Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 02:09, курсовая работа
Мировой опыт становления технологического рынка в США, Японии, Швеции, Тайване и др. показывает, что основным элементом государственной политики в развитых странах являются программы устойчивого развития и создания техноэкополисов и технопарковых структур как инновационных центров.
Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Государственная собственность………………………………………………………………4
2 Нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос……………………………....7
3 Государственная собственность в научной и научно-технической сфере в России и за рубежом…………………………………………………………………………………………15
4 Анализ и предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью ………………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………………………29
2. В государственной собственности Архангельской области (далее также — областная собственность) находятся имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти Архангельской области по предметам ведения Архангельской области, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, средства бюджета Архангельской области (далее — областной бюджет) и территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области, имущественные права Архангельской области и иное имущество в соответствии с федеральными законами.
(в ред. законов Архангельской области от 06.02.2008 N 475-24-ОЗ, от 20.05.2009 N 18-3-ОЗ, от 02.07.2012 N 499-32-ОЗ)
Учет имущества, находящегося в областной собственности, а также объектов федеральной собственности и имущества, переданных в управление Архангельской области, составление реестра этого имущества и своевременное внесение в него изменений осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области.
(в ред. постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 09.12.2003 N 660, закона Архангельской области от 06.02.2008 N 475-24-ОЗ)
3. Правительство Архангельской области управляет федеральной собственностью, переданной в управление Архангельской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 3 в ред. закона Архангельской области от 02.07.2012 N 499-32-ОЗ)
4. Владение, пользование и распоряжение объектами областной собственности, в том числе их отчуждение, залог и приватизация, осуществляются Правительством Архангельской области и иными исполнительными органами государственной власти Архангельской области в соответствии с федеральными и областными законами.
(в ред. постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 09.12.2003 N 660, законов Архангельской области от 06.02.2008 N 475-24-ОЗ, от 20.05.2009 N 18-3-ОЗ)
5. Порядок создания областных фондов, доходы которых формируются за счет добровольных взносов (пожертвований) юридических и физических лиц, определяется законодательством Российской Федерации.
(п. 5 введен постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 25.11.2004 N 943; в ред. закона Архангельской области от 20.05.2009 N 18-3-ОЗ)
В-четвертых, существует
целевая программа Архангельской области
«Капитальный ремонт зданий, находящихся
в государственной собственности Архангельской
области, на 2012-2014 годы».
Исполнители |
- |
агентство по ремонту объектов,
находящихся в государственной собственности
Архангельской области, и сохранению объектов министерство труда, занятости
и социального развития Архангельской
области; |
Контроль за реализацией программы осуществляется Правительством Архангельской области, государственным заказчиком-координатором программы и государственными заказчиками программы. Государственный заказчик-координатор отвечает за реализацию программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Государственные заказчики программы
отвечают за реализацию программы в части
мероприятий, исполнителями которых они
являются, обеспечивают подготовку и реализацию
соответствующих программных мероприятий,
целевое и эффективное использование
бюджетных средств при их проведении.
Контроль за
реализацией программы включает в себя
ежеквартальную и итоговую отчетность
о реализации мероприятий программы, рациональном
использовании исполнителями программы
выделяемых им средств, качестве реализуемых
мероприятий программы, сроках выполнения
соглашений.
Государственный
заказчик Программы ежеквартально, до
10-го числа месяца, следующего за отчетным
периодом, представляет государственному
заказчику-координатору отчеты (с нарастающим
итогом с начала года) о реализации Программы
согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку и
пояснительную записку, содержащую информацию
о результатах реализации Программы в
разрезе мероприятий.
Государственный
заказчик Программы ежегодно, до 15 февраля
года, следующего за отчетным, представляет
государственному заказчику-координатору
отчеты о реализации Программы (итоговые
отчеты о реализации Программы в целом),
выполнении ее целевых показателей (индикаторов),
показателей результативности Программы
по форме согласно приложениям N 2, 4-6 к
Порядку, а также статистическую, справочную
и аналитическую информацию о реализации
Программы в разрезе мероприятий.
Государственный
заказчик-координатор Программы ежеквартально,
до 15-го числа месяца, следующего за отчетным
кварталом, представляет в министерство
экономического и конкурентной политики
Архангельской области развития отчеты
(нарастающим итогом с начала года) о реализации
долгосрочной целевой программы по форме
согласно приложениям N 4 и 5 к настоящему
Порядку и пояснительную записку, содержащие
информацию о результатах реализации
долгосрочной целевой программы в разрезе
мероприятий.
Государственный
заказчик-координатор программы ежегодно,
до 01 марта года, следующего за отчетным,
представляет в министерство экономического
развития и конкурентной политики Архангельской
области отчет о реализации программы
(итоговый отчет о реализации Программы
в целом) по форме согласно приложениям
N 2,4-6 к Порядку, а также статистическую,
справочную и аналитическую информацию
о реализации программы.
Государственный
заказчик-координатор программы после
доведения министерством финансов Архангельской
области лимитов бюджетных обязательств
на текущий год представляет до 01 марта
текущего года в министерство экономического
развития и конкурентной политики Архангельской
области план реализации Программы на
текущий год согласно приложению N 7 к порядку.
Государственный
заказчик-координатор программы в составе
годовой и квартальной бюджетной отчетности
направляет в министерство финансов Архангельской
области сведения об исполнении программы
по форме, утверждаемой Министерством
финансов Российской Федерации, а также
статистическую и аналитическую информацию
о реализации программы.
Государственный
заказчик-координатор программы после
получения заключения о реализации программы
от министерства экономического развития
и конкурентной политики Архангельской
области представляет отчет о реализации
программы по итогам за год (итоговый отчет
о реализации программы в целом) по форме
согласно приложениям N 4 и 6 к порядку в
Правительство Архангельской области.
Отчет, подготовленный
по итогам реализации программы за текущий
год, рассматривается и утверждается на
заседании Правительства Архангельской
области.
Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основой участия государства в экономике являются экономические, в частности фискальные, меры. При этом государства стремятся уменьшить свое непосредственное участие в производственном процессе (например, Германия). В этой связи одним из основных способов управления федеральной собственностью становится приватизация предприятий. Рассмотрим опыт различных стран в проведении приватизации.
Великобритания
Приватизация в Великобритании началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Большую часть общей суммы в 97 миллиардов долларов, поступившей от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Гэз, Бритиш Эйруэйз и Бритиш Петролеум. Среди других основных достижений британской программы приватизации можно назвать:
1) значительно возросшую
эффективность и прибыльность
бывших государственных
2) значительный рост числа акционеров (от 4% взрослого населения в 1979 г. до более 25% в середине 90-х годов);
3) значительное сокращение государственных субсидий ГП.
Хотя бюджетный дефицит в стране по-прежнему большой, в 1995 году он составлял 6% от ВВП, общее влияние приватизации на состояние государственных финансов Великобритании было положительным. По данным "Евромани" (февраль 1996 г.), в 1981 году затраты на ГП обходились британским налогоплательщикам в 50 млн. фунтов стерлингов в неделю, выплачиваемых в форме субсидий; те же самые компании сейчас вносят в казну страны 55 млн. в неделю в форме налогов. Такой поворот событий не был бы возможен без приватизации.
Основными чертами британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи.
Великобритания стимулировала широкое владение акциями посредством особого внимания к их розничному распределению, установления скидок на предлагаемую цену, доступности акций через посредничество банков и широкомасштабных рекламных кампаний в средствах массовой информации, а также создания различных программ стимулирования покупки акций сотрудниками предприятий и структур, предлагающих акции.
Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включая лицензирование и контроль за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Регулирование с помощью установления потолка цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе уровня возврата инвестиций, которое не способствует эффективности.
Франция
Французская программа приватизации, начатая в 1986 году правительством Ширака, была приостановлена в 1988 году и возобновлена в 1993 году правительствами Балладура и Жюппе частично из-за озабоченности по поводу бюджета. Франции предстоит сократить свой бюджетный дефицит с 5,3% до 3% от ВВП к 1998 г. с тем, чтобы удовлетворять критериям Маастрихта в отношении членства в Европейском валютном союзе.
В ходе приватизации до сегодняшнего дня было получено примерно 43 млрд. долларов, в ближайшие два-три года предстоит продать 25 государственных групп, при этом ожидается получить доход в 11 млрд. долларов. Приватизационная кампания способствовала увеличению числа акционеров во Франции в 1994 году с 4,5 млн. до 5,7 млн., то есть на 27%.
Отличительной чертой французской программы является сохранение правительством значительного контроля за приватизированными компаниями. Во Франции впервые были опробованы методы, которые позднее были использованы в других странах, в частности, во франкоговорящих странах Африки. Они включают методы:
1) автоматическое распределение
акций между сотрудниками
2) частное размещение крупных
блоков акций у "стабильного
ядра" (noyau dur) институциональных инвесторов,
которые не будут использовать
эти акции в спекулятивных
целях, способствуя таким образом
их будущему твердому
Французское правительство часто использовало "золотую акцию". Однако это использование предотвратило выгодную операцию по слиянию Рено с Вольво в 1994 году, когда акционеры Вольво отказались одобрить эту сделку, предоставляющую неограниченные полномочия французским властям (Приложение 2).
Недавние проблемы с предложением акций в широкую продажу во Франции связаны с тем, что у инвесторов сложилось впечатление, что французское правительство и после приватизации будет продолжать свое постоянное вмешательство. Это одна из причин, по которой от продажи акций вместо планируемых 11 млрд. долларов удалось получить только 4 млрд. долларов. Еще одной проблемой общего характера является относительная слабость внутреннего рынка капитала в стране.
Италия
Приватизация в Италии была начата в 1992 г. правительством Амато с целью продажи нескольких государственных банков, страховых компаний, производственных предприятий и крупных компаний коммунальных услуг. Сюда вошли три крупнейшие государственные организации: IRI (Индустриальное реконструкционное агентство), NI (энергетическая группа) и N L (электрическая компания). Хотя и предыдущие правительства продавали некоторые предприятия, в Италии еще не было приватизации в таких широких масштабах.
Общий закон о приватизации был принят в 1992 г., согласно которому все ГП превращались в совместные предприятия, целиком принадлежащие итальянскому министерству финансов и для их продажи не требовалось дальнейшего одобрения парламента. До 1996 г. правительство получило около 17 млрд. долларов в виде поступлений от продаж, и итальянские власти предполагают получить еще 64 млрд. долларов в ближайшие пять лет после того, как будут проданы крупные компании, такие как NI и ST T (телекоммуникационная холдинговая компания). Правительство также надеется получить еще 12,9 млрд. долларов от продажи своих банковских авуаров и принадлежащей ему недвижимости.