Государственная власть: понятие, признаки, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - разобрать понятие государственной власти, а также методы ее осуществления.
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть основные понятия о государственной власти в РФ;
- рассмотреть признаки государственной власти;
- определить структуру государственной власть в РФ.

Содержание

Введение

§ 1. Основные понятия о государственной власти в РФ

§ 2. Признаки государственной власти

§ 3. Структура государственной власти

3.1 Исполнительная власть РФ

3.2 Законодательная власть России

3.3 Судебная власть в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

 

Отметим, что с развитием процесса демократизации, роль и значение метода убеждения в осуществлении политической власти закономерно возрастают.

 

Некоторые исследователи выделяют еще один метод - метод государственного принуждения, он ограничивает свободу человека. Ставит его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

 

При этом посредством принуждения подавляются интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно-полезное поведение.

 

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.

 

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества.

 

 § 2. Признаки государственной  власти

 

Государственная власть - фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть» и «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 1999. - с. 128..

 

Рассматривая признаки государственной власти можно сказать, что всякая власть социальна. Она складывается и проявляется в отношениях между людьми, то есть в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество. Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли.

 

Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека. Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована.

 

Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать в

зависимости от областей, в которых она проявляется. По этому основанию

можно выделить такие разновидности власти, как экономическая власть,

идейная власть, семейная власть, политическая власть. Государственная власть является разновидностью социальной власти.

 

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти

наличием двух отличительных черт, которые и предопределяют ее признаки:

 

1. Монополия на издание  общеобязательных велений;

 

2. Монополия на применения  государственного принуждения.

 

Признаками же государственной власти является следующее:

 

1) Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная  власть распространяется на всю  территорию и на все население  государства, на всех лиц, находящихся  на этой территории. Государственная  власть имеет возможность законно  применять принуждение.

 

2) Прерогатива государственной  власти. Означает, что государственная  власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление  любой иной власти на своей  территории.

 

3) Структурированность государственной  власти. Государственная власть  проявляется вовне в виде особого  аппарата, в котором все органы  связаны между собой иерархической  соподчиненностью. Это внешняя сторона  структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную  жесткую структуру: состоит из  органов и должностных лиц, связанных  между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов  государства означает внутреннюю  сторону структурированности государственной  власти.

 

4) Государственная власть  имеет особые каналы для передачи  своих велений, которых нет у  иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия  на население, которых нет и  иных властей (систему исправительных  учреждений, милицию, внутренние войска  и т. д.).

 

5) Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется  различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может  быть и подлинный авторитет (подробнее  об этом - при характеристике легитимности  государственной власти).

 

6) Государственная власть  связана с правом, она обладает  монополией на правотворческую  деятельность, а право - самый эффективный  регулятор общественных отношений.

 

7) В основе государственной  власти современных государств  лежит принцип разделения властей (его более подробная характеристика  будет дана в последующих параграфах).

 

Таким образом, рассмотрев признаки государственной власти, можно сказать, что с появлением государства организация и осуществление власти сосредоточиваются в руках специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами, то есть власть осуществляется через «аппарат власти» и основывается на институтах организованного, государственного принуждения. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, служить личности, обеспечивая и охраняя права и свободы граждан.

 

 § 3. Структура государственной  власти

 

Государственная власть в широкой трактовке этого понятия осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства. В более узкой трактовке - государственная власть принадлежит высшим (центральным) органам государства. Именно этот уровень - предмет развернутой конституционной регламентации, определяющей систему высших органов власти, порядок их формирования, компетенцию и т.д.

 

Из принципов, которые могут быть положены в основу организационных форм осуществления государственной власти, исторически доказал свое преимущество принцип разделения властей. Он в наибольшей мере соответствует демократической республиканской форме правления в отличие от принципа единовластия, когда вся полнота власти сосредоточена в единой структуре, служит известной гарантией против опасности превращения государственной власти в авторитарно-тоталитарную диктатуру. Другой такой гарантией служит требование связанности государственной власти правом.

 

По Конституции РФ 1993 года (статья 11, часть 1), государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, Правительство РФ, суды РФ. Статья конкретизирует предыдущую статью 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этому принципу соответствует не только организация федеральной государственной власти, но и организация государственной власти на уровне субъектов федерации (статья 11, часть 2), которые, однако, имеют возможность сами детализировать этот общий принцип.

 

Ведущая роль законодательной власти в общей структуре государственной власти обусловлена, во-первых, тем, что осуществляющий ее орган - парламент - получает легитимацию путем прямого волеизъявления населения страны (всеобщие выборы) и выступает, таким образом, как орган народного представительства; во-вторых, тем, что эта ветвь власти наделена исключительным правом законодательствовать и именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти. В Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание - парламент РФ. Законодательная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется их законодательными (представительными) органами, которые имеют разные названия (в силу исторических традиций, использования национального языка и др.). Субъект федерации может законодательствовать по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и по предметам собственного ведения субъектов федерации.

 

Значение исполнительной власти состоит в том, что на нее возложено непосредственное управление государственными делами, для чего ей предоставлены широкие распорядительные функции. Исполнительная власть осуществляется сложной соподчиненной структурой государственных органов (управленческий аппарат), возглавляемой Правительством РФ. На эту ветвь власти возложено исполнение законов, отсюда и ее название. Ее именуют также правительственной властью, однако Конституция РФ это понятие не использует.

 

В субъектах Российской Федерации создаются свои органы исполнительной власти. Их система, так же как и наименование, самостоятельно устанавливается субъектами федерации, но эта система должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации исполнительной власти, установленным федеральным законом. В пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статьи 71, 72 Конституции РФ) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительных органов власти в Российской Федерации. В этом отличие от представительных органов на уровне федерации и на уровне субъектов федерации, которые соподчиненную систему не образуют. Исполнительные органы субъектов федерации по указанным предметам ведения подчинены федеральным органам исполнительной власти, и акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для органов исполнительной власти субъектов федерации. По взаимному соглашению федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов федерации они могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий (ст. 78 Конституции).

 

Основная задача судебной власти - разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Конституция РФ первой из российских конституций использовала понятие «судебная власть», чтобы подчеркнуть ранее недооцененные роль и значение правосудия в жизни общества и государства. Главная задача постепенно реализуемой судебной реформы в РФ - утверждение судебной власти как самостоятельной и действующей независимо от законодательной и исполнительной властей.

 

Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в РФ не вправе вершить правосудие. Конституция и закон наделяют судей как носителей судебной власти особым правовым статусом. В соответствии с Конституцией РФ (статья 118, часть 2) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Каждое из них охватывает определенные виды дел, разбирательство по которым происходит в жестких рамках, установленных процессуальным законом процедур. Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ. Гражданское и административное судопроизводство - это сфера так называемых общих судов и арбитражных судов; и те и другие образуют инстанционные соподчиненные системы, возглавляемые соответственно Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом. Уголовное судопроизводство осуществляется системой общих судов. Таким образом, в РФ действуют три юрисдикции, которые в совокупности образуют судебную систему РФ. Вопросы судоустройства находятся в исключительном ведении федерации (статьи 71, 118), что является необходимым условием обеспечения в стране единого правового (а соответственно и экономического) пространства. Конституция РФ предусматривает издание федеральный конституционный закон о судебной системе (статья 118, часть 3).

 

3.1 Исполнительная власть  РФ

 

Статья 110 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы осуществления исполнительной власти в России. В части первой данной статьи прямо указано:

 

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство российской Федерации» Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993..

 

Положения этой статьи непосредственно связаны с основополагающими установлениями, содержащимися в главе Конституции об основах конституционного строя. Правительство Российской Федерации является полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий одной из функциональных ветвей единой государственной власти - исполнительной. В рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за осуществление этой власти на федеральном уровне.

 

Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, правительство России призвано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. При этом правительство должно руководствоваться такими конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также реализовывать конституционное требование приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти ...» (статья 18 Конституции Российской Федерации).

 

Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система Федеральных органов исполнительной власти состоит из различных министерств и ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь «для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц», (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).

 

Вместе с тем существует система государственных органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная Федеральному Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих Органов. В части данной статьи указано:

 

«Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации... исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993..

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, структура