3. Идея справедливости
в религии и в праве
Яркий пример переплетения
права и религии заключается
не только в сакрализации многих правовых
правил в различных обществах, но
и в появлении на рубеже 11-12 веков
такого феномена, как каноническое
право. Более того, в 13 в. в Европе
вообще была предпринята кодификация
канонического права - был создан
Corpus Juris Canonica. Семейно-брачные отношения,
наследование, так называемая «десятина»
(отчуждение в пользу церкви 1/10 от наследственной
массы), иные правила имели религиозно-мирские
формы в том смысле, что некоторые
декреты вселенских соборов, декретами
пап регулировали вполне светские отношения,
а иные - получали даже государственную
поддержку. Христианская правовая традиция
продолжала реализовывать языческую
по своей сути идею справедливости.
Именно эту основу европейского права
Фома Аквинский, высоко ценивший античное
духовное наследие, называл естественным
правом. Хотя следует отметить, что
на Западе средневековая идея справедливости
восходила не только к античной,
но и к варварской религиозности.
Дигесты римского императора Юстиниана
начинается с известного определения,
которое Ульпиан приписывает
другому римскому юристу - Цельсу: «Право
есть наука о добром и справедливом»*.
Но кажется нам более относимым
к юриспруденции как теоретизированному
знанию права, чем к самому праву,
но нужно учитывать, в Древнем
Риме право и юриспруденция не
были столь отдалены друг от друга,
как в современном мире. Древние
источники феодального права
именовались правдами: Салическая правда
франков (конец 5 - начало 6 в.в. н. э.), Бургундская
и Вестготская правды (6-7 в.в.), Польская
правда (13в.). В 13 в. учения о справедливости
приобрело новое религиозное
основание - деизм. Деизм - это учение,
отвергающее идею повседневного
вмешательства Бога в жизнь людей
и природы. Деизм рассматривал Бога
лишь как творца мира, сообщившего
миру его законы, которые со времени
творения действуют самостоятельно.
В соответствии с вероучением деизма
Богу, безраздельно владеющему бесконечностью
миров и пребывающему в абсолютном совершенстве
совершенно безразлично, что делает человек
на Земле. В масштабах мира усилия человека
почти незаметны и уж во всяком случае
не имеют того значения, ради которого
Бог должен был бы обратить на них внимание
и осуществить за них воздаяние согласно
договору.
4. Влияние права на
религию
С разделением религиозных
и правовых норм возникают коллизии
религии и права. Верующий человек
может оценивать право с точки
зрения норм своей религии, а законопослушный
гражданин может оценивать нормы
той или иной религии с точки
зрения господствующего права. И
не всегда эти оценки позитивны. Между
религией и правом в светском государстве
складываются сложные взаимоотношения.
Влияние права на религию в
известной мере специфично. Так, конституция
Российской Федерации, федеральный
закон «О свободе совести» гарантируют
свободу совести и вероисповеданий,
равноправие концессий, возможность
для верующих замены военной службы
альтернативной гражданской службой.
В то же время, сегодня становится
очевидным, что право не должно быть
безучастно к «причудливым» формам
пользования свободой совести и,
в частности, к оккультным религиям
и тоталитарным сектам, подавляющим
личность и путём зомбирования превращающим
её в слепого исполнителя воли
«гуру», «учителя» и стоящих за
ними тёмных сил. 20 век возродил религиозные
движения, содержащие в себе основания
для своеобразного понимания
справедливости.
Речь, прежде всего, идёт о
различных формах оккультизма. Оккультизм
- общее название учений, признающих
существование скрытых сил в
человеке и космосе, недоступных
для общего человеческого опыта,
но доступных для людей, прошедших
через особое посвящение и специальную
тренировку. Оккультизм - это преимущественно
западная традиция, которая с большой
охотой, однако пользуется достижениями
восточной религиозно-философской
мысли. К оккультизму относится
целая группа учений, практически
каждое из которых, с древности до
20 века, формировалось либо непосредственно
на Западе, либо представителями Западной
культуры. Название этой группы учений
происходит от латинского occoltus - тайный.
Суть всех разнообразных
строго оккультных теорий сводится к
следующему: в мире властвует принцип
справедливого воздаяния, осуществляемый
таинственными силами. Тот факт,
что в нашей жизни справедливость
осуществляется далеко не всегда и
достойный человек, часто, не получает
по заслугам, находит в оккультизме
следующее оправдание: воздаяние
осуществляется за самые незначительные
и даже незаметные для человека черты,
согласно таинственной взаимосвязи
всех вещей в мире, поэтому всегда
найдётся что-либо, что человеком
не учитывается, но может быть сменено
ему в вину и является причиной
его бедствий. Знать же и учитывать
все тайные моменты, определяющие человеческую
судьбу, могут только избранные, так
называемые «посвящённые». Именно они
могут растолковать человеку движущие
силы, тайные «пружины» его жизни
и направить его на «правильный
путь». Оккультизм представляет собой
достаточно широкое общественное движение,
распространенное в разных странах. В
недрах этого движения сформировались
определённые взгляды относительно государственного
устройства. Оккультная теория государства
предполагает придание этой идеологии
официального статуса. Все граждане оккультистского
государства должны будут неуклонно соблюдать
предписанные им ритуалы, регламентирующие
абсолютно все стороны их жизни. Если кто-либо
откажется подчиняться такой регламентации,
ему будет угрожать смерть, поскольку,
согласно концепции таинственного воздаяния,
все люди связаны и за свойства и поступки
одних могут отвечать другие, например
их родные, близкие и даже соотечественники.
Таким образом, каждый человек будет отвечать
за благосостояние всей нации. А поскольку
всеобщего благосостояния в ближайшее
время не ожидается, у оккультистского
правления будет прекрасный повод свалить
вину, например, на всех рыжих, так как
рыжий цвет несовместим с «благой кармой»
и все, кто мирится с ним, наказываются
богами и т.п. Таким образом, оккультное
право - право, регламентирующее не только
поведение, но вообще всякую активность
человека, в том числе ту, которая не может
быть наблюдаема, следовательно, по степени
охвата различных сторон человеческой
жизни оккультное право есть предел тоталитарного
права, а это не может не настораживать
народы тех стран, которые, так или иначе,
познакомились с проявлениями тоталитаризма.
Одним из средств социального контроля
над антиобщественными проявлениями религиозности
может послужить религиоведческая экспертиза,
направленная на анализ следствий, вытекающих
из того или иного вероучения, на предмет
возможных мотивов преступления. Вероисповедание,
даже если оно продемонстрировало свою
опасность для общества, нельзя запретить,
так как для осуществления этого запрета
надо было бы ввести контроль над мыслью
и цензуру информации. Это не демократия
- но, сложно, дорого и чревато далеко идущими
и трудно предсказуемыми побочными следствиями.
Можно лишь запрещать те религиозные организации,
в которых утверждаются вероучения, содержащие
в себе в свёрнутом виде преступные мотивы.
Опыт такого запрещения в либерально-демократических
странах существует в отношении тех организаций,
которые были не только религиозными,
но и политическими - прежде всего нацистских,
а также отдельных оккультных сект. Главное
в судебно-религиоведческой экспертизе
- определить характер вероучения.
Введени
Понимание сущности
религии является весьма сложной
проблемой, к решению которой
религиоведение сегодня подошло
так же близко, как правоведение
подошло к решению проблемы сущности
права. Вместе с тем, для моделировании
отно шений между религией и правом
необходим такой подход, который
усматривал бы в них общие начала
и при этом устраивал бы в целом
и религиоведов, и юристов. В религиоведении
такой подход существует и набирает
силу как так называемый «экзистенциальный
подход», согласно которому ядром всякой
религии является вероучение, содержащее
предельные ответы на вопрос о смысле
человеческой активности. Среди крупных
философов, социологов и религиоведов
данный подход, так или иначе, разделяют
такие мыслители и исследователи,
как И.Кант, М.Вебер, А.Дж. Тойнби, К.Г.Юнг,
Э.Фромм, Т.Парсонс, Р. Белла, Б.Г. Ирэхарт
и другие. Ну, чужд этот подход и правоведам.
Назначением религии является выработка
«смыслов», позволяющих человеку, так
или иначе освоиться и определить
своё место в том мире, в котором
он живёт. В соответствии с указанным
подходом, всякое право есть, в конечном
счёте, итог эволюции экзистенциальных,
или, что то же самое, религиозных, оснований
человеческой активности. В религии
кроется предельная основа, конечный
источник всякого права, однако право
как система требований является
наиболее отдалённой и независимой
от религии системой. Самый естественный
и логичный путь духа в право лежит
через последовательность религия
- мораль - обычай. Однако бывают ситуации,
когда религиозные требования непосредственно
превращаются в правовые. Право возникает
непосредственно из требований религиозной
идеи лишь тогда, когда группа людей,
одержимых этой идеей, силой подчиняет
себе группу других людей, не разделяющих
данных религиозных убеждений. Чаще
всего такое превращение происходит
в тех случаях, когда данная религиозная
идея предполагает смысл такого навязывания.
Например, носители исламской идеи
в соответствии со своими убеждениями
видят смысл в том, чтобы обратить
неверных в правоверие силой (так
называемый «джихад меча»), если исчерпаны
все иные пути обращения. Идея, согласно
которой в основе всякого правопорядка,
в конечном счёте, лежит религия, ненова
и неоднократно высказывалась крупнейшими
мыслителями в сфере философии и права.
Особенно характерна эта идея для тех
мыслителей, которые главную основу всякого
права видели в государственной власти.
Так, Гегель, определяя государство как
духовно-нравственную идею, проявляющуюся
в форме человеческой воли и её свободы,
вследствие чего исторический процесс
по существу дела совершается при посредстве
государства. Обобщение подобных высказываний
даёт повод отождествлять право с властью
как с проявлением чистой силы.
Заключение.
Как известно, позитивное
право есть конечная форма всякого
права, представляющая собой данную
в опыте объективную реальность.
Чтобы стать таковой, содержание
права должно проделать определённый
путь становления. Однако существуют ситуации,
когда те основания активности, которые
присутствуют в праве, не проходят никаких
стадий преобразования, но сразу же
объективируются в виде позитивного
права. Речь идёт о ситуациях, когда
люди, видящие смысл в определённом
образе жизни, навязывают этот образ
жизни другим людям. В этих случаях
религиозные основания активности
непосредственно превращаются в
право на основе чистой силы. Обобщение
подобных случаев даёт повод многим
исследователям, во-первых, отрицать какие-либо
формы права кроме права позитивного,
а во-вторых, отождествлять право
с властью как с проявлением
чистой силы. Право и религия тесно
переплетены между собой, так
как при построении любого государства
в правовом сознании всегда присутствуют
религиозные воззрения. Каждый волен
исповедать любой способ распоряжения
своей жизнью, но реально распоряжаться
ею он свободен лишь в пределах аналогичной
свободы других людей. Не все вероисповедания
разделяют это положение. Такие
вероисповедания сами ставят себя вне
свободы совести, и поэтому они
должны быть ограничены в своих проявлениях.
Общество обязано держать их под
контролем и прямо запрещать
широкую пропаганду и организованное
исповедание тех религиозных
учений, которые даже косвенно толкают
своих последователей на преступления.
Не следует запрещать человеку верить
во что-то, но нельзя допускать, чтобы
вера, которая может привести к
преступлениям, сплотила вокруг себя организованную
силу, направленную против общества. Учёные
считают, что природа государства
и его конституции таковы же, как
и природа религий, государство
действительно произошло из религии
и притом так, что афинское или
римское государство было возможно
лишь при специфической форме, языческой
религии этих народов так же, как
католическому государству свойственны
иной дух и иная конституция, чем
протестантскому. В этом проявляется
прямая связь права и духовного
начала. Право возникает непосредственно
из требований религиозной идеи лишь
тогда, когда группа людей, одержимых
этой идеей, силой подчиняет себе
группу других людей, не разделяющих
данных религиозных убеждений. Стремление
воплотить в законах и других
юридических источниках права справедливость
свойственно позитивному праву,
созданному многими государствами
прошлого и современности. И, невзирая
на все различия в понимании справедливости
отождествления права со справедливостью
никогда не было ни абсолютной истиной,
ни абсолютной ложью.
Список литературы:
1) Алексеев Н.Н.
Основы философии права. - М., 1996.-330
с.
2) Алексеев С.С.
Общая теория права. - М., 1994.-256 с.
3) Керимов Д.А.
Основы философии права. - М.,1992.-310
с.
4) Основы права/под
ред. М.И. Абдулаева. - Спб., 2004.-604 с.
5) Правоведение/под
ред. О.Е. Кутафина. - М., 2002.-398 с.
6) Теория государства
и права/ред. Т.Н. Манова. - М., 1996.-336
с.
7) Тихонравов Ю.В.
Основы философии права. - М., 1997.-608
с.
8) Общая теория
государства и права Т. 2/под
ред. проф. М.Н. Марченко. - М., 1998.-640
с.
9) Общая теория
права/под ред. проф. А.С. Пиголкина.
- М., 2002.-384 с.
Введение
Актуальность настоящей работы обусловлена,
с одной стороны, большим интересом к теме
" Религия и право " в современной
науке, с другой стороны, ее недостаточной
разработанностью. Рассмотрение вопросов
связанных с данной тематикой носит как
теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретической основой проведения исследования
явились законодательные акты, нормативные
документы по теме работы.
Источниками информации для написания
работы по теме " Религия и право "
послужила базовая учебная литература,
фундаментальные теоретические труды
крупнейших мыслителей в рассматриваемой
области, результаты практических исследований
видных отечественных и зарубежных авторов,
статьи и обзоры в специализированных
и периодических изданиях, посвященных
тематике " Религия и право ", справочная
литература, прочие актуальные источники
информации.
Актуальность и теоретическая разработанность
темы дают основания определить объект
и выделить предмет исследования. Объект
исследования: право и религия. Предмет
исследования: взаимодействие права и
религии.
Цель контрольной работы: проанализировать
и обобщить историю взаимодействия права
и религии.
Задачи: рассмотреть влияние религии
на возникновение права и государства;
правовую реализацию религиозных идей;
идеи справедливости в религии и в праве;
влияние права на религию.
Для реализации обозначенной цели и решения
поставленных задач были использованы
такие методы как систематизация, сравнение
и обобщение.
Работа имеет традиционную структуру
и включает в себя введение, основную часть,
состоящую из 4 глав, заключение и список
использованной литературы.
Заключение
Актуальность и теоретическая разработанность
темы позволили сформулировать следующие
задачи, во-первых: рассмотреть понятие
права и религии; а во-вторых: проанализировать
взаимодействие права и религии.
Поставленные задачи решены с помощью
таких методов как систематизация, сравнение
и обобщение.
Методы позволили сформировать следующие
результаты курсовой работы:
1. Религия непосредственно влияла и ныне
до сих пор в некоторых странах влияет
на правовую базу и основу государственности.
2. Большинство основных общечеловеческих
норм закреплено было в законодательном
порядке именно благодаря религиозным
нормам.
На основании полученных результатов
были сформулированы следующие выводы:
1. В настоящие время не наблюдается каких-либо
существенных разногласий между государством
и церковью: положение церкви в государстве
стабилизировано и не подвергается каким-либо
кардинальным изменениям.
2. Сейчас современное светское государство
не провозглашает какой-либо официальной
или предпочтительной религии, ни одно
вероучение не оказывает определяющего
влияния на деятельность государства,
систему государственного и муниципального
образования.
Выводы позволяют сформулировать следующее
предложение: пересмотреть Федеральный
Закон от 26.09.97 №125-ФЗ "О свободе совести
и о религиозных объединениях" 1997 г.
и внести в него следующие изменения. Во-первых:
религиозные организации должны участвовать
в политической жизни, при проведении
референдумов, выборов Президента РФ,
депутатов Государственной Думы РФ, органов
власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления. Во-вторых: со стороны
государства должна идти поддержка религиозных
организаций.
Список литературы
1. Конституция РФ // Вершина. М., 2003 г.
4. Федеральный Закон “О свободе совести
и религиозных объединениях” от 26.09.1997
// Российская газета, 1 октября. 1997 г.
5. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе
вероисповеданий” (утратил силу)
6. Алексеев, Государство и право, М., изд.
Проспект, с. 152, 2006 г.
7. Бессонов М.Н. Православие в наши дни.
М., изд. Политиздат, с. 303, 1990 г.
8. Бочарова С.Н. Роль общественных объединений
в защите прав человека, изд. Вестник Московского
университета. Сер. Право. 1997 г.
9. Пичелкин А.С. Общая теория права М., изд.
Проспект, с. 236, 2006 г.
10. Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев,
т. 2. М., с. 1395, 2005 г.