Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 16:44, контрольная работа
Воссоздание в России постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти - одно из самых существенных завоеваний последнего времени, важнейшее условие движения по пути создания демократического общества и правового государства.
Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Введение ..3
1. Государственная дума. Порядок формирования, организация деятельности, полномочия. ..4
2. Порядок созыва и проведения заседаний Государственной Думы 9
Заключение 14
Список использованных источников 15
Приняв законопроект в первом чтении, Дума может установить срок подачи поправок к нему и внесения его на второе чтение, а также решить вопрос о всенародном его обсуждении. В течение пяти дней принятый в первом чтении законопроект направляется для сведения в Совет Федерации.
Если по одному и тому же вопросу рассматривалось несколько законопроектов, Дума решает, который из них принимается за основу для дальнейшей работы, что означает отклонение остальных законопроектов. Они не могут повторно вноситься до принятия Думой окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении.
Поправки к принятому в первом чтении законопроекту вносятся в соответствующий комитет в виде текста изменений или дополнений конкретных статей либо предложений об исключении тех или иных положений. Такие поправки могут вносить любые субъекты права законодательной инициативы. Правило о том, что поправки подлежат внесению в письменном виде в комитет, занимающийся разработкой законопроекта, имеет большое значение, ибо помогает преодолеть традиции бытовавшей в свое время на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете практики внесения поправок с голоса.
На второе чтение законопроект выносится с таблицами поправок, рекомендуемых комитетом соответственно к отклонению и к принятию. По поручению комитета правовое управление аппарата Думы вносит уточнения в перечень актов федерального законодательства, затрагиваемых в случае принятия законопроекта. Законопроект с таблицами поправок и уточненный перечень направляются инициатору, как правило, не позднее чем за 30 дней до рассмотрения Думой. Они направляются также Президенту и Правительству, если те не являются инициаторами.
Совет Думы включает законопроект в календарь рассмотрения вопросов во втором чтении, не позднее чем за 15 дней до рассмотрения направляет необходимые материалы депутатам и определяет докладчика - представителя ответственного комитета.
На заседании Думы после докладчика выступают полномочный представитель Президента, представители инициатора, Правительства. Фракции и депутатские группы, если имеют возражения, заявляют их в течение трех минут, и после ответа докладчика поправка голосуется. При рассмотрении возражений палата решает вопрос о принятии проекта за основу. При положительном решении на голосование ставится вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению поправок; в случае утверждения данной рекомендации законопроект голосуется во втором чтении. А при отрицательном решении ставится вопрос о продолжении обсуждения или отклонении законопроекта. Если решено продолжить обсуждение, голосуются поправки, отклоненные ответственным комитетом. Затем происходит голосование законопроекта во втором чтении.
Ответственный комитет редактирует с участием правового управления аппарата Думы принятый во втором чтении законопроект, стремясь устранить возможные внутренние противоречия, установить правильные взаимосвязи статей и внести необходимую редакционную правку, после чего в течение семи дней представляет законопроект в совет Думы.
Третье чтение назначается советом на специально отведенный день недели. Оно заключается только в голосовании законопроекта для принятия в качестве федерального закона. Поправки и обсуждение его содержания более не допускаются. Лишь по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов, председательствующий обязан проголосовать вопрос о возвращении ко второму чтению.
II. Порядок созыва и проведения заседаний Государственной Думы
В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю -с 12 января по 20 июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря. Государственная Дума правомочна начать свою работу если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст.49 Регламента.) В соответствии со ст.96 ч.З Конституции Российской Федерации первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя Государственной Думы председательствуют представители всех избирательных объединений. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, но Президент России может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока (ст. 30 Регламента).3
На первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов избирает: Счетную комиссию, 1 Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту, Временный секретариат и Мандатную комиссию Государственной Думы. А также на первом заседании депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей. Заседание Государственной Думы может быть открыто, если на нем присутствует более половины от общего числа депутатов палаты.
Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в печати, по радио и телевидению; на заседания приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители средств массовой информации, независимые эксперты, ученые и специалисты, необходимые для дачи заключений по рассматриваемым палатой вопросам.
Депутаты могут принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Президентом России, комитетом или депутатским объединением в Государственной Думе, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства России.
Заседания стенографируются. Представители прессы, радио и телевидения на закрытые заседания палаты не допускаются. Заседания проводятся в соответствии с принятой Конференцией Государственной Думы общей программой сессии Государственной Думы, утвержденной на ее первом заседании и заблаговременно разосланной депутатам, и календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, утвержденным Конференцией Государственной Думы.
Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяются Регламентом.
Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: послания и обращения Президента России, а также проекты законов и иных нормативно-правовых актов, внесенных в качестве срочных Президентом и Правительством Российской Федерации; проекты законов, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы; проекты законов о ратификации международных договоров; проекты регламента Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений; опросы о выражении доверия Правительству Российской Федерации.
Во время сессии Государственной Думой проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.
Работа Государственной Думы осуществляется в строго определенные дни недели. Пленарные заседания Государственной Думы проходят в среду и в пятницу; конференция собирается еженедельно во вторник во второй половине дня; комитеты заседают каждый понедельник и четверг; во вторник депутаты работают в комитетах, во фракциях и депутатских группах, а также проводятся парламентские слушания; каждая четвертая неделя месяца отводится для работы депутатов с избирателями.
Вовремя парламентских каникул могут быть созваны внеочредные заседания Государственной Думы. который назначаются Советом палаты по требованию Президента России, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа депутатов Совета Федерации.
На любом открытом или закрытом заседании палаты вправе присутствовать: Президент России или полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, члены Конституционного Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека. Генеральный прокурор, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях только по специальному приглашению.
На заседаниях палаты ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний. В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.
Особое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях палат посланий Президента России, содержащих законодательную инициативу или законодательные предложения. Основанием для проведения совместных заседаний являются также послания Конституционного Суда и выступления руководителей иностранных государств.
В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания, которые проводятся по инициативе Конференции Государственной Думы, комитетов Государственной Думы по инициативе группы не менее пятидесяти депутатов. На парламентских слушаниях обсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет; важнейшие проблемы внутренней и внешней политики.
Парламентские слушания заканчиваются принятием по обсуждаемому вопросу рекомендаций. Рекомендации принимаются путем одобрения большинством депутатов, принявших участие в слушаниях. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности и публикуются в печати.
На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, затрагивающие сведения, отнесенные к государственной тайне. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях.
Основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации в ч. 1 ст. 109, которая гласит что: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.»
В ч. 4 ст. 1 II Конституции Российской Федерации предусмотрен роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной думой.
В этом случае Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации (ст. 117 ч.З), после чего Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
В ч.4 ст.117 Конституции указано, что «Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.»
Часть 2 ст. 109 гласит: в случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
В соответствии со ст. 109 Государственная Дума не может быть распущена: по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации, до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. Частью 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации установлено, что «С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.»
Заключение
Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и порой противоречивого исторического развития института народного представительства.
Государственная Дума осуществляет целый ряд функций: законотворческую, контрольную, функцию назначения должностных лиц, выработку рекомендаций. Для осуществления данных функций и образуются специальные органы Думы, правовое положение и функции которых были рассмотрены в данной работе.
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Действующая Конституция 1993 года коренным образом изменила роль и функции законодательного органа государственной власти Российской Федерации - Государственной Думы. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, ограничен и четко очерчен. Из сферы ведения Государственной Думы исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа.
В действующей Конституции Российской Федерации принцип разделения властей реализован значительно более последовательно и полно. Предусмотренная Конституцией различная компетенция для каждой из палат парламента обеспечивает «систему сдержек и противовесов» в деятельности Федерального собрания.