Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в научном обосновании понятия государственной власти, её признаков и структуры, исследовании доктринальных взглядов на соотношение государственной и политической власти, а также в анализе проблем легитимности государственной власти.
В соответствии с заявленной целью поставим в работе ряд следующих задач:
- Рассмотреть понятие государственной власти и ее соотношение с политической властью и публичной властью.
- Исследовать признаки государственной власти.
- Обозначить принципы осуществления государственной власти.
- Выделить субъекты государственной власти: понятие и виды.
- Изучить способы осуществления государственной власти.
- Дать характеристику общества как объекта государственной власти.
- Выявить проблемы легитимности государственной власти.

Содержание

Глава I. Государственная власть как особая разновидность социальной власти 5
1.1. Понятие государственной власти и ее соотношение с политической властью и публичной властью 5
1.2. Признаки государственной власти 9
1.3. Принципы осуществления государственной власти 11
Глава II. Общая характеристика содержания структуры государственно-властных отношений 15
2.1. Субъекты государственной власти: понятие и виды 15
2.2. Способы осуществления государственной власти 18
2.3. Общество как объект государственной власти. Проблемы легитимности государственной власти 21
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная власть понятие признаки структура.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы политическая власть была успешной, она должна быть легитимной. Власть легитимна в том случае, если «управляемые» признают за ней право управлять. Юридически правовая законность свидетельствует о легальности власти.

Легитимность власти может основываться либо на принуждении и насилии, либо на убеждении и влиянии. В первом случае «управляющие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «управляемых», во втором, - опираясь на их добровольное согласие или солидарность.11

Легитимация политической власти представляет собой взаимообусловленный процесс, с одной стороны, «самооправдания» и рационального обоснования собственной власти со стороны «управляющих», с другой - «оправдания» и признания этой власти со стороны «управляемых».

В обществе всегда есть социальные группы, не согласные с действующей властью, поэтому легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера.

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки  политической власти, поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. Так в качестве причин делегитимации называют следующие факторы: невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия; наличие военных конфликтов и гражданских войн; невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям; разрушение конституционного порядка.

В качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее «верхнюю» границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

Особенностью кризиса  легитимности государственной власти в России, является также утрата национально-государственной идеи, или с тем, что эта идея переставала выполнять присущие ей функции: быть социально-интегрирующим фактором; служить оправданием существующего политического режима и социального порядка; формулировать консолидирующие цели общества.12

В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций можно назвать следующие: эффективная политическая коммуникация власти и общества; усиление роли правовых методов достижения целей; уравновешенность ветвей власти; организация контроля со стороны гражданского общества за политической властью; укрепление демократических ценностей в обществе.

За последние двадцать в России власть становится самостоятельным фактором, а народ перестает быть единым социальным субъектом и преобразуется в гражданское общество.

Кризис легитимности политической власти в современной России вызван несколькими факторами: использованием реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без выяснения того, какие ценностные ориентации, духовные интенции людей скрываются за их достижениями; проведением реформ на основе нормативистского, программно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы; иллюзией о всесильности власти.

Кризис легитимности политической власти в России с цивилизационной точки зрения был вызван кризисом этатизма и патернализма, как основных принципов нормативно-ценностного порядка, сливающегося в российской цивилизации с государственностью.

В социальном плане кризис легитимности политической власти в  России обусловлен, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов; с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности.

Как отмечает А.В.Лубский13, в России сложилась ситуация, описанная в теориях «государственной перегрузки» (Бриттэн и Нордхауз), «узаконения кризиса» (Хабермас). Эти теории объясняют падение легитимности политической власти двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что государственная власть берет на себя гораздо больше обязательств, чем способна выполнить; а во-вторых, тем, что правительство и партии, особенно в ходе предвыборных кампаний, дают гораздо больше обещаний, чем могут выполнить. Безответственность правительства, партий, политических лидеров ведет к разочарованию и скептицизму в массовом сознании, а следовательно, и к утрате политической властью легитимности.

Политическая власть в России, чтобы быть легитимной, должна соответствовать в той или иной мере разным культурным типам: архаическому - древнерусскому народному типу; традиционалистскому - православно-славянскому и общественно-социалистическому; современному - либерально-западному типу культуры.

В современной России существует потребность в нравственной политике. В стране складывается ситуация, когда в общественном мнении начинает преобладать представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии, что подтверждается коррупционными скандалами во властных структурах. На волне массового нравственного негодования рождается мысль, что стоит положить конец разворовыванию страны и грабежу народа, как все наладится и все проблемы разрешатся сами собой.

Ряд обстоятельств побуждает людей рассматривать политическую власть сквозь призму нравственных ценностей: низкий жизненный уровень значительной части населения, вызывающий дискомфорт, раздражение и озлобленность; уверенность в том, что политическая власть утрачивает способность что-либо изменить «сверху»; убежденность общества в непричастности к «бедам» и «неурядицам» в стране; наличие в обществе демагогических политических сил и деятелей, обличающих безнравственность политиков, находящихся у власти. Значительная часть населения в нашей стране начинает поворачиваться к идее «честности» власти как единственно возможному средству наладить жизнь и навести порядок в стране.

Представляется, что основной причиной неспособности власти выполнять  свои общественные функции, является разрыв между властью и народом. Но этот разрыв происходит не только по причине  власти, что является свидетельством одностороннего подхода. Власть становится такой, какой ее делает человек, исходя из своих потребностей, понимания сущности власти и соответствующих ожиданий от нее.

Власть должна управлять  адекватно тем требованиям, которые  предъявляются к ней в соответствии с динамичными и качественными  изменениями современного мира. Россия переходит к новому этапу социальной самоорганизации, с возросшими требованиями к личности, государственным и общественным институтам. Вследствие новых задач, система власти должна быть построена таким образом, чтобы не подавлять многообразие интересов в обществе, стремиться к согласию и солидарности всех его членов, а граждане должны проявлять толерантность друг к другу и взаимопонимание.14

В большей мере легитимность политической власти в современной России приобретена благодаря легальному способу формирования властных институтов.

Другое направление  легитимации связано не столько с постановкой и обоснованием «великих целей», сколько с поиском эффективных способов решения насущных проблем российского общества. Предпринятые политической властью меры, связанные с реализацией национальных проектов, преодолением бедности, борьбой с коррупцией чиновников, повышением эффективности работы государственного аппарата, способствуют восстановлению ее легитимности. Но так как подобные инициативы исходят, как правило, от Президента, рейтинг доверия населения у которого стабильно высокий, то уровень легитимности других ветвей власти невысок.

Такую ситуацию можно  объяснить разными основаниями  легитимации. Президентская власть как власть верховная легитимируется в основном культурным архетипом и соотносится, прежде всего, с нравственным идеалом Правды, основанном на патриархальном этатизме, вере в «чудо» со стороны умеренно-авторитарного лидера, наделяемого в определенной мере харизматическими чертами.

От исполнительной власти (правительства) в России ожидают социальной эффективности, которая санкционируется менталитетом и носит сознательно-оценочный характер. В настоящее время за этим понятием скрывается способность правительства проводить политику, соответствующую ожиданиям различных групп населения и поддерживать в обществе социальный порядок.

Легитимация представительных учреждений государственной власти в русской ментальности осуществляется через соотнесение их деятельности с принципом соборности как «воли к согласию», а не «воли к власти». Большинство населения не связывает с законодательными органами власти своих надежд.

Легитимность судебной ветви власти является низкой по причине  ее ангажированности, подверженности коррупции, вследствие чего надежды граждан на справедливое правосудие невелики.

 

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели  понятие государственной власти, её сущность, структуру, функции и  основные её признаки. Анализ всего  вышеперечисленного позволяет сделать  вывод о том, что государственная  власть – это такая разновидность  общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, то есть проводиться от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Рассматривая вопрос о соотношении терминов «публичная власть» и «политическая власть» мы пришли к выводу, что государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

Обобщая основные, характерные  черты государственной власти мы пришли к выводам, что ей присущи  следующие признаки: классовый характер, опора на возможность государственного принуждения, не совпадает её непосредственно  с населением, учреждение государственной власти сообразуется с разделением населения по территориальному признаку. По сути, признаками государственной власти можно считать и то, что она является высшей, единой и неделимой, не может допустить конкуренции другой власти в отношении тех же лиц в пределах территории государства, она способна сделать свою волю мотивом поведения других лиц.

Одним из важнейших вопросов является и соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, а также действительно действующая система сдержек и противовесов. Особенно это актуально для современной России, которая в середине 80-х годов XX века вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Для более полного и точного, современного понимания государственной власти её характеристику, данную в нашей основной работе, следует дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи человечески обусловленной властью определённого класса (или народа), она вместе с тем учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к согласию, компромиссу; отражает реальную социальную – политическую структуру общества, тенденции его развития.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

I. Нормативно-правовая:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г

 

II. Специальная литература:

  1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 2009. – 567c.
  2. Байтин М.И. Государство и политическая власть. - Саратов, 1972. – 676с.
  3. Большая российская энциклопедия. - М:. Российская энциклопедия. 2006. – 789с.
  4. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". - "Деловой двор", 2010.
  5. Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности // Полис. - 2009. - №3. – 123с.
  6. Дмитриев П. Л. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. - 2007. - № 7. – 213с.
  7. Дахин А.А. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. - 2007. - №3. – 145с.
  8. Крайнов А.П. Способы и формы осуществления государственной власти//Полис. - № 34. - 2009. – 211с.
  9. Лубский А.В. Государственная власть в России // Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие. / Отв. ред. С.А.Кислицын. - Ростов н/Д., 2008. – 433с.
  10. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - "Проспект", 2010 г.
  11. Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я.Хабриевой. - М., 2009. – 534с.
  12. Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика // Полис. - 2009. №1. – 78с.
  13. Cырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Былина», 2008. – 567с.
  14. Теория государства и права. / Под ред. Н. И. Матузова. – М.: Юристъ, 2009. – 478с.
  15. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2009. – 488с.
  16. Теория государства и права. / Под ред. М. М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 587с.
  17. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко.- М.:Зерцало, 2008. – 589с.
  18. Теория государства и права. / Под ред. В. М. Карельского. – М.: Инфра-М, 2009. – 686с.
  19. Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе //  "Журнал российского права", 2009 г., N 7
  20. http://humanitar.ru

Информация о работе Государственная власть