Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:42, реферат
Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина примерно с середины прошлого века Своим возникновением она многим обязана тем процессам в европейском обществе, начало яки их положила эпоха просвещения и антифеодальных буржуазных революций Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отношений и церкви как социал льного института, особенно со стороны французских энциклопедистов XVIII в (Гельвеций, Гольбах, Дидро) Эта критика способствовала пробуждению интереса к вопросам о социальной обусловленности религии и ее роль в жизни общества Религия выделяется из совокупности общественных институтов как феномен особого вида, в отношении которого все остальные общественные реалии рассматриваются как мирские, секулярноелярні.
Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина примерно с середины прошлого века Своим возникновением она многим обязана тем процессам в европейском обществе, начало яки их положила эпоха просвещения и антифеодальных буржуазных революций Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отношений и церкви как социал льного института, особенно со стороны французских энциклопедистов XVIII в (Гельвеций, Гольбах, Дидро) Эта критика способствовала пробуждению интереса к вопросам о социальной обусловленности религии и ее роль в жизни общества Религия выделяется из совокупности общественных институтов как феномен особого вида, в отношении которого все остальные общественные реалии рассматриваются как мирские, секулярноелярні.
Идеология просвещения рассматривала человека прежде всего как \"человека разумного\" \"Образованная\" человек способен, полагаясь на собственный разум, на науку, устроить свою жизнь на разумных и справедливых началах Пер ред ней открывается перспектива безграничного прогресса, ведущего к \"царства разума\" Поскольку общество и группы, его образующих, могут иметь разумную форму организации и преследовать рациональную м ету, ум есть, по сути, атрибутом индивида, индивидуальной свойством разумной человеческой существа, способного выбирать ту или иную группу, ту или иную форму организации своей жизни, в котором она реализует себя О бьеднани в общество, они выбирают и формируют условия своей жизни, социальное окружение В этих условиях возникает вопрос о том, как этот индивидуальный разум относится к такого фактора, существующего в суспильс тви, как поклонение богу или богам этого общества, каком-то конкретном социальному окружению Чтобы дать ответ на этот вопрос, исследователь должен более-менее объективно относиться к обществу и ре Лиги, без этого невозможна наука; но для этого должны сложиться такие условия, при которых общество меняется и таким образом становится возможной постановка вопроса о \"боговста-новленисть\", о \"священные ус той \"существующего в нем порядкорядку.
Одним из первых мыслителей нового времени, который обосновал возможность рассматривать религию с позиций научного мышления, несмотря только на суть дела и логику, не ссылаясь на теологию, был ИКант (172 24-1804): разум обладает сильными аргументами, нежели располагает церковная доктрина и священное писание Образованный человек должен жить собственным умом, освободившись от догм, сковывающих дум ку, неоправданных запретов и робости перед авторитетами - то политическими или религиозными Философский рассмотрение религии \"в пределах только разума\" призван не отрицать религию, а получить рационал ьный содержимое религиозных представлений и мифов и таким образом дать человеку \"разумную религию\"; вместе с разумной государством и правовым порядком разумная религия поможет человеку стать тем,, чем она является по своей при роде, и проводить добродетельную жизнь, быть толерантным, преодолевать догматизм и фанатизм, покончить с конфессиональным диктатом по вопросам веры, нетерпимостью Умная, истинная религия - это \"моральная религия\"; религия основывается на умственные как основе нравственного поведения, помогает человеку понять свои обязанности как \"категорический императив\", как божественную заповедь, как безусловное требование при любых обстановки н выполнить моральный долг Просветительская критика религии в лице Канта утверждает самостоятельность человека и человеческого разума, который реформирует \"историческую\" религию и придает ей разумного вида, но при ц ом признается социальная полезность естественной или разумной религии как основы нравственного порядка в обществстві.
Одна из особенностей социального развития западного общества заключалась в возрастающей сложности и дифференциации общественных институтов В связи с этим возникал вопрос о месте религии в ряде таких ч факторов, как экономика, семья, образование, политика и т.д., о взаимоотношениях религии с ними и о проблеме единства общества, которое направляется путем возрастающей сложности и дифференциации Особую остроту приобрел вопрос об отношении религиозной идеологии, т.е. теологии, к науке, в которой просветители видели движущую силу развития общества Если радикальные критики религии видели в ней только оковы раз развития разума и научного познания, только социально-негативный фактор, с влиянием которого должно быть по тем или иным методом покончено, то социальная наука, которая приходит на смену этой критике, оказалась уже способной поставить вопрос более объективно: что же, реально в поведении людей и в жизни общества происходит, если в этом обществе существует религиозная вера? я способствовали и данные, полученные научными исследованиями в других областях науки: истории, филологии, антропологии и этнологии, начались несколько раньше, чем в социологии В этом направлении в XIX в пошел ро свиток социальной мысли, представлен такими именами, как КМаркса, ЕДюрктейм, МВебер, но первыми шагами в этом направлении связано прежде имя французского философа, ученого ОКонта (1798-185 7798-1857).
Конт считал, что к исследованию социальной жизни нужно привлечь индуктивные методы познания, с большим успехом используются естественными науками Он думал, что таким образом может создать науку пр ро обществе - социологию С помощью социологии Конт искал пути преодоления кризисных явлений в европейском обществе, вызванных потрясениями Французской революции, надеялся найти способы, обеспечивающих стабильность и развитие общества в \"нормальном\" русле Тем самым встал вопрос: что лежит в основе социального порядка и в связи с этим - вопрос о социальной роли религийгії.
Учение Конта о социальной динамике содержит эволюционную модель общества, построенную с помощью понятий, почерпнутых из истории религии Это учение о прогрессе общества, который проходит три стадии, щ соответствующие периодам человеческой жизни - детству, юности и зрелости Первая стадия \"теологическая\", на этой стадии человек тщетно пытается достичь \"безусловного познания внутренней сущности» явлений и п Причин их возникновенияня.
Объяснение строится по принципу аналогии: вещи и действующие силы наделяются человеческими свойствами, например волей На этой стадии религиозное сознание представлена ??тремя типами: фетишистские, политеис соприкасающимся и монотеистическим Последний тип означает уже расписание теологического мышления и переход к спекулятивного умозрения, который доминирует на \"философской\" или метафизической стадии, наступает господство абстр некорректных понятий, божества уступают место \"сущностям\", персонифицированным абстракциям На третьей и последней стадии этой истории духа как принципа всеобщего человеческого развития человек больше не стремится пиз нати \"конечные причины\", но, наблюдая явления, установить между ними закономерные связи Это \"позитивная\" стадия, господство наукауки.
В учении Конта важны для нас два момента: 1) религия, которая по крайней мере на первой стадии представляет собой неотъемлемую часть человеческого общества, потом выясняется, что она изживает себя и больше не п нужна, постепенно побеждается, вытесняется научным знанием Эта мысль впоследствии положена в основу концепции секуляризации, вытеснения религии из различных сфер жизни общества и упадка ее влияния Роз виток человеческого познания оставляет позади религию в ее исторически данных, традиционных формах Общественная жизнь организуется на других основаниях 2) Каждая стадия в учении Конта связана с определенными социальными ими структурами, властными отношениями Господству теологических идей, охватывающей человеческую историю от ее начала до XIII века, соответствует доминантная роль в окружении духовенства и военных, есть класс ей преимущественно непроизводительных с точки зрения просветительской сознания и позитивизма На философской стадии господствующие позиции начинает завоевывать бюрократия, в первую очередь - юристы Последней исторической фор мою теологического порядка вещей был, согласно Конту, соответствующий христианского монотеизма \"католический и феодальный режим\" Если на этой стадии религиозные верования служили связующим силой, основой социального порядка, то через неизбежный упадок религии возникает угроза распада социальных связей Нужны новые опоры для социальной строения На позитивной стадии, что утверждалась в XIX в, в обще льства ведущую роль начинают играть инженеры, ученые Задача объединения общества теперь, когда религия приходит в упадок, переходит к позитивному синтезу научного знания, которого стремится социология, щ об совместить воедино идеи порядка и прогрессу і прогресу.
Впоследствии Конт, разочаровавшись в надежде на разумную организацию общества через просвета умел, приходит к выводу о необходимости \"второго теологического синтеза\" как духовной опоры социальных связей Он предлагает мирской, рационалистический вариант «позитивной религии\" - культ человечества как единой \"Большой существа\", огромного социального организма В этой религии социолог, который лучше других знает механики змы социальной динамики и способный руководить обществом, становится верховным жрецеем.
Конт еще не создает социологию религии как научную дисциплину, но он подготавливает почву для ее возникновения главным образом благодаря тому, что способствует утверждению такого подхода к религии, который видит в ней и необходимый компонент общества - в его прошлой истории и в современном состоянии - то, что дает людям ощущение идентичности и необходим не только в их индивидуальном существовании, но и такой, что забей зпечуе их сочетания в социальной жизни.
Идея ограниченной единства социальной системы и ее эволюционного прогресса была главной в социологии ГСпенсера (1820-1903), обладателя мыслей европейского общества, включая Россию, в конце прошлого с века Эволюция приводит к утверждению промышленного типа устройства общества, торжества индивидуализма и утилитаризма Вполне в духе этих принципов, социальная мысль в Англии рассматривала религию не я к основу социального устройства и не как главное препятствие на пути социального прогресса, а скорее как нечто менее важное в деле поддержания образцов или в социальной изменении: с точки зрения утилитарного индивиду Ализе более важными регуляторами жизни общества являются рынок и политическая деятельность, чем религия Если о религии и заходит, то как об одной из самых распространенных и утонченных культурных привычек специфическую деятельность, не имеет большого значения и сама по себе довольно невинная Социология религии, если таковая вообще имеет место, должна заключаться в выявлении условий и предпосылок организационной сторо ни деятельности государственной Церкви Англии, ее успешностиності.
Свойственный Спенсеру взгляд на религию был воспринят такими социальными реформаторами, как РТауни, который отрицал веберовской тезис о роли протестантской этики в развитии капитализма и считал, что протестантизм скорее мог быть результатом, чем причиной промышленной революции Влияние Спенсера связан с тем, что он воспринимался как пророк новой религии, который оправдывает свободу частного пред водства и прославляет XIX века как новую эру, когда человек с помощью науки нашла наконец верный путь Он был тем философом викторианской эпохи, который помог ей найти метафизическое и нравственное обгру нтування и уверенность, и он способствовал выработке понимания места религии в промышленном миреіті.
Эти идеи были развиты в первую очередь Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), французским философом и социологом, потерпевшего значительного влияния ОКонта Дюркгейм опирался также на труды своего учителя, выдающегося ист торик НФюстель где Куланжа, о религии в античном обществе (\"Античный город\", 1864) и ВРобертсона Смита, который исследовал семитические религии и разработал теорию жертвоприношения, которая подчеркивала соке альной аспект этого ритуального акта (\"Лекции о семитических религию\", 1889) Дюркгейма с правом можно считать одним из основателей социологии религии Его главная работа в этой области - \"Элементарные формы религиозной жизни тотемические система в Австралии \"(1912 (1912).
Дюркгейм пытался открыть некую общую для всех религий основную структуру Преследуя эту цель, он абстрагировался от высших форм религии, поскольку видел в религии иллюзию, а некоторое институт, не ерозривно связан с человеческим существованием в его социальном аспекте, ему важно было найти простые структуры, \"першоцеглинкы\", из которых строится религия в ее различных исторических вариант ах Конечная цель этого экскурса в прошлое заключалась в том, чтобы понять современного человека Но эмпирическая основа его анализа преимущественно этнографическая - описание жизни австралийских аборигенов в дорожных сообщение тности и дневниках миссионеров, донесениях государственных чиновников тощощо.
В \"Элементарных формах религиозной жизни\", этой последней и во многом обобщающий своей работе, Дюркгейм занят разработкой трех взаимосвязанных тем разного уровня: общей теории обществ ва, в какой религии как интегрирующей социальную жизнь фактору принадлежит центральное место; специальной, в пределах собственно социологии религии теории, объясняющей появление религиозных представлений, и в пределах этнологии религии - теории, объясняющей, виасне, религию австралийских аборигенов.
Во многом специальные разработки Дюркгейма устарели, особенно это касается последнего из указанных вопросов Чрезвычайно плодотворной для социологической теории оказалась его системно разработана попытка определения содержания и функций религии в обществе, его тезис о религии как фактор социальной интеграцииї.
Дюркгейм исходил из того, что религия встречается во всех известных нам обществах и в этом смысле представляет собой универсальный социальный феномен Это обстоятельство позволило предположить, что религия выполняет в обществе определенную необходимую для нее, ее существование функцию И если это так, что социологический анализ религии необходим для понимания общества в целом социология религии, согласно Дюркгейму, интересной ить не то, что отличает одну религию от другой, но прежде всего - свойственны для всех религий общие черты, ее задача - выявить присущие всем религиям структурно-функциональные характеристики Поэтому социол Аггея в исследовании религии использует преимущественно сравнительный метод, который позволяет в различных вариациях религиозного феномена выделить его универсальные, повторяющиеся моменты, есть то что делает религию религией, особым образом организованной социальным поведением людей Если содержание религиозных верований меняется с эпохи к эпохе, то функции религии в обществе при этом сохраняют сються.
Это свидетельствует, по мнению Дюркгейма, о том, что оценка религиозного феномена в категориях истины и ошибок бессмысленна: \"Не существует религий, которые были бы ложными, все они истинные на свой собственный манер\" Считая и, что все существующие элементы религиозного мышления и жизни могут быть обнаружены, по крайней мере в зародыше, в примитивных религиях, Дюркгейм обратился к изучению тотемизма австралийских аборигенов, в качестве м он видел именно религию в ее \"самой элементарной форме\" Он искал ключ не просто к пониманию религии как специфической сферы жизни людей, но главным образом - к пониманию социальной природы человека того, что делает нас людьми Отсюда - такое большое внимание Дюркгейма к тому, что можно назвать нормативным порядком обществтва.
Информация о работе Возникновение и развитие социологии религии