Государственно-правовой режим: понятие виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучению государственного (политического) режима.
Исходя из поставленной цели я сформулировал следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государственно - правового режима;
2) изучить демократический государственно – правовой режим: понятие и особенности;
3) рассмотреть антидемократический государственный режим;
4) проанализировать и изучить виды антидемократического режима дать им правовую характеристику.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Понятие государственно – правового режима……………………………….5
2. Демократический государственно – правовой режим: понятие особенности………………………………………………………………………..6
3. Антидемократические государственно - правовые режимы: понятие, особенности, виды……………………………………………………….………17
Заключение………………………………………….……………………………26
Список использованной литературы………………...…………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

государственно - правовой режим понятие виды.docx

— 51.16 Кб (Скачать файл)

 Основная концепция демократии определяет характеристики политической системы. Либеральные или нелиберальные системы являются "типами" демократии. Но эта концепция и эти типы не включают все типы и элементы, чтобы создать действующую политическую систему. В зависимости от того, какие элементы были выбраны, разные "типы" демократии по ходу истории будут выходить на первый план или установятся в свободном порядке.

 Ниже перечислены альтернативные типы демократии, которые представляют разные политические конфигурации того, как люди делегируют свою власть. (На практике элементы ниже перечисленных типов демократии смешаны между собой, и их комбинации отличаются от страны к стране).

а) Прямая или представительная демократия

- прямая демократия - граждане  правят напрямую, обычно через  общие собрания;

- репрезентативная демократия - граждане выбирают тех, кто будет  управлять.

б) Мажоритарная или консоциальная демократия

- мажоритарная - большая  часть всех законов принимается  простым большинством самим народом  либо законодательным собранием;

- консоциальная или супермажоритарная - законы не могут быть приняты  без согласия либо преобладающего (супер) большинства (две трети или  три четвертых) законодательного  собрания или выраженных общественных  групп (например - этнических групп). В некоторых случаях такие  условия заканчиваются тем, что  власть разделяется между двумя  и более этническими или культурными  группами.

в) Состязательная или консенсусная демократия.

- состязательная - процессы  принятия политических решений  проходят таким образом, чтобы  обеспечить борьбу между расходящимися  интересами и целями, в этой  борьбе могут быть победившие  и проигравшие;

- консенсусная (согласительная) - процессы принятия политических  решений гармонизируют расходящиеся  интересы и цели, подводят их  к взаимно приемлемому согласию.

г) Централизированные и децентрализированные демократии

- централизированные - единственное  правительство превыше всего; оно  может руководить подотчетными  местными и региональными компонентами  или может обойтись без них  и руководить напрямую;

- децентрализированные - каждое  из двух и более правительств (или уровней правительства) обладает  достаточной властью для определенных  целей, но ни одно из них  не преобладает во всех областях  сразу. В некоторых случаях они  разделяют сферы ответственности (например федеральная система).

Перед демократией стоят цели, многие из которых стоят также и перед другими политическими режимами. Среди этих целей есть такие, которые хотя и существуют при других политических системах, имеют большее значение для демократии. Другие присущи только демократии и являются дополнительными, относящимися только к либеральной демократии.

Одним из доводов за демократию является то, что при ней эти ценности получают свою реализацию наиболее полно, чем при других политических системах.

 Это: защита жизни граждан, территориальная целостность, правосудие и общественное благо.

 Демократия не только более полно реализует ценности, общие с другими политическими системами, но и имеет ряд целей, присущих только ей характеристик к  ним отностится:

- защита прав и свобод граждан;

- участие рядовых граждан в управлении обществом;

- свободный обмен информацией;

- прозрачность деятельности правительства;

- защита от злоупотреблений и самоуправства властей;

- динамизм политической системы.[10]

 Цели и ценности либеральной демократии:

-значимость и достоинство каждого гражданина - основополагающие ценности либеральной демократии;

- защита прав отдельных граждан;

- способствование раскрытию индивидуальных возможностей граждан

- гражданское общество;

- рыночная экономика;

-разрешение конфликтов между соблюдением прав личности и общественным благом;

- создание открытого общества.

 Цели и ценности нелиберальных демократий:

- стабильность;

- воспитание у личности чувства принадлежности к социуму

- ощущение принадлежности к своей национальности, одной из многих составляющих народ демократической страны;

- любовь и стремление сохранить свою малую родину;

- общественная и личная мораль;

- стремление к достижению консенсуса.

Аргументы против демократии

 Интеллектуальный, исторический опыт, нерешенные проблемы демократических обществ выдвинули значительные аргументы против демократии. В силу того, что эти аргументы являются значимой критикой этого строя, они указывают на возможные патологии демократии, с которыми приходится бороться для того, чтобы направлять общественные процессы по правильному пути.

- Демократия способствует тирании низов общества. В современном мире, так как демократия основана на власти большинства, а большое количество избирателей относится к малообеспеченным слоям общества и представляет собой представителей доминирующей национальности, демократия может привести к политике обслуживания исключительно интересов этих классов и национальности в ущерб интересам других слоев общества и общественному благу.

- Демократия закрывает реальных носителей власти. Даже если демократические институты функционируют исправно, реальная власть в обществе может быть не зависима от них и скрыта от глаз общественности. Отвлекая общественное внимание от реальных центров власти, демократические процессы могут служить ширмой последним и легализировать их.

- Демократия идеализирует человеческую природу. Демократия основана на нереалистическом подходе к человеку. Люди не равны в своих физических и интеллектуальных способностях. Не равны они и в своих политических возможностях. Демократия недостаточно учитывает последствия этого неравенства в политических процессах. Таким образом, с одной стороны может отказывать в реализации и подавлять индивидуальные способности личностей, наиболее способных к политическому лидерству, с другой стороны, переоценивать возможности других представителей общества.

- Демократия — угроза порядку в обществе. Народ потенциально склонен к созданию беспорядков, и вера в народ как высший источник политической власти и результативность его участия в процессе принятия решений в государстве создает угрозу социальной и политической стабильности.

- Демократия разрушает традиции. Занимаясь сегодняшними проблемами, народ при демократии может не учитывать или отрицать накопленный опыт прошлых поколений, прервать непрерывные процессы в истории общества, на которых основана человеческая цивилизация.

- Демократия подрывает авторитет власти. Постоянно не доверяя представителям власти, непрерывно контролируя и критикуя их действия, народ может подорвать уважение к власти и эффективность ее деятельности. - Демократия - угроза правосудию. Акцент при демократии на защиту прав, например имущественных, без адекватного регулирования пользования этими правами может привести к неравному распределению власти и ресурсов. - Демократия способствует разрушению компетентности в органах власти. Упор на эгалитаризм и восхваление возможностей человека из народа может привести к отрицанию значения профессионализма в политике и к ошибочной точке зрения, что каждый имеет равные с экспертами способности к разумным политическим суждениям.

- Демократия - препятствие реализации эффективных решений в обществе. Обилие общественных и государственных институтов, принимающих участие в формировании решений, может в случаях необходимости принятия немедленных решений затормозить или заблокировать этот процесс.

- Демократические институты слишком дороги в содержании. Экономические и социальные ресурсы, требующиеся для поддержания функционирования демократических институтов в государстве, могут быть столь большими, что затрата их может уменьшить ресурсы, необходимые для борьбы с бедностью и другими социальными проблемами.

- При демократии обесцениваются заслуги и достоинства личности. В крайнем своем проявлении идея равенства может привести в обществе к заниженным критериям оценки личности, к пренебрежению к незаурядным личностям, к антиинтеллектуализму, восхвалению посредственностей.

- Демократия - угроза свободе личности. К этой угрозе при демократии могут привести следующие силы, действующие в обществе: общественное мнение, воля большинства, равенство граждан, дегуманизация общества.

- Демократия ограничивает созидательные силы в обществе. Массовая культура, ассоциируемая с выражением демократических художественных взглядов, принимается как эталон и норма, задавливая все отклонения от нее. -    Демократия препятствует инновациям.

  Итак, рассмотрев аргументы за демократию  и против демократии   можно прейти к выводу что, какими бы ни были привлекательными преимущества демократии, могут возникнуть условия, при которых народ сочтет демократию не лучшим строем в государстве. Граждане могут решить, что разумно было бы терпеть недемократические институты и практику или позволить недемократические действия демократическим институтам власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Антидемократический государственно – правовые режимы: понятие, особенности, виды

 Антидемократический режим  характеризуется следующими признаками:

Во – первых, главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим .

Во-вторых, характеризуется полным (тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.

В-третьих, свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д.).

В-четвертых, личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких – либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.

В-пятых, реально существует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

В-шестых, характерный признак — всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.

В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.

 Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.[12]

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве.

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.[13]

 Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде.[14]

 Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Информация о работе Государственно-правовой режим: понятие виды