Государственное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является попытка раскрыть понятие государственного принуждения, основываясь на современной теории права, и дать примерное представление об этом.

Содержание

Введение
1. Понятие государственного принуждения
2. Виды государственного принуждения
3. Юридическая ответственность как вид государственного принуждения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

соответствующими государственными органами.

        Так,   лицу,   совершившему   административное    или    гражданское

правонарушение,    дастся    возможность    добровольно    исполнить    меру

государственного принуждения – заплатить штраф, возместить ущерб  кредитору,

исполнить надлежащим образом обязательства по договору. Однако,  если  такие

действия не будут совершены к определенному сроку,  то  принудительные  меры

будут  проведены  судебным  исполнителем,  или   иным   органом.   Уголовное

наказание чаще всего осуществляется мерами  государственного  принуждения  с

момента вынесения приговора.

        Юридическая  ответственность является  государственным  принуждением,

однако,  далеко  не  всякая   принудительная   мера   государства   является

юридической ответственностью. В механизме правового  регулирования  властно-

организованная  сила  государства  проявляется  по  самому  широкому   кругу

отношений в целях подавления  отрицательных  волевых  устремлений  отдельных

лиц,  обеспечения  потребностей  общества,  государства  или   населения   в

материальных  благах  при  наличии  экстремальных  ситуаций  и   по   другим

основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

        В числе  мер государственного принуждения, не связанных с реализацией

юридической ответственности, можно назвать следующие:

               1)  реквизицию  имущества,  изымаемого  у  собственников   по

                  решению  государственных  органов  в   случаях   стихийных

                  бедствий, аварий, эпидемий и иных  обстоятельств,  носящих

                  чрезвычайный характер;

               1) меры,  проводимые  в  профилактических,  предупредительных

                  целях  (проверка  документов  у   водителей   транспортных

                  средств, надзор за состоянием  противопожарной безопасности

                  на предприятиях, в организациях  и учреждениях,  санитарно-

                  эпидемиологический,   таможенный    надзор,    ограничение

                  движения  транспортных  средств  и  пешеходов  в  связи  с

                  проведением каких-либо массовых  мероприятий);

               1)  принудительные  меры  применяемые  в   целях   пресечения

                  противоправных   деяний   и   их    вредных    последствий

                  (административное       задержание        правонарушителя,

                  принудительные меры  медицинского  характера,  назначаемые

                  судом  к  лицам,  совершившим  противоправные   деяния   в

                  состоянии   невменяемости;   истребование    собственником

                  имущества у добросовестного  приобретателя, который не знал

                  и не мог знать о том, что  приобретает имущество у лица, не

                  имеющего права его отчуждать).

        Основное  отличие   юридической   ответственности   от   иных   форм

государственного  принуждения  состоит  в  том,  что  она   применяется   за

совершенное правонарушение. Ответственность носит ретроспективный  характер,

поскольку  представляет  собой  реакцию  государства  на  прошлое  и  только

противоправное  виновное  деяние.   Реквизиция,   меры   предупредительного,

профилактического характера проводятся по причинам, не связанным с  реакцией

государства на правонарушителей и  поэтому  справедливо  не  рассматриваются

как вид юридической ответственности. Равным образом нельзя  рассматривать  в

качестве  юридической  ответственности  меры  принудительного   медицинского

характера, применяемые к неделиктоспособным  лицам,  страдающим  психическим

расстройством. Ибо это  противоречило  бы  основным  принципам  современного

права.  Именно   потому,   что   невменяемые   не   могут   привлекаться   к

ответственности,  уголовное  законодательство   и   предусматривает   особый

институт   государственного   принуждения   к   лицам,   которые   совершают

общественно опасные деяния,  но  не  могут  нести  ответственность  в  общем

порядке.

        Не несет  юридической ответственности и  добросовестный приобретатель,

поведение  которого  с  точки  зрения   законности   является   безупречным.

Имущество возвращается  собственнику  в  силу  приоритетности  его  прав  на

имущество  перед  правами  добросовестного   приобретателя.   Добросовестный

приобретатель лишается только  имущества,  которым  он  незаконно  владел  и

пользовался.  Каких-либо  дополнительных,   негативных   мер   к   нему   не

применяется.  Между  тем,  юридическая  ответственность  характеризуется  не

только  требованием  государства  реально  исполнить   обязанность,   но   и

возложением на правонарушителя дополнительных обязанностей,  которых  бы  он

не имел, действуя правомерно.

        Применение  ответственности  всегда  характеризуется  отрицательными

последствиями   для   правонарушителя.   Такие   последствия   могут    быть

психологическими, имущественными или организационно-правовыми.

        Психологические  меры выражаются в осуждении  государством  поведения

правонарушителя. Отрицательная оценка выражается в признании его виновным  в

совершении  противоправного  деяния  и  определении  ему   конкретной   меры

ответственности,  которая  в  ряде  случаев  может   ограничиваться   мерами

психологического  порядка  —  предупреждением,  объявлением  замечания   или

выговора. Негативные последствия выражаются в переживаниях  правонарушителем

данных мер и самого факта привлечения к юридической  ответственности.  В  то

же время его имущественные и иные права остаются  неизменными,  такими,  как

они сложились до принятия решения о применении ответственности.

        Лишения  имущественного   плана,   которые   вынужден   претерпевать

правонарушитель, могут выражаться  в  уплате  им  штрафа,  пени,  неустойки,

отбытии   исправительных   работ,   лишении    конфискованного    имущества.

Организационно-правовые  меры  сводятся  к   ограничению   прав   и   свобод

правонарушителя.  Это,  в  частности,  может  быть  административный  арест,

лишение специального права, лишение права  занимать  определенные  должности

или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы  на  определенный

срок или пожизненно.

        Суть юридической  ответственности как  лишения,  ограничения  прав  и

интересов правонарушителей состоит в их штрафном характере.  Лицо  не  имело

бы этих  последствий,  если  бы  его  действия  были  правомерны.  Благодаря

применению юридической ответственности правонарушитель не только  ничего  не

приобретает,  а,  наоборот,  утрачивает  большие  ценности  по  сравнению  с

благом, приобретенным незаконным путем.

        Лишения   штрафного,   карательного   порядка,   которые    вынужден

претерпевать   правонарушитель,   применяются   к   нему   в    целях    его

перевоспитания, развития в его сознании установок на  правомерное  поведение

неукоснительное следование  действующим  нормам  права.  И,  как  показывает

практика   борьбы   с   правонарушениями   и   преступлениями,   юридическая

ответственность  по-прежнему   остается   наиболее   эффективным   средством

воздействия   на   правонарушителей.   Попытки   их    исправления    мерами

общественного воздействия путем передачи на поруки трудовому  коллективу  не

дали ожидаемых результатов, и ныне действующий УК не  предусматривает  этого

способа исправления и перевоспитания правонарушителей.

        Юридическая  ответственность  применяется  в   рамках   специального

правоохранительного отношения которое возникает между  компетентным  органом

государства   и   правонарушителем.    Это    отношение    носит    властно-

распорядительный   характер.   Органы   государства   правомочны   принимать

обязательные для правонарушителя предварительные решения, в том числе:

  1) являться по их вызову;

               1) участвовать в мероприятиях, проводимых  в  процессе  сбора

                  доказательств совершенного правонарушения;

  1) надлежащим образом исполнить  примененную санкцию.

        Таким образом, юридическая ответственность  —  это  психологические,

имущественные   и   иные   лишения,   которые   по   решению   компетентного

государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за  совершенное

им правонарушение.

        В  механизме  правового  регулирования  юридическая  ответственность

выполняет   три   функции   –   общепревентивную,    частнопревентивную    и

правовосстановительную.

        Устанавливая  санкцию нормы права, государственный  орган воздействует

на сознание  граждан  и  иных  лиц.  Каждый  осознает  меры,  которые  будут

применены  к  нему  в  случае  несоблюдения  соответствующего  запрета   или

возложенной обязанности.  Угроза  наступления  такой  ответственности  может

усиливаться   эффективной    деятельностью    государства    по    выявлению

правонарушителей и наказанию виновных лиц. И факты применения санкции  нормы

к  конкретным  лицам,  осознание  реальности   юридической   ответственности

выступает  действенным  предупредительным  средством,  удерживающим  большую

часть населения от правонарушений. В  этом  и  заключается  общепревентивная

функция юридической ответственности.

        Частнопревентивная  функция  ответственности  состоит  в  применении

санкции к правонарушителю конкретной  нормы.  Правоохранительное  отношение,

которое возникает между органом государства и  правонарушителем  завершается

принятием   решения,    какую    конкретно    меру    должен    претерпевать

правонарушитель. Частнопревентивная функция, однако, не  может  сводиться  к

неоправданной жестокости наказания. Голыми репрессиями  государству  никогда

не  удавалось  достичь  всеобщего   и   беспрекословного   законопослушания.

Современное  законодательство  требует  от  правопременителя   учитывать   и

тяжесть совершенного правонарушения, и  личность  правонарушителя,  и  форму

его вины.

        Правовосстановительная    функция    юридической     ответственности

направлена на  восстановление  нарушенного  права  и  полное  удовлетворение

потребностей и интересов управомоченных лиц.  По  общему  правилу,  исполнив

наказание  или  взыскание,  правонарушитель   должен   также   выполнить   и

возложенные на него обязанности.

        Законодательство  допускает  также   замену   реального   исполнения

обязательства денежной и иной компенсацией.

        Обязанность   компенсировать   вред,   причиненный    неправомерными

действиями,  полностью  распространяется  на  государство  и   его   органы.

Граждане, пострадавшие от  незаконных  действий  государственных  органов  и

должностных лиц, имеют право требовать  от  государства  полного  возмещения

причиненного  материального  ущерба.   Так,   государство   наиболее   часто

возмещает вред,  причиненный  гражданам  незаконным  осуждением,  незаконным

привлечением  к  уголовной  ответственности,  незаконным   содержанием   под

стражей и по некоторым другим основаниям.

        При определении  способов исполнения обязательств  правонарушителем  в

первую очередь учитываются права управомоченных  лиц,  возможность  наиболее

полного  удовлетворения  их  интересов  в  максимально  короткие   сроки   и

надлежащим образом. В  любом  случае  положение  правонарушителя  не  должно

улучшаться вследствие несвоевременного или ненадлежащего  исполнения  каких-

либо  своих  обязательств.  Понятно,  что  не   всякий   вред,   причиненный

правонарушениями, можно восполнить или  компенсировать.  И,  тем  не  менее,

правовосстановительная  функция  органически   дополняет   действие   других

функций юридической ответственности и обеспечивает ее эффективное действие.

        Необходимо  иметь ввиду, что в условиях  демократизации государственно-

правовой и общественной жизни  страны,  совершенствования  законодательства,

механизма его действия значение позитивной ответственности возрастает, в  то

время как сфера использования государственного принуждения сужается.

        В  государстве,  законы  имеют  конструктивную  силу,   способствуют

развитию свободы, предприимчивости, инициативе,  граждане  заинтересованы  в

сознательном  и  добровольном  их   соблюдении,   проявляют   действительное

отношение к правовым предписаниям. И чем полнее отражены в законах  интересы

граждан,   и   чем   надёжнее   они   защищены,   тем   меньше   совершается

правонарушений, а стало быть  снимается  сама  необходимость  привлечения  к

ответственности.

        Юридическая  ответственность - это не всегда  реакция  государства  на

противоправное    деяние.    Свидетельством,    что    ответственность     и

государственное принуждение - несовпадающие понятия, служит  тот  факт,  что

момент привлечения к ответственности правонарушителя  и  применения  к  нему

мер государственного принуждения расходятся во времени. Установление вины  и

Информация о работе Государственное принуждение