Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 16:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование государственного управления социально – экономической безопасностью общества.
Введение……………………………………………………………...3 – 5
Глава 1. Общая характеристика государственного управления социально-экономической безопасностью общества…………………..6 – 26
§ 1. Понятие социально-экономической безопасности общества…………………………………………………………………...6 – 15
§ 2. Понятие государственного управления социально-экономической безопасностью общества…………15 – 26
Глава 2. Правовые основы государственного управления социально-экономической безопасностью общества и предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственного управления социально-экономической безопасностью общества……27 – 31
Заключение………………………………………………………..32 – 35
Список литературы……………………………………………….36 – 37
Совет Безопасности возглавляет Президент Российской Федерации, являющийся его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально.
Совет Безопасности образует межведомственные
комиссии - свои основные рабочие органы.
В зависимости от возлагаемых
на них задач они могут
Деятельность Совета Безопасности обеспечивается его аппаратом, структурно последний включает в себя Секретаря Совета Безопасности, его заместителей, а также управления оборонной безопасности; общественной и федеральной безопасности; экономической безопасности; информационной безопасности и стратегического прогнозирования.
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности. Он санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах. В соответствии с законодательством он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.
Правительство обеспечивает реализацию концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают соблюдение законодательства, выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства. С федеральными органами по вопросам национальной безопасности взаимодействуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Они совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности8.
Таким образом, социально – экономическая безопасность представляет собой защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей в регионах и населения страны в целом в сбалансированном воспроизводстве и потреблении материальных благ, необходимых для их производственной, общественной жизнедеятельности, образования и развития. А государственное управление социально – экономической безопасностью преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Обеспечение социально – экономической безопасности принадлежит государству, его органам, а также гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.
Глава 2. Правовые основы государственного управления социально-экономической безопасностью общества и предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственного управления социально-экономической безопасностью общества
Для создания и поддержания
необходимого уровня защищенности социально
– экономической безопасности в
Российской Федерации разрабатывается
система правовых норм, регулирующих
отношения в сфере
Правовые основы безопасности закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
Закон Российской Федерации закрепляет
правовые основы обеспечения безопасности
личности, общества и государства, определяет
систему безопасности и ее функции,
устанавливает порядок
Концепция национальной безопасности
Российской Федерации – система
взглядов на обеспечение в Российской
Федерации безопасности личности, общества
и государства от внешних и
внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции сформулированы важнейшие
направления государственной
1. В содержательной основе
В законе и концепции принципиально не поддается определению феномен «управления безопасностью». Причина: интересы есть, однако управление осуществляется «по целям». А цели нет, она не сформулирована. А нет цели, нет и управления безопасностью в масштабах государства. Весьма уязвима и политика безопасности.
2) своему характеру «цель» не
входит ни в субъект, ни в
объект безопасности. Обоснованно
было бы включить «цель» в
среду безопасности. Понятие «среда
безопасности» не определено
в действующем
Государственная стратегия экономической безопасности включает:
1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;
2) определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;
3) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;
4) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
Реализация экономической
государственной стратегии
Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности, характеризующие:
а) динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
б) состояние природно – ресурсного, производственного и
научно-технического потенциала страны;
в) способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
г) состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
д) качество жизни населения.
При управлении реализацией данной стратегии целесообразно было бы создание специального органа власти, ответственного за реализацию долгосрочных стратегий.
Таким образом, совершенствование законодательства в сфере государственного управления социально – экономической безопасности общества приведет к эффективному функционированию общества.
Заключение
Рассмотрев основные понятия и характеристики государственного управления социально – экономической безопасностью общества, можно сделать вывод, что оно представляет сложный, развивающийся процесс.
Понятие «безопасность» означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз для общества.
Под социально-экономической безопасностью общества можно понимать защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей в регионах и населения страны в целом в сбалансированном воспроизводстве и потреблении материальных благ, необходимых для их производственной, общественной жизнедеятельности, образования и развития.
Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны.
Экономическая безопасность тесно переплетена с социальной безопасностью.
Социальная безопасность представляет собой состояние и характеристику меры достижения оптимального уровня безопасности, функционирования, воспроизводства и развития социальной системы, которое обеспечивается совокупностью, осуществляемых государством и обществом политических, правовых, экономических, идеологических, организационных и социально-психологических мер, позволяющих сохранять существующие в обществе конституционный строй, социальную стабильность, не допуская их ослабления и тем более подрыва.
В обеспечении экономической безопасности государственное управление преследует цель: создать благоприятный климат для инвестиций и инноваций, постоянно модернизировать производство, повышать профессиональный, образовательный и общекультурный уровень работников.
В обеспечении социальной безопасности государственное управление служит для:
В обеспечении социально – экономической безопасности государство выступает как институт, обладающий многочисленными функциями, направленными на разрешение конфликтов разнонаправленных интересов в обществе и обеспечение целостности и безопасности общества.
Правовые основы безопасности закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
Предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственного управления социально – экономической безопасностью:
1. создать новый Федеральный
Закон «О безопасности»,
2. включить цель в среду
3. понятие «законность» рассматривать не как один из принципов безопасности, а как равенство людей перед законом.
4. в Государственной стратегии
экономической безопасности создать
специальный орган власти, ответственный
за реализацию долгосрочных
Список литературы
1. Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2007. – 64 с. (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Закон Российской Федерации «О безопасности» (от 5 марта 1992 г № 2446-I, с изм. на 2 марта 2007 г.).
3. Указ Президента Российской Федерации «О Государственной стратегии экономической безопасности (от 29 апреля 1996 г. № 608).
4.Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300).
5. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. Материалы международного научного форума. Т. 1/ под общ. ред. А.С. Горшкова. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. – 416 с.
6. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – М.: Ростов на Дону: Март, 2005. – 448 с.
7. Ильичев А.В. Начала системной безопасности. – М.: Научный мир, 2003. – 456 с.
8. Кузнецов В.Н. Культура безопасности современного российского общества. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. – 68 с.
9. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебник/Институт социально-политических исследований РАН. – М.: Книга и бизнес, 2003. – 880 с.
Информация о работе Государственное управление социально-экономической безопасностью общества