Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель работы – определить специфику государственной власти.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятием и свойствами государственной власти
2. Рассмотреть форму осуществление государственной власти.
3. Изучить методы осуществления государственной власти.
Введение……………………………………………………………….4
1. Понятие и свойства государственной власти……………………..6
2. Структура государственной власти………………………………11
3. Методы и формы и осуществления государственной власти…..14
4. Легитимность и легальность государственной власти………….22
Заключение……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………..28
- государственная власть в Российской Федерации является свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственных властных полномочий;
- в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится единого понимания государственной власти, что свидетельствует о дискуссионности и сложности данной категории;
- разделение государственной
власти на законодательную,
- система государственной
власти в России обладает
2. Структура государственной власти
Вопрос о структуре государственной власти – это вопрос о ее внутреннем строении, о тех элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.
Прежде всего, рассмотрим
структуру государственной
Второй структурный элемент власти – сила. Сила как бы подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, в идеологическом воздействии, в принуждении, в насилии. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется в государственных органах, прежде всего в органах принуждения – армии, полиции и др. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице соответствующих органов.
Иначе будет выглядеть
структура государственной
В структуре государственной власти, если рассматривать государственную власть в динамике, в действии, можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти.
Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.12
Наконец, методы осуществления
власти – это те приемы, которые
использует государственная власть
в целях подчинения своей воле
поведение и деятельность подвластных.
Традиционно государственная
Структуру государственной
власти можно рассматривать и
с других позиций. Например, с учетом
принципа разделения властей, который
нашел свое воплощение в практике многих
современных государств, в том числе и
нашего, в структуре государственной власти
можно выделить такие элементы (ветви),
как законодательную власть, исполнительную
власть и судебную власть13. С учетом территориальной
организации государственной власти можно
выделить центральную (верховную) власть,
которая распространяет свое действие
на всю территорию страны, и местную власть,
действие которой ограничено территорией
соответствующих административно-
3. Методы и формы осуществления государственной власти
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Превращение идей, взглядов
в убеждения связано с
Метод убеждения стимулирует
инициативу и чувство ответственности
людей за свои действия и поступки.
Между убеждениями и поведением
нет промежуточных звеньев. Знания,
идеи, которые не воплощаются в
поведение, нельзя считать подлинными
убеждениями. От знания к убеждению,
от убеждения к практическим действиям
- так функционирует метод
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение
- это психологическое, материальное
или физическое (насильственное) воздействие
полномочных органов и
Государственное принуждение
ограничивает свободу человека, ставит
в такое положение, когда у
него нет выбора, кроме варианта,
предложенного (навязанного) властью.
Посредством принуждения
Формы государственного правового
принуждения достаточно многообразны.
Это меры предупредительного воздействия
- проверка документов с целью предотвращения
правонарушений, прекращение или
ограничение движения транспорта, пешеходов
при авариях и стихийных
Государственная власть —
это особая организация политической
власти, которая располагает
Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы16. Форма государства — это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.
Форма правления определяет структуру высших органов государственной власти и распределение компетенции 2 формы правления: монархия и республика. Способы и формы осуществления государственной власти сильно отличаются в этих государствах:
При монархии — верховная
власть осуществляется единолично и
переходит, как правило, по наследству.
Существуют разновидности монархической
формы правления. Абсолютная монархия
— такая форма правления, при
которой верховная
Республика — это такая
форма правления, при которой
верховная государственная
Парламентская республика —
такая форма правления, при которой
верховная роль в организации
государственной жизни
Президентская республика — это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту.
Сильное влияние на способы
и формы государственного управления
оказывает форма
Информация о работе Государственная власть, её свойства и формы осуществления