арбитражного Суда в РФ. Стр. 4
  2. Высший Арбитражный Суд РФ. Стр. 6
  3. Федеральные Арбитражные Суды округов. Стр. 9
  4. Арбитражные Суды республик, краев, областей, городов Федерального значения автономных областей, округов (Арбитражные Суды субъектов РФ) стр. 12
  5. Лица, которые не могут быть представителями в арбитражном суде. Стр.15

Заключение. Стр. 16

Список литературы. Стр. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Введение.

 

Арбитражная процессуальная форма  защиты права в оптимальной степени приспособлена для установления обстоятельств судебных дел и правильного их разрешения в соответствии с указаниями закона. Во многом это обусловлено ее демократичностью. Основные демократические черты арбитражного судопроизводства заключаются  в следующем. Правосудие, как особая форма государственной деятельности осуществляется специально для этого созданным органом- судом. Идея правового государства, воспринятая в последнее время официальной российской идеологией, а также правовой доктриной, базируется на теории разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной.

 

     При этом имеется  ввиду, что правосудие осуществляется  независимым судом, наделенным  для его эффективного функционирования  необходимыми властными полномочиями, а законодательная и исполнительная власть ни прямо, ни косвенно не вмешивается в рассмотрение конкретных судебных дел.

При рассмотрение судебных дел все  участники равны перед законом  и судом, а стороны процессуально  равноправны и имеют одинаковые процессуальные возможности.

 

С 1 июля 1995 года вступил в силу Федеральный   конституционный    

закон “Об арбитражных  судах в Российской Федерации”, новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный  закон “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса    Российской    Федерации”.   

Эти акты важны не только для работающих в арбитражных  судах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических  службах предприятий и других областях, где возможно соприкосновение  с деятельностью арбитражных судов, но и для юридической практики вообще, учитывая, что некоторые вводимые правовые конструкции не существовали ранее в российском праве.

Речь идет не о текущих  изменениях законодательства об арбитражных  судах и даже не о новой редакции этих актов. Налицо принципиальные изменения в правовом регулировании деятельности арбитражных судов, что дает все основание говорить о новом законодательстве не только по форме, но и по содержанию.

Характерно, что новые  законы приняты практически в  одном пакете, что позволило увязать процессуальные новеллы с судоустройственной  реформой арбитражных судов.

Известно, что ранее действовавший  закон об арбитражном  суде и Арбитражный  процессуальный кодекс Российской Федерации  принимались не так уж и давно: соответственно 4 июля 1991 года и 5 марта 1992 года.

Однако практика показала, что, создавая в 1991-1992 гг. Новую судебную систему, законодатель как в судоустройственном, так и в процессуальном плане  остановился в тот раз на полпути.

Практически правосудие в  экономической сфере замыкалось в местных рамках, поскольку выйти за пределы юрисдикции арбитражных судов субъектов Федерации можно было только через надзор.

Не говоря уже о полу административном его характере, надо сказать, что он оказался настолько перегружен, что с трудом справлялся с главной своей задачей обеспечения единства судебной практики на всей территории России.

Между тем, экономическое  пространство России, которое опосредуется в том числе и через деятельность арбитражных судов, требовало одинаковой практики при решении арбитражными судами различных отнесенных к их подведомственности дел вне всякой зависимости от мест нахождения субъектов спора.

Выявилось также, что некоторые  традиционные процессуальные институты  не обеспечивают в современных условиях необходимый уровень оперативного и качественного рассмотрения дел арбитражными судами. С другой стороны, недостаточным в ряде случаев оказался и действовавший уровень процессуальных гарантий защиты прав и интересов предпринимателей и других субъектов права.

Новое законодательство об арбитражных судах позволяет  преодолеть эти недостатки. Содержащиеся в Законе новеллы направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающий споры между  организациями, расположенными в различных  регионах России, и даже споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы. Это означает, что арбитражный суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех  возможности обжалования судебных решений и в конечном счете- судебной защите.

Особое значение закона состоит в том, что он является не только федеральным законом, но и  федеральным конституционным законом, то есть правовым актом, который обладает после Конституции Российской Федерации высшей юридической силой. В развитие конституционных положений в законе установлено, что все арбитражные суды Российской Федерации- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации, то есть республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов- являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Это означает, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов , назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.

 

 

             История арбитражного суда в РФ.

 

Для более глубокого понимания сущности проблемы, обратимся к краткой истории арбитражных судов.

Прототипом арбитражных  судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие  торговые и вексельные дела, а также  дела о торговой несостоятельности  или банкротстве. После октябрьской революции, разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Так, в 1922 году в РСФСР были созданы арбитражные комиссии - Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), затем были образованы арбитражные комиссии при совнаркомах автономных социалистических республик (это было уже после образования СССР), арбитражные комиссии при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии*.

Арбитраж развивался с  введением хозрасчета, договора, как  формы оформления хозяйственных  связей. В мае 1931 года был образован  государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями.

Из вышесказанного можно сделать  один интересный вывод - арбитраж с  момента своего образования существовал  в двух видах - государственный и  ведомственный. В государственном  арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном - споры предприятий и организаций, подчиненных одному ведомству (министерству, комитету и т.д.). Необходимо отметить, что арбитраж состоял в системе органов государственного управления.

В дальнейшем, государством предпринимались  попытки модернизации системы устройства арбитража и его приспособления к изменяющимся экономическим условиям. О наличии такой тенденции  свидетельствует Положение «О государственном  арбитраже при Совете Министров СССР» 1960 года, отменяющее ранее принятое Положение «О государственном арбитраже» 1931 года.

До 1974 года, нижестоящие арбитражи  не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, то есть соподчинения не было. 17 января 1974 года Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение «О государственном арбитраже при Совете Министров СССР»*. После принятия Конституции СССР 1977 года, Арбитраж был признан конституционным органом.

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 года. В п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и организациях»**.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, легализации существования нескольких форм собственности. Разрешение споров прежними способами и методами, применявшимися арбитражами при существовании административно-командной системы, стало невозможным.

Арбитражные суды создают гарантии защиты права в равной мере гражданам-предпринимателям и предприятиям, организациям и учреждениям. Принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, 1части Гражданского кодекса и других основополагающих нормативных актов выявило потребность в разработке и принятии нового Закона «Об арбитражных судах в РФ» и нового Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Данные нормативные акты в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

 

 

   ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ.

 

Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром  системы арбитражных судов.

Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, этого судебный орган  первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

 а) дела о признании недействительными  (полностью или частично) ненормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

б) экономические споры между  Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.

Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

Кроме того, это аналитический центр  системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр  системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению  в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полнм объеме- занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее время состоит  из:

а) Пленума;

б) Президиума;

в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений;

г) судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.

Каждая из названных  структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует  на базе четко очерченных федеральным  конституционным законом правомочий.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да  и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает - ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.

Установлено, что он, в частности: а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой; в) об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; г) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; д) утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов; е) утверждает по представлению председателей  арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов; ж) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.

Информация о работе Арбитражный суд