Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:04, реферат
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования устанавливает Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999 №255-З (далее – Закон №255-З).
Согласно статьи 5 главы 1 Закона №255-З основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
Государственной регулирование в Республике Беларусь
Правовые основы государственной
политики в области ценообразования
в Республике Беларусь, сферу применения
свободного и регулируемого
Согласно статьи 5 главы 1 Закона №255-З основными принципами ценообразования являются:
- определение основ
государственной политики в
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
- установление регулируемых
цен (тарифов) на товары (работы,
услуги) на уровне, обеспечивающем
субъектам хозяйствования
- государственный контроль
за соблюдением действующего
порядка ценообразования,
В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы) (статья 6 глава 2).
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь) (статья 7 глава 3).
Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:
фиксированных цен (тарифов);
предельных цен (тарифов);
предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
порядка определения и применения цен (тарифов);
декларирования цен (тарифов).
Государственные органы,
осуществляющие регулирование ценообразования,
вправе принимать решение о выборе
конкретного способа
Правовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в сферах деятельности субъектов естественных монополий на товарных рынках Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь «О естественных монополиях» от 16.12.2002 №162-З (в ред. закона от 04.01.2010 №109-З) (далее – Закон №162-З). Данный Закон направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Согласно статьи 1 главы 1 Закона №162-З естественная монополия - это система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.
Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются на ряду с другими услугами:
- услуги электрической и почтовой связи общего пользования (ст.3 глава 2).
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:
- гласности и открытости
методов государственного
- адресности государственного
регулирования, его
- обеспечения защиты прав
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:
- регулированием цен на товары,
произведенные (реализуемые) в
условиях естественных
- определением категорий
Определение категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и уполномоченными им республиканскими органами государственного управления, а также местными исполнительными и распорядительными органами (ст.8 глава 3).
Орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
формирует и ведет Государственный
реестр субъектов естественных монополий,
в отношении которых
определяет методы регулирования,
предусмотренные настоящим
контролирует в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Закона;
вносит в установленном
законодательством порядке
В соответствии с функциями, определенными
действующим антимонопольным
Формирование Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственного реестра субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с действующим нормативными правовыми актами:
законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992 года (с изменениями и дополнениями);
законом Республики Беларусь «О естественных монополиях» от 16.12.2002 №162–З;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь»;
положением о Государственном
реестре хозяйствующих
положением о Государственном реестре субъектов естественных монополий, утвержденным постановлением Министерства экономики от 29.04.2003 № 98.
Приказом Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь от 12.04.2005 №02-2005 Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» внесено в Государственный реестр субъектов естественных монополий в части услуг почтовой связи общего пользования, реализуемых в условиях естественных монополий (Раздел 3. Услуги связи).
Директивой Президента Республики Беларусь "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее - Директива), в целях обеспечения дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, определена необходимость:
осуществления перехода к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг);
отмены ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
сохранения государственного регулирования
цен только на продукцию организаций-
В целях реализации Директивы принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" и в его исполнение Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 14.04.2011 №495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которым утверждены:
перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики;
перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом;
перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством экономики);
перечень услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Министерством экономики.
В перечень услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Министерством экономики на ряду с услугами электросвязи входят следующие услуги почтовой связи:
- пересылка внутренних простых
отправлений письменной
- выплата пенсий, пособий, компенсаций и осуществление других выплат.
Тарифы на услуги связи формируются согласно Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 №111 (далее – Инструкция №111), на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), с учетом особенностей устанавливаемых Инструкцией о порядке формирования тарифов на услуги связи, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16.03.2010 №54 (далее - Инструкция №54).
Инструкция №54 устанавливает единый порядок формирования тарифов на услуги связи, которые в соответствии с законодательством регулируются Министерством экономики Республики Беларусь и которые формируются организациями Министерства связи и информатизации Республики Беларусь самостоятельно и утверждаются их руководителями.
Действующие тарифы на регулируемые услуги почтовой связи утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.11.2011 №184 «О тарифах на услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования».
Согласно пункта 14 Инструкции
№111 при необходимости изменения
фиксированных, предельных цен (тарифов),
предельного норматива
проект документа, содержащий цены (тарифы) (в случае установления фиксированных, предельных цен (тарифов);
пояснительную записку по обоснованию вносимых предложений;
плановую и фактическую калькуляцию с расшифровками статей затрат (обязательны при установлении фиксированных, предельных цен (тарифов), в иных случаях - при необходимости);
Информация о работе Государственной регулирование в Республике Беларусь