Государственная политика социального развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим экономическую составляющую национальной безопасности.
Актуальность выбранной темы обусловлена современным мировым положением, характеризующимся влиянием экономического кризиса на все процессы, протекающие внутри страны. Не секрет, что именно экономическая основа развития государства является приоритетной. Развитие экономики дает толчок к развитию науки, социальной сферы и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности…...……………5
Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время………..13
Заключение……………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 8 гос.полит..docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное

бюджетное учреждение высшего  профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

по дисциплине «Государственная политика социального развития России »

вариант № 8

 

 

                

                                                                 Студентки:

                                                                Курс:

         Факультет:  Экономический 

          Специальность: Финансы и кредит  

(направление)

                                                   Номер зачетной книжки:     

              Преподаватель:

 

                                                        Краснодар  2013г.

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………..3

Теоретические аспекты обеспечения  национальной безопасности…...……………5

Проблема обеспечения  экономической безопасности в настоящее  время………..13

Заключение……………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы обеспечения  национальной экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными. Мировой  финансовый кризис заставляет задуматься о формировании новой концепции  глобальной и национальной структуры  безопасности.

Какие требования эта задача выдвигает перед Россией? Какие  меры должны быть предприняты для  нейтрализации внешних и внутренних угроз? Данным вопросам уделяется все  большее внимание среди научных, политических кругов.

Национальная  безопасность – это термин, который прочно вошел в жизнь современного общества, стал неотъемлемой частью внутренней и внешней политики многих государств мира.

Считается, что обеспечение  национальной безопасности является прерогативой государства. В России реализуется  государственная политика в области  национальной обороны, государственной  и общественной безопасности, устойчивого  развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки  для укрепления системы обеспечения  национальной безопасности, консолидировано  правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла  инвестиционная привлекательность  национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей – свободы  и независимости Российского  государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.

В целом сформированы предпосылки  для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации  в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни  населения, влиянию на мировые процессы.

В условиях глобализации процессов  мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих  новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.

В понятие национальной безопасности входит и обеспечение национальной обороны, повышение качества жизни, обеспечение экономического развития, развитие науки, технологии.

В данной работе мы рассмотрим экономическую составляющую национальной безопасности.

Актуальность выбранной  темы обусловлена современным мировым  положением, характеризующимся влиянием экономического кризиса на все процессы, протекающие внутри страны. Не секрет, что именно экономическая основа развития государства является приоритетной. Развитие экономики дает толчок к  развитию науки, социальной сферы и  т.д.

Проблемам обеспечения национальной экономической безопасности посвящены  работы многих отечественных исследователей: В.Сенчагов, Л.И.Абалкин, М.А.Абрамова, А.И.Алексеев, С.Ю.Глазьев, Е.Б.Завьялова, Е.А.Кузнецова и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические аспекты  обеспечения национальной безопасности

Экономическая безопасность органически включена в систему  государственной безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение  обороноспособности страны, поддержание  стабильного мира в обществе, защита от экологических бедствий, внешних  и внутренних угроз.

До недавнего времени  доминировало традиционное понимание, согласно которому национальная экономическая  безопасность рассматривалась как  способность к обеспечению выживаемости страны в условиях военных действий. Применительно к мирному периоду  – как способность к обеспечению  выживаемости экономики страны в  случае природных бедствий и экологических  катастроф.

На Западе широко распространен  подход, согласно которому экономическая  безопасность рассматривается как  обеспечение живучести национальной экономики в условиях мировых  экономических кризисов. В последние  годы понятие экономической безопасности было дополнено таким признаком, как способность к обеспечению  конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене.

Вообще, категория экономической  безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению Е.А.Кузнецовой, "...под экономической  безопасностью той или иной системы  нужно понимать совокупность свойств  состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы".

Е.Б.Завьялова считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов  России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство  страны в целом, отдельные регионы  страны, отдельные сферы и отрасли  хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности".

По Л.И.Абалкину "экономическая  безопасность - это состояние экономической  системы, которое позволяет ей развиваться  динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство  имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику».

Развернутое определение  национальной экономической безопасности дает В. Паньков: «Национальная экономическая  безопасность – это состояние  национальной экономики, характеризующееся  устойчивостью, «иммунитетом» к  воздействию внутренних и внешних  факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих  достигнутый уровень жизни населения  и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию  государства». В данном определении условием возникновения угрозы НЭБ считается ухудшение уровня жизни населения, а результатом ее нарушения – угроза существованию государства. Связующим звеном между этими двумя моментами является повышенная социальная напряженность в обществе. Однако при этом из поля зрения выпадает экономическая система страны, которая, видимо, и должна составлять объект НЭБ. Кроме того, в качестве ключевого звена механизма возникновения угрозы НЭБ вводится «нормальное функционирование общественного воспроизводства», которое тоже требует расшифровки, ведь функционирование экономической системы как раз и складывается из бесчисленных нарушений плавного течения экономической жизни и приспособлений к таким нарушениям.

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Согласно тексту Основных положений Государственной стратегии  экономической безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 года, экономическая  безопасность – такое состояние  развития экономики, при котором  создались бы приемлемые условия  для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного  противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Обеспечение экономической  безопасности – это гарантия независимости  страны, условие стабильности и эффективной  жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что  экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без  оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних  и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение  экономической безопасности принадлежит  к числу важнейших национальных приоритетов. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три  её важнейших элемента:

1. Экономическая независимость  не носит абсолютного характера  потому, что международное разделение  труда делает национальные экономики  взаимозависимыми друг от друга.  В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость  национальной экономики, предполагающие  защиту собственности во всех  её формах, создание надежных  условий и гарантий для предпринимательской  активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами  в экономике, недопущение серьезных  разрывов в распределении доходов,  грозящих вызвать социальные  потрясения и т. д.).

3. Способность к саморазвитию  и прогрессу, что особенно важно  в современном, динамично развивающемся  мире. Создание благоприятного климата  для инвестиций и инноваций,  постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного  и общекультурного уровня работников  становятся необходимыми и обязательными  условиями устойчивости и самосохранения  национальной экономики.

Таким образом, экономическая  безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность  к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Глубочайший кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет  решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности. Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно  уяснить её связь с понятиями "развитие" и "устойчивость". Развитие – один из компонентов  экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко  сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость  к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность – важнейшие  характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует  состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность  и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать  внутренние и внешние "нагрузки". Безопасность – это состояние  объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые  значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных  элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической  безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение  к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз  социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и  социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз  в качестве индикаторов могут  выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Информация о работе Государственная политика социального развития России