Возникновение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 14:34, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос возникновения государства в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и, вместе с тем, достаточно дискуссионных. Он посвящен вопросам возникновения государства и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и возникает ли оно одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Содержание

Введение

1. Истоки происхождения государства

1.1. Предпосылки возникновения государства и права:

1.2. Специфические формы возникновения государства у разных народов

2. Типология государств

2.1. Формационная типология

2.2. Цивилизационная типология

3. Концепции происхождения государства

3.1. Первоначальный

3.2. Производный

3.3. Основные теории (концепции) происхождения государства и права

4. Разнообразие путей возникновения государства

4.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства

4.2. Западный путь возникновения государства

4.3. Африканские государства

Заключение

Список литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Основы права - Контрольная.docx

— 57.25 Кб (Скачать файл)

Социалистическое государство  

  Сама идея государства такого типа возникла первоначально в теории – в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина – как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Цивилизационная типология  

  Эта типология связана с понятием  «цивилизация». В самом общем  виде понятие «цивилизации» можно  определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.   

  Цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции.

Исторический процесс привел к  складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга  не только утвердившимися в них системами  ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом  государства.  

  В своем развитии цивилизации  проходят несколько этапов.   

  Первый – локальные цивилизации,  каждая из которых имеет свою  совокупность взаимосвязанных социальных  институтов, включая государство  (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.).   

  Второй – особенные цивилизации  (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.   

  Третий этап - современная цивилизация  с ее государственностью, которая  в настоящее время только складывается  и для которой характерно совместное  существование традиционных и  современных социополитических культур.

 

3. Концепции происхождения государства   

  Рассмотренные теории условно  можно определить на два варианта  возникновения государства: первоначальный  и производный. 

Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества, благодаря особому влиянию на общество. В обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили.   

  К данной группе теорий образования  государства относится  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А. Августин, Ф. Аквинский).   

  Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других, и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т. Гоббс). Другие философы (Ж. Ж. Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем люди заключили между собой договор для общей пользы.   

  Существует теория, которая объясняет  возникновение государства с коллективистских позиций, в основе которого лежит насилие или внутреннее или внешнее.

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения (Л. Гумплович).

При внешнем насилии государство  было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (Ф. Оппенгеймер).

К этой группе теорий возникновения  государства можно отнести и  классовую теорию К. Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы, и государство  является органом и средством  насилия господствующего класса.   

  Среди отдельных современных  теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:  

 Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;  

 Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;  

 Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).   

  В российской теории государственности  преобладает многофакторный подход  к первоначальному образованию  государства. В процессе образования  государства выделяют следующие факторы:

  • социальная сущность человека и связанная с этим необходимость управления обществом;
  • выполнение «общих дел»;
  • социальная асимметрия;
  • необходимость особого института принуждения для разрешения социальных конфликтов из-за противоречий, возникающих в результате неоднородности общества.

 

 Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.   

  К подобному варианту образования  государства относится революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).   

  Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).  

  Другим способом является образование  независимого государства на месте колоний. После Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое.

Основные теории (концепции) происхождения государства и права  

  К основным и наиболее известным  теориям возникновения государства принято относить:

  • теологическую (религиозная, божественная);
  • патриархальную (отеческая);
  • договорную (естественно-правовая);
  • органическую;
  • психологическую;
  • ирригационную;
  • насилия (внутреннего и внешнего);
  • экономическую (классовую).

Теологическая теория    

  Теологическая  (религиозная)  теория  господствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский – 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен, Мерсье и др.).

В настоящее время она наравне  с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.   

 Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть: 

- вечны, незыблемы и святы; 

- их возникновение и упразднение  не зависит от человека; 

- являются выразителями воли Бога  на земле.  

Патриархальная теория   

  Основоположником патриархальной  теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.   

  В Китае эту теорию государства  как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.  

  Р. Филмер (ХVII в.) в работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Договорная (естественно-правовая) теория   

Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами  и сторонниками в разное время являлись:

  • Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
  • Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
  • Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;
  • А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер и др.

 

   Теория, выдвинутая данными  авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.  

  В работах многих представителей  указанной школы обосновывалось  право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.  

 Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:

  • первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);
  • каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
  • чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. 

Органическая теория  

  Эта теория была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820–1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV–III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.   

  Появление дарвинизма привело  к тому, что многие юристы, социологи  стали распространять биологические  закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.  

 Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

  • люди образуют государство, как клетки – живой организм;
  • государственные институты подобны частям организма: правители – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение) и т. д.;
  • между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно-организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. - США).  

Недостатками органической теории является:

  • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
  • сильное влияние дарвинизма;
  • отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Информация о работе Возникновение государства