Возникновение и содержание концепции непрерывного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:13, реферат

Краткое описание

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством страны и нормами международного права. 3акон гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Содержание

Введение.
Закон Российской Федерации "Об образовании"
Возникновение и содержание концепции непрерывного образования.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат закон об образовании.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Ставропольского края

Георгиевский региональный колледж

  « ИНТЕГРАЛ»

 

 

 

 

 

 

 

ФИО студента     Юданова А. А.                              


 

         Предмет                Педагогика


 

Контр. Работа № 1


 

Вариант     15  


 

 Шифр              050704   ЗДО-901 “Дошкольное образование”


 

 

 

 

Результат проверки               _______________________

 

   Подпись преподавателя          _______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Георгиевск 2010

 

 

 

 

 

 

План.

 

 

 

  1. Введение.
  2. Закон Российской Федерации "Об образовании"
  3. Возникновение и содержание концепции непрерывного образования.
  4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Закон  «Об Образовании»,его характеристика. Концепция непрерывного образования

Введение

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством страны и нормами международного права. 3акон гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Образование в течение  всей жизни - один из ведущих принципов  построения национальных образовательных  систем в современном мире. Именно непрерывность образования способна обеспечить баланс между нарастающей  динамикой изменений требований к общим и профессиональным знаниям человека, его компетентностям и их актуальным уровнем, социальной адаптированностью человека, его личностной и профессиональной самореализацией. Вместе с тем законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения прав граждан на получение профессионального образования по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости.

Образовательные учреждения осуществляют дошкольное, начальное  общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, а также послевузовское профессиональное образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.  Среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях предоставляется государством на конкурсной основе и бесплатно, если гражданин получает его впервые.

Закон Российской Федерации

"Об образовании"

(с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря  2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.)

 

10 июля 1992 г. принят  Закон РФ «Об образовании», а  13 января 1996 г. Президент РФ подписал  Федеральный закон «О внесении  изменений и дополнений в Закон  РФ «Об образовании». Обновленный текст Закона опубликован в «Российской газете» 23 января 1996 г.

Под образованием в настоящем  Законе понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного  образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Главное достоинство  Закона РФ «Об образовании» состоит  в том, что он является универсальным, так как содержит нормы, регулирующие отношения в области образования, возникающие между гражданами и  образовательными учреждениями всех видов и форм обучения от дошкольного до послевузовского образования, а также в том, что его действие распространяется на все виды образовательных учреждений вне зависимости от формы собственности.

В связи с этим возникла необходимость в принятии Федерального закона РФ «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании». Он был утвержден 22 августа 1996 г. и вступил в силу со дня опубликования в «Российской газете» 29 августа 1996 г. Этот Закон дополнил и расширил содержание правовых норм, регулирующих отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования, которые содержатся в Федеральном законе «Об образовании».

Закон РФ «Об образовании» является первым в Российской Федерации  законодательным актом, в котором  деятельность образовательных учреждений всех типов и видов подвергается масштабному и всеобъемлющему регулированию. Основанный на Конституции РФ Закон провозглашает и обеспечивает получение гражданами Российской Федерации образования. Он утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, исходя из того, что образовательная деятельность должна прививать людям гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей среде.

Впервые в законодательном  акте столь высокого уровня, право на образование не только декларируется, но и обеспечивается необходимыми материальными ресурсами. Закон предусматривает, что основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования (п. 1 ст. 40 Закона). 

Как показали годы, прошедшие  после принятия Закона РФ «Об образовании», задача по разработке Федеральной программы  развития образования оказалась  далеко не простой. Реформы, проводимые в сфере образования в годы советской власти, не давали нужного эффекта, зачастую носили скоропалительный характер. Мы полностью согласны с И.Овчинниковой, которая в газете «Известия» писала: «Вспомним, чего только не проделывали с несчастной школой на нашем веку: вводили производственное обучение – отменяли его, удлиняли срок пребывания в школе – затем укорачивали, объявляли среднее образование обязательным и всеобщим – отказывались от этой затеи». Следует вспомнить также и о действовавшем совсем недавно правиле, согласно которому преподаватели высших учебных заведений, избранные по конкурсу на вакантные должности, были обязаны через каждые пять лет подтверждать право на продолжение работы путем прохождения процедуры переизбрания, а затем переизбрание заменили конкурсами на занятые (?) ими должности. Закон РФ «Об образовании» и утвержденное на его основе Типовое положение о высшем учебном заведении отменили эту никому не нужную затею, которая при проведении реформы в 80-е годы высшей школы рассматривалась в качестве одного из серьезных достижений в работе по подбору преподавательских кадров в высшей школе.

Из Закона следует, что  государство берет на себя солидное бремя расходов на образование, сознавая, что будущее государства в  значительной степени зависит от отношения к образованию на современном этапе его развития.

Закон РФ «Об образовании» расширил рамки взятых на себя обязательств бывшим Союзом ССР в связи с  ратификацией международного пакта  об экономических, социальных, культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291), согласно которому государства, участвующие в нем, признали, что для полного осуществления права на образование необходимо обеспечить для каждого гражданина обязательное бесплатное начальное образование, а среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер, и в частности постепенного введения бесплатного образования.

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение и содержание

концепции непрерывного образования

Пока еще не сложились  единая общепризнанная теория непрерывного образования и система мер по ее осуществлению. На практике сейчас чаще всего реализуются сугубо прикладные цели — повышение уровня профессиональной подготовки специалистов и рабочих. Непрерывное образование названо в качестве одного из приоритетов Концепции модернизации российского образования.

Непрерывное образование  представляет собой процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных, частных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.

Одна из основных целей непрерывного образования — расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни. В определенной мере непрерывное образование приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня лиц, превысивших обычный возраст базового обучения.

Идея непрерывного образования возникла как ответ на динамичные изменения в науке и производстве. В большинстве стран ее связывали прежде всего с обучением, однако уже первые обобщения и концептуальное осмысление данной идеи выдвинули как равноправную мысль о необходимости развития личности в процессе непрерывного образования. По мере утверждения субъектности человека в его социализации и профессионализации, по мере возрастания индивидуальности в выборе средств самореализации усиливалась и целеопределяющая роль личности в построении жизненной образовательной стратегии.

На основе анализа  социальной роли непрерывного образования  в жизни человека отечественные  исследователи определяют образование  как фактор социального развития, как условие производственной деятельности, условие обогащения духовной жизни человека, развития самосознания и умственного развития, а также как фактор, способствующий общению через развитие речи, расширение круга общения.

Развитие системы непрерывного образования направлено на  поддержку компетентностного развития личности, на реализацию концепции развивающего обучения. Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Непрерывное образование  предполагает многоуровневость образовательных  программ, которая позволяет учесть в построении образовательной траектории такие существенные характеристики, как встроенность, замещение, дополнение, адаптировать программу к начальному уровню обучающихся.

Инновационность программ непрерывного образования проявляется  в опережающем характере обучения, в адекватности потребностям рынка, широком использовании дистанционных образовательных технологий. Содержание и технологии непрерывного образования направлены на подготовку инновационно-ориентированной личности.

В основе программ непрерывного образования должны лежать такие  принципы как:

    • системность,
    • модульная структура программ,
    • компетентностный подход,
    • оптимизация аудиторных занятий,
    • применение современных образовательных и информационных технологий,
    • накопительная система обучения.

Такая система должна обеспечивать три главных условия:

  • преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;
  • возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;
  • отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.

Эта система должна иметь  государственно-общественный характер, включать в себя аккредитование учреждений и организаций всех форм собственности (государственных, корпоративных, негосударственных), которые занимаются образованием в разных его видах и формах, обеспечивая должный уровень его качества, эффективности и конкурентоспособности.

Создание системы всеобщего  непрерывного образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда, рассматривается сегодня как одна из основных стратегических задач российской системы образования. В условиях формирования информационного общества, динамичного наращивания потребностей в период глубочайших социально-экономических сдвигов и вхождения в постиндустриальную эпоху, только непрерывное образование способно решить проблему отставания профессионального образования от запросов общества.

Российская система  образования в настоящее время  развивается на основе процессов качественного обновления, на которые нацелена государственная стратегия модернизации этой важнейшей для страны отрасли хозяйства. Одним из приоритетов модернизации российского образования выступает развитие системы непрерывного образования. В современном мире построение национальной образовательной системы осуществляется с учетом принципа непрерывности образования в течение всей жизни человека, как процесс роста образовательного потенциала личности на основе использования системы государственных, частных и общественных институтов в соответствии с потребностями личности и общества.

Информация о работе Возникновение и содержание концепции непрерывного образования