Виды нормативных правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Основным источником права Беларуси является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт, представляет собой, официальный письменный документ субъекта правотворчества, который содержит правовые нормы.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. Основы права.docx

— 28.95 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

      «Гродненский торговый колледж» 

           Белкоопсоюза

 

 

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине «Основы права»

учащейся 32 Т группы заочного отделения

Шифр КД Т – 3 – 83 - 2013

Кречик Елены Олеговны

Вариант №83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 00 24 «магазин №11»,

г. Гродно, ул. Поповича 4, ком. 205 продавец

тел. ( мтс 8029 795 73 81)

4. Виды нормативных правовых  актов.

Основным источником права Беларуси является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, представляет собой, официальный письменный документ субъекта правотворчества, который содержит правовые нормы.

Выделяют следующие виды нормативных правовых актов:

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений;

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом;

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определённым ею вопросам;

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определённой области общественных отношений;

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений;

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений;

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий определённые правовые нормы;

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение;

Постановления палат Парламента – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Национального собрания;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь;

 

 

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (постановления пленумов этих судов), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности;

Регламент – нормативный правовой акт, принятый Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов;

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определённой области общественных отношений;

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определённых сферах и по процедурным вопросам;

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определённых сферах деятельности;

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления;

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

 

44. Личные и имущественные права  и обязанности супругов.

Законодательством Республики Беларусь регулируются личные отношения между  супругами.

Одним из важных личных прав супругов является право выбора фамилии при заключении брака.

Закон устанавливает правило, в силу которого супруги могут по взаимному согласию выбрать фамилию одного из них, которая и станет общей фамилией семьи. Каждый из супругов может также сохранить свою добрачную фамилию или взять двойную фамилию.

Реализовать своё право на выбор фамилии супруги могут лишь при регистрации заключения брака до совершения  соответствующей записи в книге регистрации актов  гражданского состояния. Это право сохраняется супругами как в течении всей их супружеской жизни, так и в случае расторжения брака.

Кроме того, к личным правам супругом относится право на свободный выбор занятий, профессии и места жительства.

Все эти вопросы супруги решают с учётом прежде всего интересов семьи. Семья может быть прочной только при условии совместного проживания супругов. Однако бывают и исключения из этого правила: иногда по роду своей деятельности , профессии и другим причинам супруги не могут находиться постоянно вместе. Эти обстоятельства не противоречат законодательству, которое не обязывает жить только вместе, мужа следовать за женой и т.д.

Имущественным правам, как правило, придаётся второстепенное, подчинённое значение в семейных отношениях. Однако в современных условиях эти отношения играют существенную роль. Особое место закон отводит праву супругов на имущество, нажитое в браке и на взаимное содержание (алиментирование).

По закону имущество супругов делится на общее и на имущество каждого из супругов.

Имущество, нажитое супругами в браке, является их общей совместной собственностью. К ней относятся вещи, драгоценности и другие предметы роскоши, находящиеся в индивидуальном пользовании одного из супругов, но приобретённые за счёт общих средств. В состав общего имущества входят также дом, дача, автомашина и т.д.

Вместе с тем КоБС регулирует собственность каждого из супругов, к которой относится имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, а также полученное ими в период брака в дар или в порядке наследования. К собственности каждого из супругов относятся и вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.д.). Имущество, приобретённое одним из супругов во время брака за счёт его личных сбережений до брака, является собственностью этого супруга.

При разделе общего имущества в случае развода доли супругов признаются равными. Суд может отступить от начала равенства долей с учётом интересов несовершеннолетних детей или заслуживающих внимание интересов одного из супругов (например, доля супруга, который расходовал имущество не в интересах семьи или уклонялся от трудовой деятельности, может быть уменьшена). Однако если супругами был заключён брачный договор, то суд руководствуется его условиями.

В КоБС установлена  также обязанность супругов поддерживать друг друга материально. Право на алиментирование имеют лишь нуждающиеся в материальной помощи нетрудоспособный супруг и жена в период беременности и в течении трёх лет после рождения ребёнка. Право супругов на содержание сохраняется и после развода при определённых условиях. Размер средств, взыскиваемых на содержание супруга, определяет суд исходя из материального и семейного положения сторон.

 

 

74. Расположите нормативные акты  по их юридической силе:

      1) Конституция РБ;

      2) закон РБ;

      3) указ президента РБ;

      4) постановление министерства образования;

      5) решение Гродненского городского  исполкома.

 

Что такое юридическая сила нормативных правовых актов?

Юридическая сила нормативного правового акта – есть характеристика нормативного правового акта, включающая две составляющие:

- обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям

- соподчинённость  по отношению к иным нормативным  правовым актам.

В основном, общественные отношения и лица, по отношению к которым применяются нормативные правовые акты, определяются в самом его тексте.

Нормативный правовой акт может ограничить сферу своего применения, указав на отношения, на которые он не распространяется.

Правильное определение юридической силы нормативного правового акта – есть грамотное решение поставленной задачи. Особенно если вы столкнулись с коллизией, когда одни и те же отношения регулируются различными нормами. В этом случае один нормативный правовой акт не отменяет другой, а лишь, имея большую юридическую силу, дополняет другой. И в такой ситуации, когда одна норма устанавливает полный запрет на что-либо, другая может установить исключение, когда запрет не действует.

Дайте определение понятиям «закон», «декрет», «указ», «подзаконные нормативные акты».

Закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Подзаконный нормативный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

                                             Список используемой литературы:

  1. «Основы права» Г.Б. Шишко, издательство: Минск Книжный дом, 2006г.; учебник.
  2. «Основы права Республики Беларусь» В.С. Иванов,  2000г.; учебное пособие.
  3. «Конституционное право Республики Беларусь» Г.А. Василевич; учебное пособие.

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды нормативных правовых актов