Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:10, курсовая работа
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах
абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является
философским основанием логицизма — крупного направления в современной
философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед[1].
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 5
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА
«ГОСУДАРСТВО» 13
2.1. Характеристика сословий 13
2.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства 29
3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ЗАКОНЫ» 38
3.1. Учение о смешанной форме государства 39
3.2. Учение о законах 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 58
под влиянием первого класса со вторым, которых Платон уподобляет рабочим
пчелам. В демократии, по Платону, из-за господства присущих толпе ложных
мнений происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей:
«наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность — свободою,
распутство — великолепием, бесстыдство — мужеством (561).
Платон правдиво и красочно описывает демократический строй: «Здесь
господствует уже неограниченная свобода. Каждый считает себя все
позволенным; в государстве водворяется полная безурядица. Сдержанные прежде
страсти и желания выступают во всей своей необузданности: наглость,
анархия, распутство, бесстыдство владычествуют в обществе. В правление
возводятся люди, которые льстят толпе; исчезает уважение к власти и закону;
дети равняют себя родителям, ученики наставникам, рабы господам. Наконец.
Самый избыток свободы подрывает ее основы, ибо одна крайность вызывает
другую. Народ преследует всякого, кто возвышается над толпою богатством,
знатностью или способностями. Отсюда новые, беспрерывные раздоры. Богатые
составляют заговоры, чтобы защитить свое достояние, а народ ищет себе
вождя. Последний мало-помалу забирает в свои руки; он окружает себя
наемными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и
становится тираном (VIII, 557-562).
Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее
вырастает ее продолжение и противоположность — тирания (VIII, 522d).
Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство; это власть одного над
всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как
вырождение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран
добивается власти как «ставленник народа» (VIII, 565 Д). В первые дни и в
первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет
себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов,
народу и близким к себе раздает земли и претворяется милостивым и кротким в
отношении ко всем (VIII, 566 Д-Е). Он ищет опоры в рабах и в людях самого
низкого свойства, потому что лишь в себе подобных он находит преданность.
«Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие,
уничтожение более или менее выдающихся людей — потенциальных противников,
постоянное инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка и т.п.),
подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом
предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен,
великодушен, разумен или богат[93]. Таковым является далеко не полный
перечень злодеяний тирании, приводимый в конце восьмой книги «Государства»,
где содержится критика Платоном тиранического правления, которая, по мнению
В.С. Нерсесянц, является «возможно, самая выразительная во всей мировой
литературе»[94].
Для людей, живущих в условиях порочного государственного строя,
характерны, по мнению Платона, ошибочный выбор ценностей, ненасытное
стремление к ложно понятому и неверно осуществляемому благу (в тимократии —
безудержная страсть к военным успехам, в олигархии — к богатству, в
демократии 1 к безграничной свободе, в тирании — к чрезмерному рабству).
Именно это, согласно Платону, и губит данный строй. Таким образом, каждая
форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее
собственному принципу,
и злоупотреблений последним[
Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к
изначальному строю — правлению мудрых.
Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим следующие
выводы из диалога Платона «Государство»:
1. Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он
понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то хорошо
и для гражданина.
2. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное
подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к анархии, а второе — к
тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность
оборачивается своей противоположностью.
3. Очень важно, чтобы в государстве было единство, которое Платон
понимал трояко: а) закону подчиняются все без исключения граждане; б) не
должно быть контраста между самыми бедными и самыми богатыми; в) нельзя
допускать разногласий между теми, кто осуществляет управление государством.
4. Сословная (кастовая) структура общества лучше всего соответствует
интересам государства и граждан, так как всем гарантирует порядок,
достаток, безопасность и процветание.
5. Двум высшим сословиям — правителям и воинам — запрещается иметь
любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время отдавали
служению государству, которое обеспечивает их всем необходимым.
6. Платон был за полное равноправие женщин и за общественное
воспитание детей.
7. Платоновская демократия — это не иное, как анархия; недостатки
олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы
правления — это монархия и аристократия, а самая худшая — это тирания.
8. Исходными формами правления, из которых произошли все другие,
являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в
каждом государстве[96].
Субъектом
свободы и высшего
отдельная личность и даже не класс, а все общество, все государство в
целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье,
его свободу и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в
«Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность
как таковая, растворяются во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие
люди»[97].
Начертанный проект наилучшей организации государства и общества
философ считает осуществимым только для греков: для других народов он
неприменим в силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного
общественного порядка. Более того, с течением времени Платон и сам
охладевает к своей модели идеального государства после неудачной попытки
реализовать ее на практике[98].
3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА
Платон на склоне своих лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э.,
в «Законах»1 изложил второй проект наилучшего государственного устройства,
уже гораздо более связанного с действительностью[99].
«Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему
превышающее любой диалог Платона.
«Законы» — детище престарелого, умудренного жизнью и во многих
отношениях разочарованного в ней Платона, — представляют собою неторопливую
беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним
мыслям, с углублением и оттачиванием тонкостей законодательства того
общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».
"Законы" обширны и охватывают самые разнообразные проявления
человеческого общежития. «Внимательное рассмотрение этого трактата
показывает, что Платон, создавая свою теорию государственного устройства,
во многом отталкивался от реальности, и это обстоятельство в определенной
степени придает труду философа характер исторического источника»[100] Как
бы разочаровавшись в возможности осуществления на практике идеала,
изображенного в «Государстве», Платон в "Законах" отступает в ряде
существенных положений от требований, выдвинутых в первом произведении. Это
была попытка философа путем различного рода уступок приблизить свой идеал к
действительности[101]
3.1. Учение о смешанной форме государства
«Создание
утопического государства в «
процесс основания города и его социально-политического организма. Платон
даже стремится придать своему трактату в како-то степени реальный характер,
указывая, что он сделан по случаю предстоящего основания критской колонии
Магнезии»[102].
Для основания города прежде всего необходимо выбрать подходящую
местность, причем наиболее удобными для этого являются внутренние части
суши, удаленные от моря.[103] Количество «народонаселения» должно быть
достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение
порядка. Контингент колонистов устанавливается в 5040 человек; это, по
мнению Платона, наиболее подходящее число граждан для нормального
функционирования города.(737С-735А). Установленное количество граждан
должно всегда оставаться неизменным. Так, правители принимают меры, чтобы
это количество никогда не увеличивалось и не уменьшалось, поощряя или
воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в
колонии.
Наделение граждан землей предполагается таким образом, что участки
должны быть по возможности равными, поэтому там, где почва хуже, они должны
быть большими, а где лучше - меньшими. Общее число наделов — 5040 — должно
соответствовать числу граждан, разделенных на 12 фил (737С-Е; 745В-С).
Каждый гражданин получает по жребию участок земли, разделенный на две
части: одна ближе к городу, другая на окраине государства, для того, чтобы
каждый имел живейший интерес в защите границ. В городе колонисты получали
ойкопедон — участок под дом и гэпидон — прилегающую площадь под
хозяйственные пристройки, а также приусадебный участок (741С; ср. 739
Е)[104] Также распределялись дома: один в центре города, другой на краю. В
государстве частная собственность стесняется всеми мерами. Так, участки
должны считаться
(740В; 741В).
Каждый участок составляет переходящий по наследству надел. Между
детьми участок не делится, а целиком переходит к одному из них, другим же
детям отдаются участки бездетных семей.
Дочери вовсе не получают приданого, и если они остаются единственными
наследницами отцовского участка, то выдаются замуж за бедных, ограничивая
таким образом недвижимое имущество граждан.
Платон не допускает и чрезмерного увеличения движимого. Золото и
серебро изгоняются из государства, с целью устранения побуждений к тяжбам
и неправедному стяжанию. «Должна существовать государственная ходячая
монета, но не будет дозволено ни ростовщичество, ни накопление частной
собственности, что одинаково предупредит крайние степени богатства и
бедности.[105] Низшею нормой служит доставшийся по жребию участок земли,
который должен быть у всякого, даже у бездетного. Высшая же норма
определяется вчетверо против первоначального участка. И затем излишки
отбираются в пользу государства.
В связи с различным имущественным положением граждане делятся на
четыре класса, причем подати и почести распределяются как можно более
ровным образом внутри тех или иных классов; при этом допускается из низшего
класса в высший и наоборот согласно достатку. Имущественный ценз для
классов устанавливается соответственно в 4, 3, 2 и 1 мины (744 Б-С, 754 Д-
С).
В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые занимаются
земледелием, ремеслами и торговлей. Наличие рабства является одной из
предпосылок платоновской конструкции второго по совершенству государства.
Платон отмечает, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил
количеством рабов» (778).
Платон в «Законах» выступает за потребительское равенство всех
сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ, ничем не
должна быть больше остальных двух частей, предназначенных для рабов, а
равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все
части были вполне равны и в отношении качества» (848).
Политическим
правами обладают только
является поддержание и соблюдение общегосударственного устройства. Граждане
являются равноправными, но принципы равенства трактуется Платоном
аристократически. «Ибо для неравных, - отмечает Платон, - равное стало бы
неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера». Полноправные граждане не
занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни ремеслами.
Лица, занятые физическим трудом, исключаются из числа граждан[106]
Ремесла совершенно воспрещаются не только гражданам, но даже их
Информация о работе Вопросы государства и права в диалоге Платона "Законы"