Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:37, реферат
Целью работы является всестороннее исследование разделения властей как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Для того чтобы поставленная цель была раскрыта, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:
1) Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей.
2) Проанализировать правовой опыт реализации принципа разделения властей в странах с развитой рыночной экономикой.
Введение 3
I Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность 4
II Теория и практика разделения властей в странах Запада 11
III Теория разделения властей в российской истории и государственно-правовой науке 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Другой период истории, на который следует обратить
внимание в связи с исследованием разделения
властей в России – это советский период. С установлением советской
власти надежды сторонников теории разделения
властей на скорое ее воплощение в России
стали менее оправданы. Сначала была провозглашена
диктатура пролетариата, что прямо противоречило
идее разделения властей, позже в социалистической
доктрине все более укреплялся принцип-лозунг:
«Вся власть Советам!». Только Советам
принадлежала полнота власти, а другие
органы являлись органами управления,
правосудия, исполнительно-
В сложившейся обстановке начала резко усиливаться исполнительная власть, которая порой подменяла две другие ветви власти. Законодательная база советского права в первые десятилетия была очень слаба и далека от совершенства, в то время как огромное значение носили правовые акты исполнительной власти. Судебные органы часто подменяли всевозможные «двойки», «тройки» (чрезвычайные суды), которые формировались из представителей партии и исполнительной власти. Должность Генерального Секретаря КПСС была куда более значительной, нежели должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, который формально считался главой государства.
Вообще не удивительно, что слияние партийного и государственного аппарата оказало негативное влияние на реализацию принципов концепции разделения властей в России, поскольку система партийных органов (по крайней мере, с точки зрения Ленина) должна быть жестко централизованной, подготовленной к борьбе за власть. В системе же органов государства в XX веке во всем мире наблюдались объективные тенденции к демократизации, к усилению власти на местах. Таким образом, слияние партийного и государственного аппаратов внесло новые принципы в организацию системы государственных органов, которые явно не соответствовали теории разделения властей.
Реформа системы государственных органов, которая началась во второй половине 80-х годов, явилась частью перестройки всех сфер жизни общества и государства. Узловым требованием преобразований аппарата государственного управления выступало приведение его структур в наиболее полное соответствие с объективно необходимым в новых социально-экономических условиях содержанием управленческой деятельности.
Переходный период в России заставил многих переосмыслить принцип разделения властей и буржуазный парламентаризм. Рассмотрим, к примеру, реформу представительной системы. На XIX Всесоюзной Конференции КПСС в качестве задач были поставлены «ограничение власти исполнительных органов и утверждение полновластия Советов, создание механизма, исключающего возможность узурпации власти каким-либо органом государства или каким-либо должностным лицом партии или государственного аппарата». Реально эти решения воплотились в следующее: учреждение Съезда народных депутатов СССР как органа высшей государственной власти, функция законодательствования была распределена между Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР. Учрежден пост председателя Верховного Совета СССР – высшего должностного лица в государстве, сочетающего полномочия главы государства и спикера парламента. Президиум Верховного Совета СССР утратил право принимать указы, вносящие изменения в законы, были проведены некоторые другие изменения. Результаты же были весьма посредственные: не заработала предполагаемая система «сдержек и противовесов», в целом не оправдал себя институт председателя Верховного Совета СССР. Он оказался юридически немощным при решении в оперативном порядке важных государственных и политических проблем, идея конституционного закрепления руководящей роли КПСС как ядра государственных и общественных органов окончательно выявила свою несостоятельность.
Таковы были первые шаги в перестройке представительной системы России. Одним из самых значительных изменений в системе органов исполнительной власти стало учреждение института президентства. М.С. Горбачев сказал, что «предназначение президентской власти в том, чтобы повысить эффективность функционирования не только высшего эшелона, но и всей системы государственного управления». Однако президентская власть начала все более усиливаться. В ноябре 1991 года Президент был наделен полномочиями издавать указы, имеющие силу законов, по вопросам экономической реформы. Принцип разделения властей был подвергнут серьезнейшему испытанию после 21 сентября 1993 года. Сам факт, что в Положении о федеральных органах власти на переходный период, подменившем действовавшую Конституцию, не было норм о статусе Президента, свидетельствовал, что власть его становилась неограниченной.
Реформа судебной системы коснулась самых основ деятельности судов. Важно было обеспечить независимость судов от других государственных органов и, особенно, от партийного аппарата. Наиболее практически значимым шагом в деле судебной реформы стало принятие закона «О статусе судей в Российской Федерации» в 1992 году. Этот закон закрепил ряд положений, позволяющих обеспечить независимость судей: неограниченный срок полномочий судьи, невозможность привлечения судьи к ответственности (кроме как с санкции Генерального прокурора) и многое другое. Был создан Конституционный суд, который должен был обеспечить не только охрану прав и свобод, но и контроль за деятельностью государственных органов. Были предприняты и многие другие меры для реализации принципа разделения властей, однако вряд ли можно утверждать, что эти меры были эффективны.
Принятие на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России, однако положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип «сдержек и противовесов» полностью реализуется в статьях нового «Основного закона». Новая Конституция закрепила новую систему государственных органов и, конечно же, по-новому распределила функции государства между различными ветвями власти. Система «сдержек и противовесов», представленная в Конституции 1993 года, очень отличается от тех принципов взаимодействия государственных органов, которые существовали до принятия этого документа, однако она является результатом тех изменений, которые произошли в России за время реформ.
На современном этапе российской истории согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления. Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека – обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.
Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами. Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.
Носителем законодательной власти и представительным органом в Российской Федерации является Федеральное собрание. Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание – состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов, и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. Государственная Дума – единственный законодательный орган страны.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.
По Конституции Российской Федерации судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в Российской Федерации. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма «сдержек и противовесов» – одна из важных задач России.
В результате проделанного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Разделение властей как теория
о соотношении властей в
2. Разнообразное понимание
1) разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике;
2) различная интерпретация проблем соотношения общей теории разделения властей и национальной практики ее применения;
3) разноречивое понимание и неодинаковое толкование вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной властей, с одной стороны, и места и роли в рассматриваемой триаде судебных органов – с другой.
3. Практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 года показывает, что, обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
В особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.
Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется, прежде всего, тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов.
В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.
К сожалению, сложившаяся ситуация, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления. В перспективе, если в России будут и дальше развиваться идеи демократии и правового государства, то необходимы изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.
1 Азаркин, Н. М. Монтескье / Н. М. Азаркин. – М.: Юридическая литература, 1988.
2 Алексеев, С. С. Государство и право / С. С. Алексеев. – М.: Юридическая лит-ра, 1996. – 7 с.
3 Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. – М: Новый юрист, 1998. – 33 с.
4 История политических и правовых учений / под ред. О. Э. Лейста. – М., 1997. – 233 с.
5 Кутафин, О. Е. Основы государства и права / О. Е. Кутафин. – М: Юрист, 1998. – 86 с.
6 Локк, Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3 / Дж. Локк. – М., 1988. – 350 с.
7 Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. – М., 1955. – 314 с.
8 Терехов, В. И. Становление и развитие концепции разделения властей // Разделение властей: история и современность / В. И. Терехов, отв. ред. М. Н. Марченко. – М., 1996. – 8 с.
Информация о работе Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность