Верховенство закона и способы его обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие принципа верховенства закона
1.1 Верховенство закона
1.2 Принцип верховенства закона в правовом государстве
1.3 Сущность верховенства закона в правовом государстве
1.4 Верховенство закона в Российской Федерации
1.5 Верховенство конституции
Глава 2. Состояние законности как режим обеспечения верховенства закона
2.1 Основные требования законности
2.2 Понятие и виды гарантий законности
2.3 Проблемы и перспективы развития правового государства в России
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа Верховенство Закона.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Идеологические  условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Необходимый уровень  культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.14

Социальные  условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые  условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны.15

Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем  правовые средства, методы, способы  и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции.

Например, несомненный  ущерб в деле обеспечения законности нанесло игнорирование таких  «буржуазных» (так их называли до недавнего времени) теорий, как идея правового государства, разделение властей, парламентаризм. Напротив, научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение основных ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности государственных органов. Проявлениям беззакония и произвола в их деятельности способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы с построением социализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования.16

Уровень законности определяется и эффективной деятельностью  политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов  при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих  органов вести борьбу за укрепление законности.

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания.

Среди юридических  гарантий различают следующие.

Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним  относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в  праве средства, позволяющие предотвратить  возможные правонарушения.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание  средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие  имущества из чужого незаконного  владения).

Юридическая - ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, ибо процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение.

Можно справедливо  гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного в Конституции РФ. Однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы. Конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточно определенны, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юридическим механизмом реализации, что затрудняет их осуществление.

Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией).

Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями. Однако нередко ответственность за состояние законности, за рост преступности в регионе, в стране возлагается лишь на органы прокуратуры, МВД.

Проблема борьбы с преступностью нередко сводится лишь к смене руководства этих органов без существенного изменения условий, что не может обеспечить надлежащих гарантий законности.

Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок - основу нормальной жизни общества.

2.3   Проблемы и перспективы развития правового государства в России

Для формирования правового государства в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя. Для этого нужны определённые предпосылки и дальнейшие преобразования. К тому же является спорным вопрос, возможно ли в идеале достижение этого понятия. Однако стремиться к этому можно и нужно.

Важным условием и предпосылкой правового государства  является создание внутренне единого  и непротиворечивого законодательства, что не совсем актуально для России на сегодняшний день.

Губернаторы и  президенты, сознание которых осталось советским, восприняли ликвидацию партийно-административной иерархии как полную свободу действий, как вседозволенность. Отсюда- издание  нормативных актов без оглядки  на федеральное законодательство; создание препятствий для перемещения товаров, услуг, капиталов; бесконтрольность в трате бюджетных средств; стремление управлять всем и вся (в том числе и частным сектором), вмешиваясь, не всегда бескорыстно, в деятельность экономических объектов; откровенные политические спекуляции17

Наиболее опасным  можно считать правовой сепаратизм, подразумевающий открытое противостояние регионов единому правовому пространству и их стремление к полному государственно-правовому  обособлению.

Проблемой является также законодательная практика субъектов РФ по вопросам обеспечения безопасности государства.

Меры по обеспечению  безопасности государства, включая  кадровые вопросы, должно принимать  Правительство РФ, тогда как статья 72 пункт «л» Конституции Российской Федерации относит «кадры судебных и правоохранительных органов» к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В итоге в ряде субъектов РФ приняты законы о безопасности, созданы министерства и ведомства по вопросам безопасности, что является прямым нарушением Конституции РФ и федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации», не допускающих их двойного подчинения.

В целом Президент  РФ В.В. Путин отмечал, что 25% всех законодательных  актов субъектов Федерации находилось в противоречии с Конституцией России и федеральным законодательством18

Проблемными в  России являются и некоторые вопросы  государственного строительства, в  частности вопрос формирования Совета Федераций. Согласно ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г., в Совет Федерации в качестве представителей от каждого субъекта входит глава законодательного (представительного) органа и глава исполнительного органа государственной власти., что вызывает немало критики в связи с тем, что этот важный государственный орган должен работать на постоянной основе, а главы законодательного органа субъектов РФ реализовать это не в состоянии.

Особенности нынешней коррупции в современной  России проявляются в следующем: 1) хищение бюджетных средств; 2) проникновение криминала во власть; 3) приватизация госсобственности в интересах организованных преступных сообществ19

Глубинные причины  неустойчивости нашего экономического развития остаются прежними, медленно меняются базовые принципы экономики. Это обусловлено чрезмерным вмешательством государства в те сферы, где его не должно быть, и отсутствием там, где оно необходимо. Сегодня участие государства излишне в собственности, предпринимательстве, отчасти в потреблении. Государство остается пассивным в создании единого экономического пространства страны, обязательном исполнении законов, защите прав собственности 20

Заключение 

 
Проблема законности имеет  большое значение в любом государстве, ведь этосложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось - широко или узко.

Законность - это:

условие жизни  государственно-организованного общества;

принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к которым они адресованы;

принцип организации  и деятельности государственного аппарата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»);

принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие  субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами - путем принятия правовых актов и обеспечения  их реализации;

особый режим, при котором деятельность всех субъектов  основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы  и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности - есть такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждающие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.

Для законности необходимы две стороны:

  • наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);
  • их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы  законности:

  • ее единство
  • верховенство конституции и закона
  • гарантированность прав и свобод человека;
  • связь с культурой целесообразность
  • презумпция невиновности

Требованиями  законности являются:

  • своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества;
  • издание нормативных актов лишь полномочными на то органами и в пределах своей компетенции;
  • надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических 
    предписаний;
  • пресечение беззаконий и произвола.

Таким образом, верховенство закона означает:  
а) верховенство конституции;  
б) особую процедуру принятия и изменения закона;  
в) обязательное соответствие всех иных нормативных актов закону;  
г) наличие механизмов реализации и защиты закона;  
д) конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы.  
Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.  
Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа - единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не вправе, как уже говорилось, издавать законы. Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.  
К сожалению, в современной российской практике очень часто президентские указы, правительственные постановления, региональные акты не только противоречат законам, но нередко подменяют их или сводят на нет. Из подзаконных они как бы превращаются в надзаконные, что неизбежно сказывается на состоянии законности в стране. То же самое касается ведомственного правотворчества Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных актов, игнорирование конституционных положений - одна из острых проблем, требующих безотлагательного решения. Без этого условия строительство правового государства в России может быть замедлено.

Информация о работе Верховенство закона и способы его обеспечения