Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:57, курсовая работа
Судебная система Российской Федерации - это система судебных органов (представляющих государственную власть), осуществляющих правосудие на территории России.
Судебная власть является одним из трех фундаментальных и равноценных столпов, на которых основано устройство современных демократических обществ. Государственные и прочие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебной власти, которая должна быть закреплена в Конституции или законодательстве государства.
Введение
1 Теоретические основы функционирования Верховного Суда в судебной системе Российской Федерации
1.1. Общая характеристика российской судебной системы
1.2. Понятие и структура Верховного суда России
2 Особенности функционирования Верховного Суда Российской Федерации в период реформирования судебной системы
2.1. Законодательное регулирование деятельности Верховного Суда Российской Федерации и полномочия ВС РФ
2.2. Порядок назначения на должность судей Верховного суда РФ
3 Проблемы и пути развития судебной системы и Верховного Суда РФ
3.1. Проблемы судебной системы и верховных судов Российской Федерации
3.2. Пути совершенствования судебной системы и Верховного Суда РФ
Заключение
Глоссарий
Литература
Следует отметить, что судебный мониторинг начал применяться в российских судах в 2009 году. В сферу изучения попадала деятельность судей, имеющих низкие показатели при отправлении правосудия, жалобы и дисциплинарные взыскания. То есть оценке подвергалось качество работы конкретных служителей Фемиды.
В целях совершенствования этой работы по инициативе председателя Верховного суда критерии оценки судебной деятельности были пересмотрены, и с начала 2014 года введена принципиально новая система мониторинга. Она позволила исключить имевший место ранее контроль над работой отдельного судьи, и нацелена на повышение качества работы судов в целом. Это способствует соблюдению юридической неприкосновенности служителей Фемиды, использованию системы оценки только как инструмента улучшения и дальнейшего совершенствования деятельности судов.
Разработана новая методика подсчета результатов работы судов по балльной системе, который проводится Верховным судом с использованием восьми основных критериев.
В рамках мониторинга впервые проведена внутренняя оценка на предмет изучения эффективности управления судами. На совещании также были озвучены результаты данного исследования и выявленные «узкие места» в организации судебной деятельности.
Международные эксперты уже выразили заинтересованность и дали положительную оценку российской методике мониторинга судебной деятельности.
Верховным судом эта работа будет совершенствоваться и далее. Так, в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в 2015 году запланировано проведение в судах России независимого исследования путем социологического опроса участников судебных процессов о качестве предоставляемых услуг. Проведению таких исследований придается важное значение, поскольку их результаты отражаются на оценке деятельности судов в целом. Планируются аналогичные совместные мероприятия и с Всемирным банком.
Один из главных факторов, влияющих на качество отправления правосудия - высокая судебная нагрузка.
В связи, с чем вопросы улучшения качества работы судов решаются Верховным судом комплексно. Уже практически реализовано решение Главы государства о поэтапном увеличении с начала 2014 года штатной численности судей на 450 и сотрудников судов на 540 единиц. Кроме того, по инициативе Верховного суда пересмотрена штатная численность судей 22 местных судов, усилен кадрами состав 3 областных судов, где наиболее высокая нагрузка по рассмотрению дел - это городские суды Москвы, Санкт-Петербурга и областные суды. При этом впервые в истории судебной системы перераспределение коснулось не только вакантных должностей, но и действующих судей. Таким образом, ситуация с нагрузкой в судах постепенно стабилизируется, что в свою очередь позитивно скажется и на качестве работы судов.
На повышение эффективности судебной деятельности существенно влияет и внедрение в судах информационных технологий. Это направление также включено в систему оценки качества работы местных судов. На Интернет-ресурсах Верховного и местных судов уже начали действовать электронные сервисы «Ознакомление с судебными документами» и «Судебный кабинет». Посредством данных сервисов граждане могут в режиме онлайн направить в суд исковое заявление, оперативно ознакомиться с судебными актами.
Прочно вошло в практику применение аудио-, видеозаписи судебных процессов, способствующей более точной и достоверной фиксации хода процесса и повышению правовой культуры лиц, участвующих в суде. Планируется внедрение аудио-, видеофиксации процессов нового поколения на основе современных технологий с возможностью электронного протоколирования. На примере зарубежного опыта планируется развивать возможность дистанционного отправления правосудия путем оснащения судов модернизированными системами видеоконференцсвязи. В комплексе указанные мероприятия как составляющие критерии судебной деятельности отражаются на качестве отправления правосудия.
О результативности принятых мер свидетельствует улучшение в 2014 году рейтинга национальной судебной системы на 2 позиции в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Задача повышения данного показателя как одна из приоритетных поставлена Президентом страны на прошедшем в ноябре прошлого года VI Съезде судей РФ.
Таким образом, политическая воля и всесторонняя поддержка Главы государства в укреплении независимости судебной системы, твердая позиция руководства Верховного суда, направленная на кардинальное улучшение качества отправления правосудия и обеспечение чистоты судейских кадров, служат залогом не только эффективной судебной защиты прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, но и поступательного развития правового государства в целом.
Заключение
В Российской Федерации судебная власть еще не заняла подобающего ей места в общественной жизни. Граждане, воспитанные в своей массе в тоталитарный период, не имеют доверия к судебной власти с точки зрения ее приверженности законности и справедливости, не рассматривают суд как нелицеприятного защитника всех обиженных. К сожалению, этому настрою продолжает способствовать не укомплектованность судейского корпуса, невероятная волокита, недостаточная подготовка многих судей. Однако в устройстве ряда важных своих частей судебная власть все же обвела демократическую направленность и формы, в целом способствуя становлению правового демократического государства и созданию надежной защиты прав и свобод граждан.
Судебная власть есть предоставленные специальным органами государству, судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.
Центром всей системы судов общей юрисдикции выступает Верховный Суд Российской Федерации, который:
- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции;
- является конкретно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;
- дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами.
В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т.е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.
Глоссарий
Верховный Суд РФ |
является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики |
Мировой судья в РФ |
судья общей юрисдикции субъектов РФ, входящий в единую судебную систему РФ |
Статус судьи |
правовое положение судьи, которое он занимает в обществе и государстве, складывающееся из совокупности его прав, свобод и ответственности, установленных законом и гарантированных государством |
Судебная власть |
способность и возможность воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых установленных законом процедурных формах |
Судебная система |
совокупность всех действующих в Российской Федерации судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями |
Судья |
лицо, наделенное в соответствии с Конституции РФ и Законом "О судебной системе" полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе |
Иск |
требование, предъявляемое в арбитражном или судебном порядке к лицу, ответственность которого вытекает из условий договора или связана с другими обстоятельствами, основанными на законодательстве. |
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) |
высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществлял в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и давал разъяснения по вопросам судебной практики с 1992 года по 6 августа 2014 года. |
Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) |
орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений. |
Президиум Верховного суда Российской Федерации |
высший совещательный орган Верховного суда РФ, руководящий его работой. |
Кассационная коллегия |
одно из основных судебных подразделений Верховного Суда РФ. |
Источники использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2013 год // СПС Гарант - 2013.
2. Федеральный конституционный закон РФ от 07.02.2011г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской федерации».
3. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I
«О статусе судей в Российской Федерации» http://base.garant.
4. Александрова Р. Единство судебной системы - важнейший принцип судоустройства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. - 2012. - №11.
5. Анишина В. И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья. - 2012. - №10.
6. Власов А.А. Гражданское процессуальное право: Учебник - М.: Велби, 2009.
7. Доценко Ю.В. К вопросу о системном подходе к организационному обеспечению судов общей юрисдикции // Российский судья. - 2009. - №12.
8. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г. П. Жилина. - М.: Юристъ, 2009.
9. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ // Под ред. Г.П. Ивлиева. - М.: Юрайт-Издат, 2013.
10. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. - М.: Норма, 2009.
11. Лебедев В.М. Юбилей. Верховному Суду Российской Федерации 90 лет // Российская юстиция. - 2013 г. - №1.
12. Мазуров А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный). - М.: Частное право, 2013;
13. Марченко М.Н. Система судов общей юрисдикции // Журнал российского права. - 2009. - №6.
14. О состоянии судебной системы в России Международная комиссия юристов, 2013.
15. Осипов Ю. К. Гражданский процесс. - М.: Эксмо, 2008.
16. Отчет о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в 2013 году.
17. Отчёт Судебного департамента по итогам 2013 года.
18. Российская газета Федеральный выпуск №5654 (278) 09.12.2013.
19. Саченко С.А. Судебная система России // Закон и право. - 2009. - №5.-С.13
20. Судебная власть /Авт. кол.: Т. Е. Абова, Е. Б. Абросимова, М. В. Боровский; Под ред. И. Л. Петрухина; Институт государства и права РАН. - науч. изд. - М.: Проспект, 2013.
21. Терехин В.А. Некоторые достижения и просчеты современной судебной реформы // Российская юстиция. - 2008.- №10.
Список сокращений
РФ – Российская Федерация.
ФЗ – Федеральный закон.
НПА – Нормативно-правовой акт
ООН - Организация Объединенных Наций
ШОС - Шанхайская Организация Сотрудничества
Приложения
| |
|