Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 17:01, курсовая работа
Задача выполнения нашей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.
Введение.....................................................................3
1.Причины возникновения и становления права.............5
2.Основные пути возникновения права...........................8
3.Теории происхождения права....................................10
4.Заключение...............................................................25
5.Список литературы...................................................26
Введение......................
1.Причины возникновения и становления
права.............5
2.Основные пути возникновения права.........................
3.Теории происхождения права.........................
4.Заключение..................
5.Список литературы....................
Введение
Право как особая система юридических
норм и связанных с ними правовых отношений
возникает в истории общества в силу тех
же причин и условий, что и государство.
Процессы возникновения права и государства
идут параллельно. Вместе с тем, у разных
народов и в разные эпохи правообразование
имело свои особенности, однако существуют
и общие закономерности. Экономическая
и социальная жизнь любого общества требует
определенной упорядоченности деятельности
людей, участвующих в производстве, распределении
и потреблении материальных благ. Она
достигается с помощью социальных норм.
В первобытном обществе это были обычаи,
слитые с религиозными и нравственными
требованиями. Социальное расслоение
общества, появление в нем разных социальных
слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими,
интересами, привел к тому, что родовые
обычаи уже не могли выполнять роль универсального
регулятора. Качественно новые социально-экономические
условия требовали новых общеобязательных
норм, установленных (или санкционированных)
и охраняемых государством. Возникновение
права, как и государства, занимало целые
эпохи, испытывало различные внешние влияния.
Поэтому общетеоретическое схематическое
изложение не отражает всех особенностей
происхождения права у разных народов.
Изучение процесса происхождения права
имеет не только чисто познавательный,
академический, но и политико-практический
характер. Оно позволяет глубже понять
социальную природу права, его особенности
и черты, дает возможность проанализировать
причины и условия его возникновения и
развития. Позволяет четче определять
все свойственные ему функции - основные
направления его деятельности, точнее
установить его место и роль в жизни общества
и политической системы.
Среди теоретиков правоведов никогда
не было раньше и в настоящее время нет
не только единства, но даже общности взглядов
в отношении процесса происхождения права.
В мире всегда существовало и существует
множество различных теорий, объясняющих
процесс возникновения и становления
права. Это вполне естественно и понятно,
ибо каждая из них отражает или различные
взгляды и суждения различных групп, слоев,
наций и других социальных общностей на
данный процесс. Или - взгляды и суждения
одной и той же социальной общности на
разные аспекты данного процесса возникновения
и становление права.
Задача выполнения нашей курсовой работы
заключается в том, чтобы выяснить реальные
и объективные причины развития и становления
права, его особенности и закономерности.
Выяснить, какая из теорий о происхождении
права представляет собой особую ценность
на данном этапе человеческого развития
для того, что бы правильно и целенаправленно
организовывать свою деятельность в дальнейшем.
1.Причины возникновения
и становления права
В глубокой древности наиболее сложившейся
идеологической силой выступала религия.
Особую роль она сыграла в возникновении
права у народов, где в производящем хозяйстве
доминировали скотоводство и земледелие.
Так, естественной для земледельцев, особенно
в странах жаркого климата, стала религия
Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия,
Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу).
Возникновение культа высшего божества
содействовало возвышению племенных обычаев
над обычаями отдельных родов и вело к
упрочению веры в единый для всего народа
порядок, данный свыше верховным божеством.
Жрецы, носители новой религии, выработали
представления о временах года, воплотившиеся
в древних агрокалендарях, устанавливающих
для всех цикличность проведения сельскохозяйственных
и ирригационных работ, сопровождавшихся
религиозными обрядами поклонения Солнцу.
Этот порядок поддерживался властью первых
городов-государств, находившейся в руках
царей, военной верхушки и бюрократии.
В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских
народов, кельтов, германцев, где поливное
земледелие было неразвитым, а полевые
работы оставались делом сельской общины,
календари природы и поклонение Солнцу
не получили столь явного "огосударствления".
С развитием неравенства в обществе мононормы,
традиции, обычаи уже не могли урегулировать
всё возрастающие общественные конфликты.
Тогда государство начинает гарантировать
их, таким образом, формируется правовой
обычай. Одним из источников права были
обычаи, сложившиеся в период формирования
древних цивилизаций и освящаемые религией,
и охраняемые государством (обычное право
или правовой обычай). Среди них все большее
значение приобретали обычаи, закрепляющие
неравенство членов сельской общины, привилегии
высших сословий и обязанности низших.
В дальнейшем многие нормы обычного права
составили основу первых писаных законов
(Законы ХII таблиц, "варварские правды").
Но со временем, и он перестаёт успевать
за изменениями в обществе, тогда государство
формирует новые формы: законы, юридические
прецеденты, нормативные договоры.
Большую роль в формировании права сыграли
судебные органы. Они содействовали разрушению
системы обычаев родового строя, закрепляя
в своих решениях нормы, которые соответствовали
новым порядкам. Постепенно возникает
прецедентное право, т.е. решение суда
по конкретному делу превращается в общую
норму (судебный прецедент).
С развитием письменности появляются
и первые писаные законы. Становление
государства требовало все более прочного
закрепления правовых норм, придания им
высокой степени формальной определенности.
Возникающее право опиралось на принудительную
силу государства, иначе бы ему не вытеснить
родовые обычаи.
Формирующееся право преследовало двоякую
цель: с одной стороны - закрепление классового
(кастового, сословного) господства и,
с другой - установление и поддержание
единого для всего населения страны порядка
в общественных отношениях, без чего невозможна
нормальная жизнь любого общества.
Установлению единого правового порядка
у некоторых народов способствовали победоносные
междоусобные или межгосударственные
войны.
Государственное объединение племен в
единые народы способствовало и правовой
защите их внешнеполитических интересов.
Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных
союзов, установления таможенных правил
и т.п. Начинается формирование зачатков
международного права.
Некоторые учёные не останавливаются
на перечисленном, и предлагают сформулировать
чёткие причины происхождения права:
1. Необходимость установления единого
порядка.
2. Необходимость его поддержания.
3. Оформление товарно-денежных отношений.
4. Смягчение противоречий между различными
слоями общества.
2.Основные пути возникновения права
Ученые правоведы, такие как: Алексеев
С.С.1, Пиголкин А.С.2, Манов Г.Н.3 выделяют
два пути возникновения права: восточный
и западный.
Восточный путь происхождения права.
Был обусловлен необходимостью вести
масштабные ирригационные работы, низкой
орудийной развитостью. Первоначально
возникли должности управляющих резервными
пищевыми фондами, управляющих распределением
продуктов, но со временем они обособились
в особую группу управленцев. Социальная
дифференциация в восточном обществе
происходила на основе политического
неравенства (функциональная система)
- положения личности в системе власти.
Экономика основана на государственной
и общественной форме собственности, частная
собственность не играет значимой роли.
Характерен для тех стран, в которых господствующее
положение занимала государственная собственность.
Основной источник (способ фиксирования
правовых норм) - сборники нравственно-религиозных
положений. Нормы носят казуальный характер
и дополняются в случае необходимости
другими обычаями или установлениями
монарха.
Западный путь происхождения права.
Присущ странам, где явно доминировала
частная собственность, которая устанавливала
равенство собственников, нормы отличаются
более высокой степенью формализованности
и определённости. Очень хорошо развито
гражданское право. Право возникает в
результате имущественного неравенства,
появления частной собственности и раскола
общества на классы. Земля, главным образом,
находится в частной собственности. Идёт
постоянная борьба имущих и неимущих.
Наиболее богатые занимают и наиболее
высокие должности в государственном
аппарате. Афины - классический пример
такого пути возникновения права. Спарта
- это государство отличается от афинского
тем, что основную массу населения составляли
захваченные спартанцами племена. Рим
- здесь складывается похожая ситуация,
но в процесс становления и формирования
права активно вмешивается третья сила
- плебс.
3.Теории происхождения права
Уже тысячелетия люди живут в условиях
государственно-правовой действительности.
Они являются гражданами (или подданными)
определенного государства, подчиняются
государственной власти, сообразуют свои
действия с правовыми предписаниями и
требованиями. Естественно, что еще в глубокой
древности они стали задумываться над
вопросами о причинах и путях возникновения
права. Создавались самые разнообразные
теории, по-разному отвечающие на такие
вопросы. Множественность этих теорий
объясняется различными историческими
и социальными условиями, в которых жили
их авторы, разнообразием идеологических
и философских позиций, которые они занимали.
Раскрыть все теории не представляется
возможным в силу их многообразия, поэтому
остановимся лишь на некоторых из них,
наиболее известных и распространённых.
К числу последних справедливо будет отнести:
- теологическую (божественную),
- патриархальную,
- договорную,
- насилия,
- психологическую,
- расовую,
- материалистическую (классовую) теории.
1. Теологическая или божественная теория
восходит своими истоками к древнему миру.
Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне
возникли идеи божественного происхождения
права. В силу особых взглядов и воззрений
части общества духовенству удавалось
оказывать значительное влияние на формирование
общественно политической мысли и в последующие
периоды развития человеческого общества.
Наиболее прочные позиции теологическая
теория завоевала в период становления
и развития феодализма.
На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается
теория "двух мечей". Она исходит
из того, что основатели церкви имели два
меча. Один они возложили в ножны и оставили
при себе. Ибо не пристало церкви самой
использовать меч. А второй они вручили
государям для того, чтобы те могли вершить
земные дела. Государь, по мнению богословов,
наделяется церковью правом повелевать
людьми и является слугой церкви. Основной
смысл данной теории в том, чтобы утвердить
приоритет духовной организации (церкви)
над светской (государством) и доказать,
что нет государства и права "не от бога".
Примерно в тот же период появляется и
развивается учение широко известного
и в просвещённом мире учёного-богослова
Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал,
что процесс возникновения и развития
права аналогичен процессу сотворения
богом мира.
Религиозные учения о происхождении права
имеют хождение и поныне. Наряду с ними
продолжают существовать идеи, высказанные
еще в Древнем Риме о том, на возникновение
права решающее влияние оказали человеческие
слабости и страсти. Среди них жажда денег
и власти, алчность, честолюбие, высокомерие,
жестокость и другие отрицательные человеческие
черты и страсти. "Что послужило главной
причиной упадка римского государства?"
- спрашивает римский историк первого
века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной
его работе "Заговор Кастилины". И
тут же отвечает: "упадки нравов, стяжательство,
страсть к распутству, обжорству и прочим
излишествам".4
После того пишет Саллюстий, когда "трудом
и справедливостью" возросло Римское
государство, когда силою оружия были
укрощены великие цари и смирились дикие
племена, когда исчез с лица земли Карфаген
- соперник Римской державы и "все моря,
все земли открылись перед нами, судьба
начала свирепствовать и всё перевернула
вверх дном".5 Римляне, которые с лёгкостью
и достоинством переносили лишения, опасности
и трудности, не выдержали испытания досугом
и богатством.
В начале, подмечает Саллюстий, развивалась
жажда денег, за нею - жажда власти, и "обе
стали как бы общим корнем всех бедствий".
Так случилось потому, что корыстолюбие
сгубило верность, честность и остальные
добрые качества. Вместо них "оно выучило
высокомерию и жестокости, выучило презирать
богов и всё полагать продажным". Честолюбие
многих сделало лжецами. Заставило "в
сердце таить одно", а вслух говорить
другое. Дружбу и вражду оценивать "не
по сути вещей, а в согласии с выгодой,
о пристойной наружности заботиться больше,
чем о внутреннем достоинстве".
Всё сказанное о падении нравов населения
окончательно подорвало моральные основы
Римского государства и оно было обречено.
Так может случиться с любым государством.
Нравы - положительные и отрицательные,
добрые и злые - несомненно играют и играли
значительную роль в процессе становления
и развития государства и права. Важную,
но не решающую. Они являются скорее следствием,
но не первопричиной, хотя и могут выступать
на первый план.
Как показывает исторический опыт главные
причины возникновения права лежат вовсе
не в сфере морали и религии. Они коренятся
в области экономики и в социальной жизни
людей.
Научные исследования и выводы свидетельствуют
о том, что государственная организация
приходит на смену родоплеменной организации.
Право - на смену обычаям. И происходит
это не в силу самого по себе изменения
общественных нравов, религиозных воззрений
и взглядов. А в силу коренных изменений
в экономической сфере и в самом первобытном
обществе. Именно они привели к разложению
первобытнообщинного строя и к утрате
способности первобытными обычаями регулировать
общественные отношения в новых условиях.
В обществе сначала наметилось, а затем
по мере разделения труда быстро усилилось
имущественное расслоение. Появились
богатые и бедные. В целях получения остаточного
продукта стал широко использоваться
не только труд военных, но и труд своих
сородичей. Имущественное неравенство
повлекло за собой социальное неравенство.
Общество постепенно, в течение многих
тысячелетий расслаивалось на различные,
со своими собственными интересами и своим
собственным, далеко не одинаковым статусом,
устойчивые группы, классы, социальные
прослойки.
Во всей Галлии, писал по этому поводу
Гай Юлий Цезарь, существуют вообще только
два класса людей, пользуются известным
значением и почётом, ибо простой народ
держат на положении рабов: сам по себе
он ни на, что не решается и не допускается
ни на какое собрание. Большинство, страдая
от долгов, больших налогов и обид со стороны
сильных, добровольно отдается в рабство
знатным, которые имели над ними все права
господ над рабами.
Расслоение общества ведёт к тому, что
из общей массы членов рода выделяется
знать - обособленная группа вождей, военачальников,
жрецов. Используя свое общественное положение,
эти люди присваивали себе большую часть
военной добычи, лучшие участки земли,
приобретали огромное количество скота,
ремесленных изделий, орудий труда. Свою
власть, ставшую со временем наследственной,
они использовали не столько для защиты
общественных интересов, сколько для личных,
для удержания в повиновении рабов и неимущих
соплеменников. Появились и другие признаки
разложения первобытнообщинного строя
и соответствующей ему родоплеменной
организации, которая постепенно стала
вытесняться государственной организацией.
В новых общественно-экономических условиях
прежняя система организации власти -
родоплеменная организация, рассчитанная
на управление обществом, не знавшим имущественного
разделения и социального неравенства,
оказалась бессильной перед растущими
изменениями в сфере экономики и социальной
жизни, усиливающимися противоречиями
в общественном развитии, перед углубляющимся
неравенством.
"Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в
работе "Происхождение семьи, частной
собственности и государства", - отжил
свой век. Он был взорван разделением труда
и его последствием - расколом общества
на классы. Он был заменен государством".6
Государственные органы и организации
частично появились в результате преобразования
органов и организаций, сложившихся в
рамках первобытнообщинного строя. Частично
- путём полного вытеснения последних.
До появления имущественного разделения
населения и социального неравенства
общество не нуждалось в праве. Оно вполне
могло обходиться и обходилось с помощью
обычаев, регулировавших все общественные
отношения. Однако положение коренным
образом изменилось, противоречащими
друг другу и противоборствующими интересами.
Прежние обычаи, рассчитанные на полное
равенство членов общества и на добровольное
соблюдение содержащихся в них правил,
в новых условиях оказались бессильными.
Появилась жизненная необходимость в
новых правилах - регуляторах общественных
отношений, которые бы учитывали коренные
изменения в обществе и обеспечивались
бы не только силой общественного воздействия,
но и государственным принуждением. Таким
же регулятором стало право.
Первоначально право складывалось как
совокупность новых обычаев, к соблюдению
которых обязывали зарождающиеся государственные
органы и прежде всего суды. Позднее правовые
нормы (правила поведения) устанавливались
актами князей, королей и просто наделённых
такими полномочиями чиновников.
Разумеется, богатеющая родовая знать,
правящая верхушка всегда стремилась
закрепить в этих актах и обычаях прежде
всего свои собственные имущественные
и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося
права свою власть. Ей это в значительной
степени всегда удавалось. О чём можно
судить по характеру и содержанию дошедших
до нас правовых и литературных памятников
той эпохи, и в особенности, Древней Греции,
древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.
Так, в хорошо известных "Институциях"
римского юриста II в. н. э. Гая прямо закреплялось
имущественное и социальное неравенство
людей словами "Главное разделение
в праве лиц состоит в том, что все люди
- или свободные или рабы". Далее уточнялось:
"Из свободных людей одни - свободнорождённые,
другие вольноотпущенные. Свободнорождённые
суть те, которые родились свободными,
вольноотпущенные - это те, которые отпущены
на волю из законного рабства".
Аналогичное закрепление в праве экономического
и социального неравенства, наличие права
собственности у одних и отсутствие его
у других, официальное закрепление власти
господствующих слоев и классов имело
место не только у римского народа, но
и других народов. В этом заключается одна
из важнейших отличительных особенностей
права и правовых обычаев от прежних, регулировавших
общественные отношения в условиях первобытного
строя, не правовых обычаев.
Помимо вышеизложенной доктрины возникновения
права, в мире всегда существовало и существует
множество других теорий, объясняющих
процесс возникновения и развития права.
Это вполне естественно и понятно. Ибо
каждая из них отражает или различные
взгляды и суждения различных групп, слоёв,
классов, наций и других социальных общностей
на данный процесс. Или - взгляды и суждения
одной и той же социальной общности на
различные аспекты данного процесса возникновения
и развития права.
2. Патриархальная теория происхождения
права берет свое начало еще в Древней
Греции. Родоначальником ее считается
Аристотель. Среди заметных сторонников
данной теории выделяется англичанин
Филмер (XVII в.) и русский исследователь
государствовед Михайловский (XIX в.).
Право, по Аристотелю, является не только
продуктом естественного развития, но
и высшей формой человеческого общения.
Оно охватывает собой все другие формы
общения (семью, селения). В нем последние
достигают своей конечной цели - "благое
жизни" - и завершение. В нем же находит
свое завершение и политическая природа
человека.
Правовая власть, по мнению сторонников
патриархальной теории, есть ничто иное,
как продолжение отцовской власти. Патриархальная
теория служила в средние века обоснованием
абсолютной ("отеческой") власти монарха.
3. Договорная теория (теория договорного
происхождения права) объясняет происхождение
права общественным договором - результатом
разумной воли народа, на основе которого
произошло добровольное объединение людей
для лучшего обеспечения свободы и взаимных
интересов. Отдельные положения этой теории
развивались в V - IV веках до н. э.
Условия жизни людей и характер человеческих
взаимоотношений в естественном состоянии
представлялись не однозначным образом.
Гоббс видел естественное состояние в
царстве личной свободы, ведущей к "войне
всех против всех"; Руссо считал, что
это есть мирное идиллистическое первобытное
царство свободы; Локк писал, что естественное
состояние человека - в его неограниченной
свободе.
Сторонники естественного права считают
государство результатом юридического
акта - общественного договора, который
является порождением разумной воли народа,
человеческим учреждением или даже изобретением.
Классическое обоснование договорная
теория получила в трудах Руссо.
Руссо считает, что в интересах создания
правомерного государственного устройства
и восстановления истинного равенства
и свободы надо заключить свободный общественный
договор. Главная задача этого договора
состоит в том, чтобы "найти такую форму
ассоциации, которая защищала и охраняла
бы общей совокупной силой личность и
имущество каждого участника и в которой
каждый, соединяясь со всеми, повиновался
бы, однако, только самому себе и оставался
бы таким же свободным каким он был раньше".7
Обосновывая договорную теорию Руссо
отмечает: "Каждый из нас отдает свою
личность и всю свою мощь под верховное
руководство общей воли, и мы вместе принимаем
каждого члена как неразделимую часть
целого"8
Какую же роль при этом играло право? Было
ли оно одинаково справедливо ко всем?
Суровость закона, пишет он, существовала
лишь "для жалкого народа", ибо "вельможи,
фавориты, богачи, счастливцы не подлежали
его строгому суду. Все мечтали только
о чине, власти, титуле, сане и должности.
Каждый стремился быть изъятым из-под
гнета, для того чтобы угнетать других".
Каждый желал получить возможность безнаказанно
творить зло.
Таким образом, законодательство зависящее
от "порочного двора", должно было
лишь связывать граждан. Законы, которые
должны были обеспечивать счастье всех,
"служили только для защиты богачей
и вельмож от покушений со стороны бедняков
и серых людей, которых тирания стремилась
всегда держать в унижении и нищете".
Наряду с исключительным правом на принятие
законов у народа имеется также неотчуждаемое
право на сопротивление тиранам. Короли,
писал по этому поводу Руссо, всегда "хотят
быть неограниченными". Хотя им издавна
твердили, что "самое лучшее средство
стать таковыми - это снискать любовь своих
поданных", однако это правило при дворах
всегда вызывало и будет вызывать только
насмешки".
Из всего сказанного о естественно-правовой
теории происхождения права следует, что
ее сторонники исходят из того, что народ
обладает естественным, неотчуждаемым
правом не только на сознание своего права
на основе Общественного договора, но
и на его защиту.
Сторонники других концепций происхождения
права, как правило, относятся к теории
общественного договора критически, находят
в ней существенные изъяны. И это вполне
естественно, так как любая существовавшая
и существующая теория происхождения
права представляет собой лишь субъективный
взгляд человеческой мысли на процессы
объективного порядка.
Сторонники договорной теории различают
два вида права. Одно- естественное, предшествующее
обществу и государству. Второе - позитивное
право - является порождением государства.
Естественное право включает в себя такие
неотъемлемые права человека, как право
на жизнь, свободное развитие, участие
в делах общества и государства. Позитивное
же право основывается на требованиях
естественного.
Понятие естественного права включает
в себя представления о прирожденных правах
человека и гражданина, которые являются
общеобязательными для каждого государства.
Римские юристы наряду с гражданским правом
и правом народов выделяли естественное
право (jus naturale) как отражение законов природы
и естественного порядка вещей. Цицерон
говорил, что "закон государства, противоречащий
естественному праву, не может рассматриваться
как закон". Тем не менее, " закон,
властвуя над людьми, принуждает его ко
многому, что противно природе".9
По мере развития человеческой мысли данная
теория также совершенствовалась. В XVII-
XVIII вв. Она активно использовалась в борьбе
с крепостничеством и феодальной монархией.
Идеи естественной теории в этот период
поддерживались и развивались многими
великими мыслителями и просветителями.
В Голландии - это Гуго Гроций и Спиноза,
в Англии - Томас Гоббс и Локк, во Франции
- Жан Жак Руссо, Гольбах. В России одним
из главных представителей этой теории
права был Радищев.
В цивилизованном обществе нет оснований
для противопоставления естественного
и позитивного права, так как последнее
закрепляет и охраняет естественные права
человека, составляет единую общечеловеческую
систему правового регулирования общественных
отношений.
Основатели и продолжатели теории естественного
права выступали против идеи божественного
происхождения государства и права. В
их представлении власть монарха является
производной не от Бога, а от людей. Народ,
говорил Руссо, может лишить правителей
власти, если они нарушат заключенный
между ними и гражданами договор.
4.Теория насилия принадлежит к числу относительно
новых теорий права. Идейные истоки этой
теории зародились еще в эпоху рабовладения.
Ее представители считали, что право может
возникнуть лишь в результате насилия
и завоевания. Более развернутое научное
обоснование теория насилия получает
в XIX-XX веках.
Наиболее характерные черты теории насилия
изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича,
К. Каутского и других. Дюринг считал, что
основой общественного развития являются
формы политических отношений, а экономические
явления - это следствие политических
актов. Первоначальный фактор возникновения
права следует искать в непосредственной
политической силе.
Каутский также видит источник происхождения
права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель,
по его утверждению, подчиняет себе побежденное
племя, присваивает землю этого племени,
а затем принуждает его систематически
работать на себя, платить дань или подати,
тем самым устанавливая определенные
правила существования и, соответственно,
правовой аппарат.
При этом насилие рассматривается не как
некое ограниченное, локальное, а как глобальное,
к тому же "естественное" явление,
порождающее не только единство противостоящих
друг другу "элементов" государства
- победителей и побежденных, правящих
и управляемых, но и имеющее далеко идущие
социально-экономические последствия.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя
не только из формальных соображений,
но и на основании исторического опыта,
который подтверждает, что завоевание
одних народов другими являлось реальным
фактором существования государственности
исторически длительное время (например,
Золотая Орда). В более позднее время непосредственное
насилие сыграло решающую роль в образовании
американского государства: борьба между
Севером и рабовладельческим Югом в итоге
привела к образованию США. Ясно, что эти
реальные факты исторической действительности
лишь частично подтверждают истинность
теории насилия, но не позволяют игнорировать
ее научные положения.
5. Психологическая теория права возникла
в середине XIX века. Широкое распространение
получила в конце XIX первой половине XX
века. Ее наиболее крупный представитель
русский государствовед и правовед Л.
Петражитский (1867 - 1931 гг.).
Суть данной теории состоит в утверждении
психологической потребности человека
жить в рамках организованного сообщества,
а также в чувстве необходимости коллективного
взаимодействия. Говоря о естественных
потребностях общества в определенной
организации, представители психологической
теории считают, что право есть следствие
психологических закономерностей развития
человека.
Суть психологической теории заключается
в том, что она пытается объяснить возникновение
правовых явлений и власти особыми психологическими
переживаниями и потребностями людей.
Какие это переживания и потребности?
Это потребность властвования у одних
и потребность подчинения у других. Это
осознание необходимости потребность
послушания, повиновения определённым
лицами в обществе. Потребность следовать
их указаниям.
Психологическая теория права рассматривала
народ как пассивную инертную массу, ищущую
подчинения.
В своих работах по теории государства
и права Петражицкий подразделяет право
на автономное (или интуитивное) и на позитивное
(гетерономное). Автономное право образует
переживания, исполняющиеся по зову внутреннего
"голоса" совести. Позитивное правовое
представление имеет место тогда, когда
оно основано на чужом авторитете, на внешнем
нормативном акте.
По Петражицкому, право выполняет распределительную
и организационную общественные функции.
Содержание распределительной функции
выражается в том, что правовая психика
наделяет граждан материальными и идеальными
благами: неприкосновенностью личности,
свободой совести, свободой слова и другими.
Организационная функция права состоит
в наделении субъектов властными полномочиями.
Несмотря на известную теоретическую
сложность и "замкнутость" на психологической
стороне правовых явлений общественной
жизни, многие принципиальные положения
теории Петражицкого, в том числе и созданный
им понятийный аппарат, восприняты и довольно
широко используются современной теорией
государства и права.
6. Расовая теория берет свое начало еще
в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания
существующего строя развивались идеи
естественного деления населения в силу
у прирожденных качеств на две породы
людей - рабовладельцев и рабов.
Наибольшее развитие и распространение
расовая теория права получила в конце
XIX - первой половине XX в. Она легла в основу
фашистской политики и идеологии.
Содержание расовой теории составляли
развиваемые тезисы о физической и психологической
неравноценности человеческих рас. Положения
о решающем влиянии расовых различий на
истории, культуру, государственный и
общественный строй. О делении людей на
высшую и низшую расы. Из которых первые
являются создателями цивилизации и призванная
господствовать в обществе и государстве.
Вторые не способные ни только к созданию,
но даже и к усвоению сформированной цивилизации.
Их удел - слепое и беспрекословное повиновение.
С помощью государства и права высшие
расы должны господствовать над низшими.
Один из основателей расовой теории француз
Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев "высшей
расой", призванной господствовать
над другими расами. В фашисткой Германии
была предпринята попытка переписать
всемирную историю заново как историю
борьбы арийской расы с другими расами.
Носительницей духа высшей арийской расы
объявлялась Германия. К низшим расам
относились семиты, славяне и другие.
На расовой основе создавалась особая
система ценности "души расы", "чистоты
крови", "вождя нации" и т. п. Высшей
цели арийца объявлялось сохранение чистоты
крови. "Люди гибнут не из-за проигранных
войн, - писал Гитлер в "МАЙН КАМПФ",
- а из-за потери сопротивляемости... Все,
что не является полноценной расой на
земле - плевелы".
Важным средством решения всех важнейших
государственно-правовых и божественных
проблем объявлялась война. Для их оправдания
использовались положения, высказанные
известным немецким философом Ф. Ницше
(1844 - 1890гг.) типа: "война для государства
такая же необходимость, как раб для общества",
"любите мир как средство к новым войнам".
Исторически расовая теория изжила себя
и была полностью дискредитирована несколько
десятилетий назад. Она не используется
больше как официальная или даже полуофициальная
идеология. Но как "научная", академическая
доктрина она имеет хождение в западных
странах и в настоящее время.
7.Материалистическая (классовая) теория
Суть теории заключается в том, что государство
явилось на смену родоплеменной организации,
а право - обычаям.
Основные положения материалистической
теории представлены представлены в работах
К. Маркса и Ф. Энгельса.
Классовость и экономическая обусловленность
права является важнейшим принципиальным
положением марксистской теории. Основным
содержанием этой теории является представление
о том, что право является продуктом классового
общества; выражением и закреплением воли
экономически господствующего класса.
При данных отношениях "господствующие
индивиды... должны конституировать свою
силу в виде государства и придать своей
воле... всеобщее выражение в виде государственной
воли, в виде закона". То есть, возникновение
и существование права объясняется необходимостью
закрепления воли экономически господствующего
класса в виде законов и нормативным регулированием
общественных отношений в интересах этого
класса. "Право есть лишь возведенная
в закон воля".
Впоследствии положения марксисткой теории
прочно вошли в отечественное право. На
основе классового признака права делался
вывод, что в обществе, где отсутствуют
антагонистические классы, в праве выражается
воля всех дружественных классов и слоев
общества, руководимых рабочим классом.
Право полностью только тогда, когда общество
осуществит правило: "от каждого по
способности, каждому по потребностям",
то есть когда люди настолько привыкнут
к соблюдением основных правил общежития,
что они добровольно будут трудиться по
способностям.
Материалистическая теория ограничивает
жизнь права историческими рамками классового
общества. Она считает, что право - исторически
преходящее явление, которое необходимо
обществу лишь на определенном этапе его
развития. С исчезновением классов, оно
утратит полностью свою социальную ценность.
Маркситско - ленинская теория утверждает,
в полной мере определяемое его волей.
Заслугой марксизма являются постулаты
о том, что право - это необходимый инструмент
обеспечения экономической свободы индивида,
являющийся "беспристрастным" регулятором
отношений производства и потребления.
Его нравственные основы в цивилизованном
мире учитывают и реализуют объективные
потребности общественного развития в
рамках дозволенного и запрещенного поведения
участников общественных отношений.
Представители других концепций и теорий
происхождения права считают положения
материалистической теории односторонними,
неверными, так как они не учитывают психологических,
биологический, нравственных, этнический
и других факторов, обусловивших формирование
общества и возникновение государства.
Тем не менее, считает Шершеневич, огромная
заслуга экономического материализма
состоит в доказательстве выдающегося
значения экономического фактора, благодаря
которому "в конечном счете" можно
увязать "даже высокие и благородные
чувства человека с материальной стороной
его существования". "Во всяком случае,
- продолжает Шершеневич, - экономический
материализм представляет одну из самых
крупных гипотез в учении об обществе,
способную лучше всего объяснить массу
общественных явлений".
Заключение
Право явление многогранное. Рассмотренные
нами теории по разному объясняют причины
происхождения права. Попытка их обобщение
и осмысления в рамках одной универсальной
теории вряд ли возможно, хотя такие попытки
и предпринимались. Каждая из этих теорий
раскрывает одну из возможных сторон процесса
возникновения права.
История цивилизации знает десятки, сотни
правовых теорий. Глубокие умы человечества
в течение веков бились над разгадкой
феномена права, раскрытием его сущности.
Правовые теории прошлого являлись завоеванием
человеческой культуры, стремлением научной
мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих
отношений.
В наиболее общем виде все разнообразие
взглядов на разнообразие права может
быть сведено к противостояний двух исходных
принципиальных позиций. Одна из них заключается
в объяснение права как средств силы, средств
преодоления общественных противоречий
и обеспечения порядка прежде всего путем
насилия, путем принуждения. С этой точки
зрения право является орудиями и средствами
в руках одной части общества для провидения
своей воли, для подчинения этой воли других
членов общества. Суть права составляет
силу принуждения, подавления. Наиболее
четко и последовательно эта позиция обоснована
теорией насилия. Вторая точка зрения
состоит в том, что право обеспечивает
порядок в обществе путем снятия противоречия,
достижения социальных компромиссов.
С этой позиции функционирование права
выражается в общих скоординированных
интересах различных групп общества. Суть
права составляет общественное согласие,
компромисс. Наиболее четко эта позиция
обоснована теорией общественного договора.
Список использованной литературы.
1. Алексеев С.С. Государство и право. М.,
1993.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. т.1.
М., 1981.
3. Конституция РФ. М., 1993.
4. Лазарев В.В. Общая теория права и государства
- М.: Юрист, 1994.
5. Лившиц Р.З. Теория права - М.: БЕК, 1994.
6. Манов Г.Н. теория государства и права.
- М., 1995.
7. Марченко М.Н. Теория государства и права.
- М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
8. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993.
9. Пиголкин А.С. Общая теория права. - М.,1996.
10. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. -
СПб., 1907.
11. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре.
- М., 1938.
12. Советский Энциклопедический словарь
- М.: Советская энциклопедия, 1989.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права
М., 1993.
14. Черданцев А.Ф. Теория государства и
права. - М.: Юрайт, 2000.
1 Алексеев С.С. Государство и право. М..1993.
с.46-50.
2 Пиголкин А.С. Общая теория права. М., 1996.
с.40-61,Гл. V,с.82-86.
3 Манов Г.Н. Теория права и государства.
М.,1995. Гл. 1, параграф 4, с.14-17.
4 Марченко М.Н. Основы государства и права.
М., 1992. с.6.
5 см. Там же с.6
6 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.21, с.169
7 Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб,
1907, с.87
8 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре.
М., 1938, с.13
9 Гиппий, 460-400 гг. до н.э.