Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:25, доклад
Создание государственных корпораций помимо новых возможностей несет и определенные риски: злоупотребления руководства корпораций своим положением в рамках взаимоотношений с частными компаниями, получения дополнительных функций, полномочий, ресурсов и в связи с этим снижение качества управления ресурсами при ненадлежащем уровне контроля со стороны государства. Снижение этих рисков и устранении недостатков сделает государственные корпорации действенным инструментом модернизации, восстановления отраслевой системы экономики.
Государственная корпорация
(введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ)
1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
В случаях и порядке, которые
установлены федеральным законо
(абзац введен Федеральным зако
2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом.
Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.
(абзац введен Федеральным зако
Годовой отчет государственной
корпорации, публикуемый с учетом
требований законодательства Ро
(абзац введен Федеральным зако
Годовой отчет государственной
корпорации размещается на официальном
сайте государственной
(абзац введен Федеральным зако
(см. текст в предыдущей редакции)
На официальном сайте
государственной корпорации в информационно-
(абзац введен Федеральным зако
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Особенности правового
положения государственной
В законе, предусматривающем
создание государственной корпорации,
должны определяться наименование государственной
корпорации, цели ее деятельности, место
ее нахождения, порядок управления
ее деятельностью (в том числе
органы управления государственной
корпорации и порядок их формирования,
порядок назначения должностных
лиц государственной корпорации
и их освобождения), порядок реорганизации
и ликвидации государственной корпорации
и порядок использования
3.1. Федеральным законом,
предусматривающим создание
В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.
К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:
утверждение долгосрочной программы
деятельности и развития государственной
корпорации, предусматривающей выполнение
производственных, инвестиционных и
финансовых показателей, и (или) иного
документа о долгосрочном планировании,
определенного федеральным
утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
определение порядка использования
прибыли государственной
принятие решения о
передаче части имущества
Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.
Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
3.2. Инвестирование временно
свободных средств
Предельный объем
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
3.3. Решения о заимствованиях,
осуществляемых в иностранной
валюте, принимаются государственной
корпорацией в порядке,
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
3.4. Счетная палата Российской
Федерации и иные
(п. 3.4 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
4. Положения настоящего
Федерального закона
Первой ГК в России стало Агентство
по реструктуризации кредитных организаций
(АРКО), возникшее в 1999 году. В 2003 появилось
вторая ГК – Агентство по страхованию
вкладов. Но настоящий бум государственных
корпораций начался в 2007 году.
Сфера деятельности государственных
корпораций разнообразна. Некоторые
из них заняты функциями, которые
могли бы выполняться частными предприятиями,
деятельность других не востребована
никем, кроме членов правительства
и сводится к распределению
Таблица 1. Виды деятельности государственных корпораций
Корпорация |
Виды деятельности |
Агентство по страхованию вкладов |
Обязательное страхование |
АРКО |
Кредитование |
Внешэкономбанк |
Банковское дело, консалтинг, страхование, ценные бумаги |
Олимпстрой |
Строительство, эксплуатация олимпийских объектов |
Росатом |
Производство электроэнергии
на АЭС, ядерных материалов, контроль
над расщепляющимися |
Роснанотех |
Распределение государственных средств |
Ростехнологии |
Консалтинг, финансовое посредничество |
ФСР ЖКХ |
Распределение государственных средств |
Вопрос о контроле за деятельностью государственных корпораций со стороны учредителя является ключевым при анализе их реального правового статуса и стимулов, влияющих на их экономическое поведение. Поскольку для каждой их государственных корпораций эти вопросы регулируются отдельным законом.
Наиболее существенными недостатками государственной корпорации как организационно - правовой формы являются:
Преимущества государственной корпорации следующие:
Создание государственных
корпораций помимо новых возможностей
несет и определенные риски: злоупотребления
руководства корпораций своим положением
в рамках взаимоотношений с частными
компаниями, получения дополнительных
функций, полномочий, ресурсов и в
связи с этим снижение качества управления
ресурсами при ненадлежащем уровне
контроля со стороны государства. Снижение
этих рисков и устранении недостатков
сделает государственные