Аспекты традиционного (обычного) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: проанализировать правовые аспекты понятия и развития традиционного права; охарактеризовать тенденции существования норм традиционного права в России.
Цель исследования определила следующие задачи:
1) проанализировать основные понятия системы традиционного права;
2) охарактеризовать историческое развитие традиционного права;
3) исследовать развитие традиционного права в целом и в частности на территории Российского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Исторические аспекты развития традиционного (обычного) права ………...5
2.Теоретические аспекты традиционного (обычного) права ………………...11
3.Русское крестьянское обычное право ………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………………………… …..32

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовиктрадиционногоправа.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 По отношению к интересам подвластных членов большая семья не дает никаких гарантий ни личных, ни имущественных. В личных отношениях члены семьи бесправны, в имущественном они зависимы от отца и домохозяина. Весь их заработок земледельческий и отхожий идет в семью и расходуется на общие нужды, независимо от числа членов семьи. Сын, добывающий на стороне большие деньги и имеющий мало детей, живущих в семье, работает, таким образом, на многосемейных братьев, остающихся в деревне. При общем земледельческом хозяйстве неравномерное участие в его тягостях всех членов не так заметно, как при заработках на стороне. Отсюда, в последнем случае, стремление к разделу, в современном быту тем более частое, что отхожие промыслы все более и более растут.

Артельная семья, как основанная на добровольной, а не принудительной связи, все более и более исчезает, вместе с прекращением связанных с ее существованием выгод. Малая семья, образовавшаяся после раздела, теряет и те выгоды большой, которые связаны с контролем над домохозяином со стороны общины. За невозможностью передачи «большины» кому-либо из подвластных, дети и жена остаются в полной власти главы семьи; право его на распоряжение имуществом является неограниченным, так как ни подвластная жена, ни малолетние дети не в состоянии контролировать его действия. Передача хозяйства жене – редкое исключение.[6,c.67].

Наследственное право крестьян тесно связано с организацией только что указанных типов семьи. Большая крестьянская семья – крепостная хозяйственная единица, стоящая рядом с другими подобными единицами, но не связанная с ними никакими узами. Наследниками являются, поэтому, члены семьи, т. е. прежде всего сыновья и другие правоспособные члены семьи, имеющие сделаться самостоятельными членами-плательщиками в общине. Доли сыновей и других членов семьи часто определяются предсмертными распоряжениями домохозяина, чем подчеркивается его преимущественное право на имущество, а не семейный характер последнего. При отсутствии раздела, совершенного отцом, сыновья и управномоченные члены семьи получают равные доли. Раздел идет «по отцам», т. е. к наследству призываются и получают его лишь ближайшие самостоятельные члены главы семейств, на которые имеет распасться большая семья, если не будет жить на артельном начале. [6,c.67].

Выделенные дети и члены семьи не наследуют. При распадении артельной семьи за смертью ее большака наследования в собственном смысле слова не происходит, а имущество делится по наследственным отцовским долям правоспособных членов семьи, составлявших общий хозяйственный союз. Здесь, поэтому, наследуют и женщины, вдовы и дочери, если в их линии и колене нет мужчин; в патриархальной же семье дочери наследуют только тогда, когда по смерти отца не осталось наследников мужского пола, способных вести хозяйство. На последних, если они остались, лежит обязанность выдать дочерей замуж и наградить по своей доле – постановления, восходящие к эпохе Русской Правды и знаменующие связь современного экономического быта крестьян с древним.[7,c.78].

 Вследствие изолированности  хозяйства семьи, перехода земли к миру после выморочности семьи и незначительности движимого имущества, боковое наследование наступает лишь при отсутствии не только сыновей и дочерей, но и жены, которая наследует в малой семье предпочтительно перед боковыми родственниками; в противном случае не имея другого обеспечения за уничтожением связи с своей родной семьей, она осталась бы на попечении мира, на обязанности которого лежит вообще забота о сиротах. И здесь, таким образом, дело идет об интересах мира больше, чем об имущественной самостоятельности женщины.

Обязательственные отношения у крестьян, по причине ограничения их гражданского оборота, не представляют разнообразия форм. Купля-продажа, наем личный и имущественный, и заем, ссуда, поклажа, доверенность в их простейших выражениях, исчерпывают круг договорных отношений, общих официальному праву, хотя в последнем определяются гораздо детальнее. Но рядом с ними существуют и другие договорные отношения, отличающиеся, несомненно, своеобразием воззрений на силу и пространство договорного права.

 Признавая ненарушенными только  те формы быта, которые связаны  с положением владельцев общественной  земли и плательщиков, обычное  крестьянское право, подобно древнему, допускает действие договора  во всех остальных отношениях, хотя бы им затрагивались основные институты гражданского быта. Г. Якушкин, например, приводит следующий договор: «В 1884 г. крестьянин К. Купянского уезда заключил договор о браке со вдовой солдаткой А. По смыслу этого договора, А. поступает в дом крестьянина Б., как жена и хозяйка. Даже в том случае, если бы вернулась ушедшая от К. его жена, хозяйкой в доме и женой должна оставаться А. Договор этот заключен с согласия отца К. и его двух родных дядей, подписавших под договором в числе двух свидетелей. При заключении договора присутствовал сельский староста, подписавший его и приложивший свою печать».[9,c.60].

Свобода условий договора выражается и в многочисленных сделках усыновления, принятия в семью посторонних членов с правами наследования, обязанностью прокорма стариков и т. д., а также в не допускаемых законом мировых сделках по поводу проступков и преступлений, считающихся у крестьян, вопреки официальному праву, частным делом (что свидетельствует о неразвитости представлений политических и общественных). С другой стороны, там, где дело идет об имущественных распоряжениях, затрагивающих интересы семьи, а следовательно, и общины, суд не признает силы договоров, хотя бы и правильно составленных, входя в поверку выгодности условий и противодействуя безнравственному, хотя и легальному, обогащению одного контрагента на счет другого.

Понятие основания обязательства у крестьян, таким образом, шире законного. В связи с этим стоят взгляды крестьян на ответственность за убытки, определяемые по совести и условиям крестьянской жизни на началах мировой сделки (опять черта, аналогичная древнему праву), на рассрочку и отсрочку уплаты долгов и т. д. Поскольку интерес общины договором не затрагивается, договор имеет безусловную силу и подлежит исполнению, а неисполнение его ведет к уплате убытков и часто к наказанию виновного розгами. Момент заключения договора приурочивается или к реальному, полному или частичному исполнению, с одной стороны, или к даче задатка, или к совершению символических действий (битье по рукам, передача из полы в полу, литки и магарычи, замолитвование, передача знаков и т. д.).

Положение договаривающихся сторон часто не равно; некоторые обязанности рассматриваются как акт милости контрагента; в личном найме выступает начало личного подчинения. Очень распространены обязательства из неправомерных действий, особенно касающихся имущества. Бедность заставляет дорожить каждой мелочью, а возможность получить вознаграждение при наличности повода поощряет корысть. Отсюда затруднительность определения убытка, за исключением тех случаев, где он определяется ценой поврежденной вещи, и необходимость «судить по человеку», решать дело мировой, делить «грех пополам». [6,c.267].

К числу обычных договоров принадлежит у крестьян, несомненно, и брак (часто формальный контракт купли-продажи), как это видно из уплаты убытков при неисполнении соглашения. Уголовное право крестьян, поскольку оно существует несмотря на существование закона, носит на себе следы грубости нравов, стоящей в связи с изолированностью крестьян от общественной и государственной жизни. Уголовное преступление – частное дело, касающееся лишь интересов потерпевшего или его родных, могущее окончиться примирением, наложением пени или вызывающее месть обиженных: таково народное воззрение на преступление.

 Мировая сделка, уплата убытков и самоуправство являются, поэтому, последствием преступления. Самоуправство, самосуд и месть проявляются в разнообразных формах, но по отношению к некоторым преступлениям выработаны определенные виды наказаний. Воров и конокрадов жестоко бьют; за легкие преступления и обиды полагается напой (выставка виноватым вина для распития вместе с обиженным и посредниками); в большом ходу посрамление, соединяемое с наказанием розгами. Краденая вещь привязывается на шею вору, и он проводится по селению перед издевающеюся толпой; иногда воров, особенно женщин, раздевают донага, запрягают в телегу рядом с лошадью, или вместо ее и употребляют другие издевательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, традиционное (обычное право), бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы людей, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.     

 Отношения, в которые вступают  люди, объединения граждан, государство и общество, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая, общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему права. Как целостное образование она охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый  комплекс.

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

Использованная литература

1.Алексеев С.С.  Теория права - М.: Изд-во БЕК, 2004.- 224с. 
2.Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие /Под ред. К.И. Батыра - М.: Манускрипт, 2003.- 374с.

3.Ефименко А.С. «Исследования народной жизни» (I, Москва, 1884).

4.Кавелин П.Р. рецензия на «Быт  русского народа» ("Сочинения", IV, Москва, 1859).

5. Оршанский В.К. «Народный суд и народное право» ("Исследования по русскому праву обычному и брачному", Санкт-Петербург, 1879);

6. Пахман Л. «Обычное гражданское  право России» (Санкт-Петербург, 1877, 2 тома);  
7.   Общая теория права: Учеб. пособ. для юридич. вузов /Под ред. А.С. Пиголкина - М.: Манускрипт, 2004.- 396с. 
8.Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. Ч.1. - Ростов на/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2004.- 372с.

9. Якушкин, «Обычное право. Материалы для библиографии» (2 выпуск, Ярославль, 1865 и 1896 годы). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аспекты традиционного (обычного) права