Виды правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:16, доклад

Краткое описание

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.54 Кб (Скачать файл)

Виды правовых норм

 

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся  жизненных ситуаций и способность  человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот  факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие  и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут  быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества  различают нормы, исходящие от  государства и непосредственно  от гражданского общества. В первом  случае это нормы органов представительной  государственной власти, исполнительной  государственной власти и судебной  государственной власти (в тех  странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются  непосредственно населением конкретного  территориального образования (сельский  сход и т.д.) или населением  всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным  голосованием была принята Конституция  Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы – правила поведения), охранительные (нормы – стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы  отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Регулятивные нормы  непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

• управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);

• обязывающие (содержащие обязанность  совершения определенных положительных  действий);

• запрещающие (устанавливающие  запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как  правонарушения).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят  ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы  фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и  охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы  содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

Декларативные нормы  обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные  нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы  призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы  устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового  регулирования различают нормы  конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и  иных отраслей права. Отраслевые  нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового  регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные  нормы.

Императивные нормы  имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам  присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы  обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию  нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия  вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия  и локальные нормы.

Нормы общего действия  распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия  имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания  действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются  также по времени (постоянные  и временные), по кругу лиц (распространяются  или на всех, кто подпадает  под их действие, или на четко  обозначенную группу субъектов:  военнослужащих, железнодорожников  и т.п.).


Информация о работе Виды правовых норм