Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:22, реферат
Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины - это рождение детей и забота о семье
Брачно-семейные отношения.
Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины - это рождение детей и забота о семье
Хотя законы Ману как высшую
дхарму между мужем и женой
провозглашают «взаимную
Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить по своей доли для приданого.
Уголовное право и судебный процесс
Законы Ману дают
представление об уголовном
При разборе дел и вынесении
решения суд придерживался
Император и другие
чиновники могли издавать
Регулирование имущественных отношения
Законы Ману свидетельствуют о
глубоком имущественном расслоении
древнеиндийского общества. Это расслоение
затронуло и область
Весьма детально разработан в Законах
Ману древнейший вид договора – договор
займа. Кредитор имел фактически неограниченную
власть над должником. Допускались такие
средства получения долга, как хитрость,
принуждение (путем захвата его сыновей,
животных или осады его дома), сила (когда кредитор, «схватив должника, приводит
его в свой дом и держит у себя, моря голодом
и избивая до тех пор, пока тот не заплатит
долга»).
Особое место в древнеиндиском праве
занимал договор личного найма. Полурабское
положение бесправных арендаторов, сельскохозяйственных
рабочих в ряде случаев было хуже, чем
положение раба
Для договора купли-продажи характерным
было то, что кастовые барьеры накладывали
ряд ограничений на возможность
заниматься торговлей представителями
высших варн и на торговлю людьми. Самопродажа
и продажа родственников в рабство влекли
изгнание из касты. Согласно Законам Ману договор
купли-продажи мог быть расторгнут в течение
десяти дней после заключения сделки без
всяких причин
Социальная структура населения
На первый план в законах Ману
выступает сословно-варновое деление
общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры
+ неприкасаемые).
Законы Ману, дают описание индийских
варн. Первые варны были привилегированными:брахманы -
С окончательным оформлением
Для каждой варны была сформулирована
своя дхарма, т.е. закон образа жизни. За каждой варной строго закрепляется
наследственный круг занятий. Изучать
священные книги, молиться, получать подарки
— привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев,
которые получают название дважды рожденных
(в отличие от шудр — единожды рожденных). Тяжесть
наказания за совершение тех или иных
преступлений определяется в строгом
соответствии с принадлежностью к той
или иной варне.
Кроме варн было другое, более точное деление,
учитывавшее положение челове
Также необходимо заметить, что положение
шудры правом не регулировалось, тогда
как положение раба вполне четко определено.
Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие.
Неприкасаемым было запрещено
В семейном праве вполне утвердилось
господство мужчины (мужа, отца). Различаются несколько форм
брака: правильный, или торжественный,
брак (при этом приданое жены переходит
в собственность мужа); брак с выкупом
(покупкой жены); брак, основанный на свободном
соглашении супругов (без взаимных обязательств);
наконец, похищение жены — умыкание, возникшее
из обычая брать женщин в бою, как берут
трофей. Признавалось, что женщина
должна всегда находиться под опекой мужчины:
отец охраняет женщину в детстве, муж —
в молодости, сыновья — в старости — «женщина
никогда не пригодна для самостоятельности»
Развод для жены невозможен: «Ни продажей,
ни разводной платой жена не освобождается
от мужа», Муж может оставить жену, «если
она его ненавидит. «Жена, не рожающая
детей, может быть переменена на 8-м году,
рожающая мертвых — на 10-м, только девочек
— на 11-м, но сварливая—немедленно».
Наследство делится между сыновьями поровну,
и ни один из них не может быть обойден.
Наследники могут и не разделяться. В таком
случае они живут все вместе на старом
отцовском хозяйстве под управлением
старшего брата. Известная доля наследства
выделялась дочерям, но только в виде приданого.
Незамужние дочери получали равную долю
с братьями в наследстве, оставшемся от матери
В государстве и праве Древней Индии наряду
с чертами, характерными для всех рабовладельческих
государств Древнего Востока, встречается
и ряд особенностей. Первой особенностью
является кастовая структура общества,
пережитки которой имеют место и в современной
Индии. Второй особенностью является наличие
в государственном строе (отдельных стран
Индостана) заметных следов военной демократии
и республиканских форм правления.
В законах Ману прослеживается определенная
логика изложения материала, но нет еще
выделения отдельных отраслей права, норму
права нельзя отделить от религиозной
и моральной нормы. На первый план в законах
Ману выступает сословно-варновое деление
общества. Указывается наследственно-профессиональный
характер варн.
Законы Ману закрепляли рабство и др. формы
эксплуатации. Делается попытка систематизировать
нормы права, при этом смешиваются частные
правонарушения и преступления.
Многие нормы направлены на охрану собственности
на движимое имущество. Среди гарантий
исполнения договора - поручительство
и залог или заклад. В семейных отношениях
- подчиненное положение женщин, многоженство,
несмешивание варн.