Виды административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…3
Понятие и признаки административной ответственности………………………………4
Законодательная основа административной ответственности……………………….…6
Основания административной ответственности……………………………………..…..7
Принципы и особенности административной ответственности…………………..…….8
Виды административной ответственности………………………………………………10
Освобождение от административной ответственности…………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………...….14
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Виды административной ответственности без тит..doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

- за совершение административного правонарушения применяются административные наказания;

- административные наказания налагают судьи. Органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

- отсутствуют отношения подчиненности;

- присущ особый процессуальный порядок применения ответственности;

- особенности наложения и действия административных наказаний и так далее.

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения, в которых находит свое выражение административно-правовой метод правового регулирования общественных отношений.6

 

Виды административной ответственности

 

КоАП устанавливает общие принципы административной ответственности, ее виды и порядок применения взысканий к физическим и юридическим лицам (ст. 2.1., ст. 2.10.), должностным лицам (ст. 2.4.), военнослужащих (ст.2.5.), иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц (ст. 2.6.).

Основания административной ответственности часто подразделяют на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.

Выделение нормативного основания  в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в  виду правовые нормы, устанавливающие  административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Фактическое основание немыслимо  вне противоправного деяния и в этом смысле оно является, прежде всего, нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

Основанием административной ответственности  является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными.

Признаками административного правонарушения являются:

- антиобщественность;

- противоправность;

- виновность;

- наказуемость деяния.

Исходным в характеристике признаков  является понятие деяние. Это акт  волевого поведения. Он заключает в  себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета.

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Часто одни и те же обязанности  могут быть нарушены как действием, так и бездействием.

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим  вред интересам граждан, общества и  государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности  является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего  нормы права. Эти нормы могут  принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права.

Административная ответственность  наступает в отношении граждан, достигших к моменту совершения проступка 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные  Положением о комиссиях по делам, о несовершеннолетних и защите их прав (принести публичное извинение, предупреждения, выговор), штраф может быть наложен, если подросток имеет самостоятельный заработок. К несовершеннолетним запрещено применять административный арест.

Специальным субъектом административной ответственности являются должностные  лица. Административная ответственность  таких лиц применяется в виде предупреждения и штрафа.

Наложение взысканий на юридическое  лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Административное взыскание –  мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения совершения им новых  правонарушений;

в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Административные взыскания выполняют  в известной мере функцию

предупреждения преступлений.

Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний  являются:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- конфискация предмета, явившегося  орудием совершения или непосредственным  объектом административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного гражданину;

- исправительные работы;

- административный арест;

- административное выдворение  из пределов Российской Федерации  иностранных граждан и лиц  без гражданства;

- дисквалификация.

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

 

Освобождение от административной ответственности

 

В соответствии со статьей 2.7 КоАП, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Из смысла статьи вытекает, что совершение лицом противоправного действия в состоянии крайней необходимости не является правонарушением, и, руководствуясь ст.24.5, производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Крайняя необходимость является важным условием защиты личности и прав человека, охраняемых законом интересов общества и государства, способствует развитию социальной активности людей в охране правопорядка.

Законодатель, раскрывая понятие  крайней необходимости, указывает  на три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

1) причинение вреда охраняемым  законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. То есть опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

2) опасность, угрожающая охраняемым  интересам, не могла быть устранена  иными средствами, т.е. не было  возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

3) причиненный вред должен быть  менее значительным, чем предотвращенный.  При оценке предотвращенного  и причиненного вреда следует  учитывать значимость интересов,  которые защищались и которые  были нарушены. Бесспорно, что  интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий - стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда, охраняемым законам интересам признается, уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

Статья 2.9 КоАП предусматривает возможность  освобождения от административной ответственности нарушителя, в случае малозначительности совершенного административного правонарушения. Но понятие малозначительности не раскрывается. УК в ст.14 закрепляет положение о том, что "не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности". Критерии малозначительности в уголовном законе не установлены и зависят от степени общественной опасности деяния. Речь идет о том, что такое деяние не является преступлением и, следовательно, уголовная ответственность не наступает.

Поскольку ст.2.9 КоАП устанавливает  не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

 

Заключение

 

Административное право - самостоятельная, фундаментальная, огромная по объему и  сложная отрасль российского  права. Предмет административного  права - это круг общественных отношений, его ядро - система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями.

Предмет административного права  труднообозрим потому, что существует огромное множество источников административно-правовых норм.

Основная задача административного права - правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан.

Принципами административного  права является:

- социальная ориентация деятельности органов и должностных лиц;

- стабилизация управления и обеспечение эффективного общественного развития;

- детальная регуляция юридических процедур взаимоотношений граждан с субъектами исполнительной власти и защиты, прав человека от произвола администрации; судебный контроль за деятельностью всех без исключения субъектов исполнительной власти;

- разграничение политической и административной составляющей публичной власти.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами  административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере  деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения имеют свои особенности: в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенная государственно-властными полномочиями); обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации; в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством; разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Важнейшим институтом административного  права является административная ответственность.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 25.03.2004).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.05.2004).
  3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юристъ, 2002г.
  4. Кудрявцева И.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Консультант бухгалтера. – 2002г. - №5.
  5. Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под общ.ред., Э.Н.Ренова. – М.: НОРМА, 2005г.
  6. Бахрах Д.Н. Административное право. –  М., 2005г.
  7. Габричидзе Б.М. Чернявский А.Г. Административное право РФ: Учебник для вузов. – М., «Дело и Сервис», 2005г.
  8. Халфина Р.О.  Общее учение о правоотношении. – М., 2005г.
  9. Юсупов В.А. Теория административного права (новая редакция – переработанная и дополненная). – М., 2007г. 

Информация о работе Виды административной ответственности