Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:22, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена рядом объективных предпосылок, среди которых центральное место занимают процессы реформирования отношений Российского общества. Конституционное закрепление многоукладности экономики, содержанием которой выступают рыночные отношения, не могли не изменить форму существования общества во всей совокупности его элементов.
Необходимость власти в обществе тесно связана с конфликтами между индивидуумами и группами в сфере распределения благ и общественных ролей (должностей), по распределению этих благ. Поэтому зачастую создается трехэлементная модель власти: субъект (система), осуществляющий власть, и два субъекта (группы), находящиеся в конфликте. Властвующий субъект (в разных версиях) выступает как лицо или независимое и нейтральное, или заинтересованное, отдающее предпочтение определенному субъекту.
2.2 Легитимность и легальность государственной власти
Констатация дееспособности государственной власти как четко организованное функционирование государственного механизма имеет еще одну грань — социальное признание властных структур населением, интересы которого эти структуры призваны обеспечивать и защищать. Такое признание, по сути, является основным, стратегическим ресурсом любой публичной власти, во многом раскрывающим ее социальное предназначение.
Можно выделить три основных эволюционных уровня, которые проходит в своем развитии институт социального признания власти25:
Термин «легитимность» иногда переводят с французского языка как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие в соответствии с законом, отражается категорией «легальность». Понятие легитимности носит скорее оценочный, этический и политический характер, легальность — формально-юридический и этически нейтральный26. Государственная власть, пусть и не популярная, как правило, легальна. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению, и использовать их как орудие организованного насилия, творить произвол. Легитимность публичной власти — это социальное признание ее права на руководящую роль в обществе. Государственная власть не может рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скрепленное уважением законности. Основной предпосылкой добровольного согласия является твердая уверенность народа в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают и претворяют в жизнь свои решения в сфере законных государственных интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным. Там, где легитимность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и опасность революционных потрясений27. Нередко понятия «легитимность» и «легальность» рассматриваются как две взаимодополняемые характеристики публичной власти. Согласно М. Веберу легитимность — это не только законность власти с формально-юридической точки зрения, но и явление социально-психологическое, состоящее в принятии обществом политической власти или как минимум пассивном повиновении ей. Так, вновь возникающие режимы (революция, военный переворот и т.п.) могут стать легитимными, если обеспечат себе поддержку значительной части общества. Сама природа легитимности, ее источники и способы обеспечения могут быть весьма различными в зависимости от культурного уровня, традиций, психологии населения28. Являясь сложным социальным феноменом, легитимность может характеризовать, с одной стороны, авторитет власти, доверительность, признанность, а с другой — преданность этой власти, способность и желание подвластных субъектов идти за ней и выполнять ее требования.
Легитимация государственной власти — сложный социальный процесс, результатом которого является признание власти легитимной. Структура процесса легитимации предполагает наличие таких основных элементов, как субъект, объект, средства, методы, условия, принципы, процедуры. Эти элементы находятся в постоянной взаимосвязи, взаимодействуют между собой, каждый выполняет свою функцию, чем способствует функционированию всей системы. В юридической науке системы подобного рода часто называют механизмами, выделяя, например, механизм государства29, механизм правового регулирования30. В связи с этим вполне обоснованно введение в научный оборот категории «механизм легитимации государственной власти», под которым понимается комплексная система включающую в себя субъект, объект, условия, принципы, процедуры, средства, методы, при помощи которых осуществляется признание легитимности государственной власти.
Субъекты легитимации. Исходя из того что легитимация — это специфическое социальное отношение, можно констатировать, что она, как любое отношение, подразумевает связь как минимум между двумя субъектами. Этими субъектами выступают носитель власти и подвластный субъект. Но в нашем случае речь фактически идет о субъектах всех властеотношений. Для того чтобы субъекты выступали не просто субъектами властных отношений, а являлись именно субъектами легитимации, они должны выступать в особом качестве и обладать соответствующими способностями. Так, подвластный субъект должен обладать реальной способностью и возможностью соответствующего восприятия и оценки власти. Он должен либо воспринимать власть как свою, а реализацию властных полномочий соответствующими органами как выражение своих интересов, либо не принимать власть, оценивая реализацию властных полномочий соответствующими органами как не отражающую его интересы.
Если речь идет о легитимации государственной власти, то таким субъектом может выступать народ, население государства, господствующий класс, элита. В государстве, претендующем на социальный статус демократического, именно от народа (населения), выступающего в качестве единственного законного субъекта легитимации, власть в государстве получает признание. Это положение закреплено в принципе народного суверенитета, суть которого состоит в том, что государственный суверенитет (верховная власть в государстве) исходит от народа и принадлежит исключительно народу. Принцип народного суверенитета закреплен в ч. 1 ст. 3 Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Кроме осознания права на власть, субъект должен обладать реальной способностью осуществления этой власти и удержания ее. Если речь идет о легитимности государственной власти, она должна обладать реальной возможностью применения всего потенциала государственного аппарата для реализации своих властных устремлений. Высшая власть или ее носитель — суверен — это носитель бесконтрольной власти. Долгое время и практически повсеместно (пожалуй, за исключением древнегреческих городов — полисов) сувереном являлся и признавался монарх (царь, король, шах и т.п.). В Новое время по мере свершения буржуазно-демократических революций в странах европейского континента (а также США) начинает провозглашаться в качестве суверена (т.е. высшего, конечного субъекта власти) народ. Так, уже в варианте конституции США было записано: «Мы, народ США, для того чтобы установить справедливость, обеспечить внутреннее спокойствие, создать общую защиту... предписываем и устанавливаем всем эту конституцию для США»31. Здесь сувереном провозглашается народ, хотя это дано в несколько опосредованной форме.
Осуществляемое органами государственной власти представительство от имени народа имеет следующие степени:
- первая — органы, прямо избираемые народом, например Государственная Дума;
- вторая — органы, образуемые
представительными органами
- третья — половина состава Счетной палаты РФ, формируемая Советом Федерации, который, в свою очередь, относится к органам второй степени, и т.д.
Таким образом, народ путем делегирования и распределения полномочий поручает управление обществом, самим собой на какой-то период определенным политическим силам, действующим в рамках политической системы. Политическая система выступает в качестве совокупного субъекта власти. Ее образуют органы государственной власти и управления, политические партии и движения, правоохранительные органы, вооруженные силы, политизированные общественные организации, политические лидеры.
Непосредственными субъектами политической власти, в свою очередь, являются те институты и органы, которые реализуют процесс управления различными сторонами жизни общества. Они располагают различными рычагами власти — принуждение, финансирование всех видов, руководство законодательными процессами, моральное и материальное стимулирование и т.п.
Особым типом субъектов власти на определенных этапах развития государства является правящий класс. Так, Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла всю полноту власти за «трудящимися массами» (п. «ж» ст. 3) и лишала права избирать и быть избранными отдельные категории населения, в частности лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли; живущих на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества; частных торговцев, торговых и коммерческих посредников; монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов; служащих и агентов бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также членов царствовавшего в России дома (ст. 65). В конце 20-х — начале 30-х гг. нормативными актами советской власти постепенно снимаются ограничения на участие в выборах, а избирательное право из всеобщего для рабочих и беднейших крестьян становится всеобщим для трудящихся, т.е. рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции (но других элементов в обществе попросту нет, даже кулаки в процессе раскулачивания были превращены либо в рабочих или крестьян, либо в заключенных).
Объект легитимации - это то, на что направлен процесс легитимации, то, по поводу чего складываются соответствующие политико-правовые отношения. В качестве объекта выступает государственная власть, т.е. «возникающее на основе социальной асимметрии в обществе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является особый политический субъект — государство, его орган, должностное лицо»32.
Механизм легитимации государственной власти может функционировать не только во внутренней (внутригосударственной), но и во внешней (международной) сфере. Особенностью международной легитимации является то, что признание власти осуществляется неподвластными субъектами, в качестве которых выступают иные государства. Такое признание является односторонним добровольным актом государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о признании государства в качестве субъекта международного права33.
Легализация государственной власти, неразрывно связанная с процедурами наделения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, правительства), осуществляется по-разному в условиях различных форм правления, государственного режима.
Легализация государственной власти - это юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего, конституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как Конституция РФ 1993 г., легализовавшая ту государственную власть, которая сложилась после фактического роспуска двухсоставного парламента (Съезда народных депутатов и Верховного Совета). Легализация может осуществляться также путем принятия конституции избранным народом Учредительным собранием или парламентом. Конституции закрепляют основы общественного и государственного строя, порядок создания и систему органов государства, методы осуществления государственной власти, делая их легальными (законными).
Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий, порядок деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах парламента и президента, законы о правительстве, о судебной системе), указами президента, постановлениями правительства, решениями судов (например, Конституционного суда и других судов, рассматривающих споры о полномочиях между органами государства) и т.д..
Легализация государственной власти - понятие юридическое. Обоснование властных полномочий в данном случае коренится в юридических актах, хотя бывают такие конституционные акты, которые легализуют (на деле, только внешне) антинародную, антидемократическую, террористическую, государственную власть. Однако, во-первых, конституции и законы могут быть приняты, изменены, отменены различными способами.
Определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, наличие или отсутствие конституции, иного основного закона, определяющего пределы государственной власти, основные права граждан), но и то, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного права. Государственная власть должна быть законной. Во-первых, должно быть законным само ее происхождение (установление). Узурпация, захват государственной власти (как правило, это насильственное действие) незаконны, поскольку государственная власть должна вручаться ее органам в соответствии с процедурами конституции. Конституция Р. Ф. 1993 г. устанавливает, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (п. 4 ст. 3). Во-вторых, законной должна быть ее организация. В современном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа, например, путем выборов важнейших органов, и если в стране в течение многих лет нет избранного парламента и президента (правит страной лицо, провозглашенное президентом военным советом), отсутствуют представительные органы на местах, действуют чрезвычайные суды, организация такой власти не отвечает подлинным принципам легальности. В-третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Вмешательство государственной власти в частную жизнь граждан противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности. Наконец, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей. Массовый террор государственной власти по отношению к населению страны, депортация целых народов, лишение большинства населения избирательных прав, преследование инакомыслящих и т.д. лишает государственную власть подлинной легальности.
Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность - политическую, уголовную, гражданскую. Она может выражаться в отставке высших должностных лиц, предании суду лиц, совершивших попытку государственного, военного переворота (так бывает, правда, только в случаях неудачных попыток), в смещении с должности (с возможностью предания затем суду) президента, других высокопоставленных должностных лиц за злоупотребление властью, измену государству, в возмещении ущерба гражданам в случае незаконного использования государственной власти ее различными органами и должностными лицами.
Легализация государственной власти - это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего конституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как Конституция Р. Ф. 1993 г. Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность - политическую, уголовную, гражданскую.
Отсюда можно сделать вывод, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.). Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов.
И так, легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти. Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И
3.1 Система государственной
В научной литературе сложилось несколько точек зрения относительно состава и взаимосвязей элементов государственной власти. Система государственной власти рассматривается как структурированное единство властеотношений, складывающихся в результате деятельности государства, государственных органов, а также лиц и объединений, реализующих или представляющих интересы государства в различных сферах общественной жизни. При этом выделяются: субъектный состав (органы, лица, сообщества, объединения, государственные образования и государство в целом), предметы ведения, компетенция, полномочия, права и обязанности, ответственность, акты и действия, программы и меры и т.д.; организационные структуры, учреждения и институты (президент, парламент, правительство, суды, гражданство, государственная служба, воинская обязанность и т.д.).