Взаимодействие права и морали в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:45, доклад

Краткое описание

Современное Российское государство переживает сложный, переходный этап своего развития. Осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, совершенствуется духовная сфера жизни общества, расширяется свобода личности.
Изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления роли социальных регуляторов, и прежде всего, права и морали, которые являются основными средствами упорядочения человеческого общежития.
Право и мораль - корреляционные понятия. От эффективного взаимодействия этих регуляторов в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень юридической культуры и правосознания общества и его граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие права и морали в современном российском обществе.docx

— 22.31 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие права и морали в современном российском обществе.

Современное Российское государство переживает сложный, переходный этап своего развития. Осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, совершенствуется духовная сфера жизни общества, расширяется свобода личности.

Изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления роли социальных регуляторов, и прежде всего, права и морали, которые являются основными средствами упорядочения человеческого общежития.

Право и мораль - корреляционные понятия. От эффективного взаимодействия этих регуляторов в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень юридической культуры и правосознания общества и его граждан.

В России идет болезненный процесс «переоценки ценностей», трансформации и приспособления их к изменившимся условиям, выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы степени развития современных общественных отношений.

В обществе наблюдается существенное ослабление моральных норм и принципов, падение нравственности, особенно среди молодежи. Возникает проблема выявления причин этих тенденций, определения путей их преодоления.

Многие требования морали закреплены в законодательстве, но механизмы их реализации не работают в нынешних, во многом аномальных, условиях. Суть проблемы заключается в том, чтобы наполнить реальным содержанием декларированные в Конституции РФ права человека и соотнести их с той системой благ и с теми процессами, которые протекают в обществе.

Поэтому исследование проблемы взаимодействия права и морали в современных условиях выдвигается на передний план юридической науки, ибо только адекватное нынешнему этапу развития страны понимание изменений, происходящих в духовной сфере жизни общества, позволит обеспечить выход России из затяжного системного кризиса.

Спецификой взаимосвязи и взаимодействия права и  морали  является  то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в  правовые,  когда  они юридически оформляются государственной  властью,  а  правовые  нормы  все  в большей степени наполняются  этическим  содержанием;  отдельные  юридические статьи становятся нравственными  нормами,  традициями,  нормы,  содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в  общие  правила  поведения,  соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием  общественного мнения.

    С другой стороны, когда  сталкиваемся  с  фактом  возникновения  новых юридических  установок, это отнюдь не говорит  о каком-то «вытеснении»  морали  правом, ее  ущемлении.  Напротив,  подобные  факты  свидетельствуют  о  силе нравственных начал, об  их воздействии на правовые  основы.

    Мораль и право  находятся в постоянном взаимодействии. Право не  должно противоречить  морали.  В  свою  очередь  оно   оказывает   воздействие   на  формирование нравственных воззрений  и  нравственных  норм.  При  этом,  как отмечал Гегель, «Моральная  сторона и моральные  заповеди...  не  могут  быть предметом положительного  законодательства»1.

    С точки зрения  общей  системы  ценностей,  сложившейся  в  современном обществе, право  должно отвечать требованиям  морали.2  Прежде  всего общепринятым,   общечеловеческим,   элементарным   этическим    требованиям, соответствующим  основным  началам  христианской  культуры   (или   культур, однопорядковых по моральным ценностям, в том числе  культуры  конфуцианства, буддизма,  ислама).  При  этом  элементарные  общечеловеческие   требования, основанные  на  Христовых  заповедях  («не  укради»,  «не  убий»  и   т.д.),принципиально важны  по  самой  своей  глубинной  сути,  они  в  этой  своей глубинной  сути  подчас  в  полной  мере  раскрываются  именно   сейчас,   в современную эпоху. В то же время элементарные  общечеловеческие  требования, издревле утвердившиеся в бытии и образе  жизни  людей,  не  сводятся  к  ним одним,  а  представляют  собой  более   конкретизированные   и   развернутые нормативные положения, такие связанные с  современным  уровнем  цивилизации, как  добросовестность,   вера   в   данное   слово,   чувство   персональной ответственности за свои поступки, открытое признание своей  вины  и  другие, из того же ряда.3   

 Многие  юридические  нормы,  прямо  не  воплощая  в  своем  содержании нравственные  обязанности, направлены на их  юридическое обеспечение,  охрану, проведение в жизнь. Таковы, в  частности, юридические нормы,  которые  ставят под  особую  правовую  защиту  поведение  людей,  активно  и  самоотверженно осуществляющих  принципы общечеловеческой морали

 Нормы  права  и  нормы   морали   взаимообусловливают,   дополняют   и взаимообеспечивают  друг  друга  в  регулировании   общественных   отношений. Объективная  обусловленность  такого  взаимодействия  определяется  тем,  что правовые  законы  воплощают  в  себе  принципы  гуманизма,   справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства  воплощают  в себе высшие моральные  требования современного общества. Точная реализация правовых норм  означает  одновременно  воплощение  в общественную жизнь требований  морали. В свою очередь нормы  морали  оказывают активное  влияние  на  создание  и  реализацию  правовых  норм.   Требования  общественной   нравственности        учитываются    нормотворческими  государственными орунами при  создании  правовых  норм.  Особо  важную  роль моральные нормы  играют  в  процессе  применения  норм  права  компетентными органами  при решении конкретных юридических  дел. Так, правильное  юридическое  решение судом вопросов об  оскорблении  личности,  хулиганстве  и  других  во многом зависит  от учета моральных норм, действующих  в обществе.

Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную  и полную реализацию правовых норм, на укрепление  законности  и  правопорядка. Нарушение правовой  нормы  вызывает  естественное   моральное  осуждение  со стороны нравственно  зрелых  членов  общества , обязанность  соблюдать  нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право  активно  содействует  утверждению  прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь,  наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности  правового регулирования, одухотворяя действия  и  поступки  участников  правоотношении нравственными идеалами.4

Лица, составляющие законодательный корпус,  сами  являются  носителями определенной  морали,  имеют  определенные  представления  о  добре  и  зле, совокупности  моральных  ценностей.   Их   моральные   воззрения   неизбежно оказывают влияние на  содержание  принимаемых  законов  и  иных  нормативных актов. Однако законодатели,  принимая  закон,  должны  руководствоваться  не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем  морального состояния общества в целом. Чем более точно и адекватно в  законах  выражены моральные  воззрения  общества,  тем  более  эффективно  действуют   законы.

Соответствие   законов   моральному    состоянию    общества    минимизирует государственное принуждение как средство обеспечения права. Учет требований господствующей в обществе  морали  делает  само  право морально  содержательным.  Требования  права   становятся   совпадающими   с требованиями морали. Право – это  минимум  морали.  Действительно,  в  праве выражены  многие  и  многие  моральные  нормы  не  убий,   не   укради,   не лжесвидетельствуй, не злословь, будь  честен,  справедлив,  не  делай  вреда другому  и  т.д.  Все   составы   преступлений   против   личности,   семьи, собственности, общественного порядка нравственно обоснованны.

Мораль предъявляет к человеку более высокие  требования,  чем   право.

Право интересует  внешняя  сторона  поведения.  Для  него  не  важны  мотивы соблюдения норм поведения.  Мораль  же  требует  поступать  прежде  всею  по совести, по внутреннему убеждению.

 Мораль    воздействует     на     правоприменительную     деятельность государственных органов. Она требует, чтобы юридические  дела  разрешались  с учетом  ее принципов. Речь идет о соблюдении  норм морали  в  ходе  совершения  процессуальных действий (допросов, обысков,  выемок,  освидетельствования  и т.д.),  а  также  при  вынесении  конкретного,  индивидуального  решения  по юридическому делу. Решения  должны не только  соответствовать  нормам  права, но и не  противоречить  морали.  Мораль  имеет  значение  и  при  толковании законов, если  в них встречаются термины  морального содержания.

Моральное состояние общества влияет не только на применение права,  но и на другие формы реализации права (соблюдение, исполнение,  использование). Чем  выше  уровень  морального  сознания   членов   общества,   тем   легче, безболезненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права.

Право   зачастую   содержит   прямые   предписания   соблюдать   нормы нравственности и в случае их  нарушения  устанавливает  неблагоприятные  для нарушителя юридические последствия. Так, законодательство обязывает родителей заботиться о нравственном воспитании  детей.  За  нарушение  своих обязанностей они могут быть лишены родительских прав.

Особые  нравственные  требования  право   предъявляет   к   работникам юридической сферы. Законы о судах, прокуратуре, адвокатуре  и  т.п.  требуют неуклонного  соблюдения  норм   нравственности   в   соответствующей   сфере профессиональной деятельности, фактически как бы  обрисовывают  нравственный идеал судьи, прокурора и государственного чиновника, адвоката.

Соблюдение правовых норм  обеспечивается  специальным  государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение  или  осуждение,  в  том  числе  и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют  только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от  общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

Отдельные  нормы  морали,  требующие   государственного   обеспечения, получают санкцию государства. Например, в Конституции  РФ закрепляются такие важнейшие нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека.

          Моральным  воздействием  на  право  является  правотворчество  народа: общественное  мнение  может  при  определенных   условиях   оказывать   свое воздействие  на  формирование  новых  юридических  норм.  Большинство   норм содержит   нравственные   оценки   поведения,   способствующие    укреплению законности,  дисциплины,  правопорядка  и  соблюдению  всеми  гражданами  их обязанностей, без которых демократическое, правовое государство невозможно.

Можно сделать обусловленный вывод мораль  и  право  теснейшим  образом  взаимосвязаны,  и  взаимодействуют  друг  с  другом.  И  если   в   обществе деградируют нравственные устои жизни, то право обесценивается и  повсеместно превращается в свою противоположность. Применительно к  современным  реалиям справедливо будет заметить недостаток нравственности, не может  быть  заменен хорошим законодательством, судом, администрацией. Без  нормального  духовно- нравственного    развития    людей    нет    правильной    политико-правовой государственной жизни. Подлинно эффективным может стать  лишь  такое  право, которое  прочно  опирается  на  нормы  общественной  морали,   соответствует нравственным представлениям общества.

         При всей относительности  нравственных  норм идеалов, оценок истинно  прогрессивным может считаться  лишь  тот  кодекс(уголовный гражданский, административный или иной), который  вбирает  в  себя общечеловеческую  сущность морали. В настоящее  время критерием любого  закона  должно быть  признано  его  соответствие  положениям  международного  права, которое, в свою очередь,  все  больше  и  больше  отражает  общечеловеческие ценности гуманизм, справедливость, милосердие,  уважение  естественных  прав человека, его  гражданских и политические свобод.

 

1    Гегель Г. Соч. М,  - Л, 1932 с 233

2  Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом  ракурсе/ Государство и право 1993 №3 с 86

3 Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение: М.: Норма, 2008. - 352 с. 

4 Теория государства и права: Курс лекций Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. - 768 с.


Информация о работе Взаимодействие права и морали в современном российском обществе