Государственно – правовая политика в БССР во второй половине 1940 – первой половине 1970-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

22 июня 1941 г. начался новый трагический период в истории белорусского народа. Гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Белорусская держава одна из первых советских республик приняла на себя удар гитлеровской армии. Уже в середине июля 1941 года немецкая армия оккупировала Прибалтику, Беларусь, значительную часть Украины.

Содержание

1. Вопрос 1. Реорганизация структуры и компетенция высших органов власти и управления БССР.…………………3
2. Вопрос 2. БССР – субъект или объект международного права? Взгляд на эту проблему В.Е. Снапковского ……11
Вопрос 3. Общие направления развития республиканского законодательства. Кодификация права БССР (представить в виде таблицы с указанием названия отрасли законодательства, причин кодификации, даты принятия кодекса, характеристики нововведений).....................................12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Моя контрольная.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 Помимо рассмотренных  высших государственных органов, в БССР действовали и другие высшие органы (Прокуратура БССР, Комитет народного контроля БССР и др.), структура и компетенция которых подвергались реорганизации в 50-70-е годы.

 Для развития  права этого периода характерны  три основные тенденции, демократизация, кодификация и расширение сферы применения права. Эти тенденции проявились под воздействием тех задач, которые определялись правящей коммунистической партией в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни. Характерной чертой развития права 1950 – 1980-х годов является большая степень динамичности. Среди многочисленных разноплановых текущих нормативно-правовых актов этого периода особое место занимают постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и постановления ЦК КПБ и Совета Министров БССР, в которых содержались нормы, вносящие принципиальные изменения в действующее законодательство. Так, 22 марта 1962 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О перестройке управления сельским хозяйством», 11 января 1963 г. - «Об организации работы Совета народного хозяйства», 19 декабря 1968 г. - «Об утверждении Положения об органах народного контроля» и много других, которые внесли существенные изменения в отрасли права.

Большое количество нормативно-правовых актов, принятых в данный период, остро поставило вопрос о систематизации действующего законодательства, которая начала проводиться в конце 50-х годов, как в масштабе СССР, так и в каждой республике. В БССР также были созданы специальные комиссии для подготовки кодексов по основным отраслям права. Одним из главных источников, на базе которого разрабатывались кодексы БССР, были Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик (1961 г ), Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик (1958 г.) и другие подобные нормативные акты СССР, в том числе и Конституция СССР 1977 г.

Кодификационные работы, начавшиеся в БССР в конце 50-х годов, продолжались до середины 80-х годов, когда в 1984 г. впервые  был принят Кодекс БССР об административных правонарушениях. Всего было принято более 10 кодексов и новая Конституция БССР 1978 года.

В развитии всех отраслей права четко проявилась тенденция на дальнейшее углубление его демократических черт. Так, нормы  конституционного права закрепили  расширение прав союзных республик, а по Конституции БССР 1978 г. права граждан увеличились почти в два раза; в гражданском праве была значительно расширена правоспособность граждан и впервые введены нормы, предусматривающие гражданско-правовую защиту чести и достоинства физического лица. В уголовном праве данная тенденция проявилась в декриминализации некоторых уголовных правонарушений (отмена уголовной ответственности женщин за производство аборта - 1954 г., за самовольный проезд в товарных поездах в 1955 г., и др.) и в возможности освобождения от уголовной ответственности за совершение в первый раз малозначительного преступления. Но следует отметить, что наряду с демократизацией в уголовном праве в этот период времени начала проявляться тенденция, противоречащая указанной карательной политики, что нашло отражение в восстановлении смертной казни в 1950 г. за такие преступные действия, как измена, шпионаж, диверсия. В последующие годы применение смертной казни постоянно расширялось, что отражает принятый в 1960 г УК БССР, в который в 70-80-е годы вносили изменения, предусматривающие применение исключительной меры наказания даже за имущественные преступления (ст. 91), а не только за государственные, особо опасные против личности и воинские преступления.

В середине - второй половине XX века право республики развивалось в русле общесоюзных тенденций. На первом этапе, в конце 40-х - 50-е гг., законодательная власть Белорусской ССР была направлена на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, а в последующие годы, как отмечалось в решениях КПСС, на «всестороннее развёртывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, руководство хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата».

Законодательство  Белорусской ССР этого периода  развивалось в основном по трём главным  направлениям:

  1. на территории БССР действовали общесоюзные нормативные правовые акты;
  2. в связи с определённым разграничением компетенции СССР и союзных республик в сфере законодательства Союзом СССР принимались Основы законодательства, устанавливающие основные принципы, понятия и положения соответствующих отраслей права, а согласно этим законам союзные республики принимали новые и пересматривали действующие кодексы и законы;
  3. республикой принимались собственные нормативные правовые акты.

Активизации правотворческой  деятельности республики в значительной степени способствовали решения XX съезда КПСС, направленные на расширение прав союзных республик в сфере правотворчества. О возросшей законодательной активности свидетельствует большое количество принятых и Президиумом Верховного Совета БССР нормативных правовых актов. С 1959 по 1967 гг. Верховным Советом БССР было принято 124 законодательных акта. Причём если раньше издавались лишь законы о народнохозяйственных планах, государственных бюджетах и утверждались указы Президиума Верховного Совета БССР, то в этот период принимаются законы об охране природы, о порядке отзыва депутатов Верховного Совета, областного, районного, городского поселкового и сельского Совета, о судоустройстве, об адвокатуре, о порядке отзыва судей и народных заседателей, об изменении системы органов управления, подготовлены и вводятся в действие новые кодексы по основным отраслям права и др., т. е. сфера самостоятельного правотворчества БССР существенно расширилась.

В 1957 году в БССР была создана специальная правительственная  комиссия, которая руководила разработкой  уголовного, уголовно – процессуального, гражданского, гражданско – процессуального кодексов. Главными источниками, на базе которых разрабатывались данные кодексы БССР, являлись Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства, принятые в 1958 году, Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, Основы гражданского судопроизводства (1961 г.)

Первая отрасль  права, подвергшаяся существенным преобразованиям, – сфера уголовного права.

В сфере уголовного законодательства в первой половине 50-х гг. в СССР наметилась тенденция ужесточения уголовной ответственности.

Большая роль в  развитии уголовного права Белоруссии принадлежала общесоюзным законам. Все изменения и дополнения действовавшего в БССР уголовного законодательства основывались на общесоюзных актах.

Уголовное законодательство развивалось по двум основным направлениям. Значительно усиливалась борьба с наиболее тяжкими и распространенными преступлениями, повышалась уголовная ответственность за их совершение. В то же время несколько сужалась сфера уголовной репрессии за совершение деяний, которые на данном этапе не требовали применения уголовного наказания.

С переходом  к мирному строительству Советское  государство сочло возможным  отказаться от применения смертной казни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. в стране отменялась смертная казнь, в качестве высшей меры наказания устанавливалось заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.

Однако в  последствии ввиду обострения международной  обстановки и усиления подрывной  деятельности врагов Советского Союза Президиумом Верховного Совета СССР 12 января 1950 г. была вновь введена смертная казнь в отношении изменников Родины, шпионов и диверсантов. В 1954 г. применение смертной казни было распространено на лиц, совершивших умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. В последующие годы круг деяний, за которые была предусмотрена в качестве меры наказания смертная казнь, расширяется.

В условиях обострения международной обстановки и пропаганды агрессивными империалистическими  кругами новой войны важное политическое значение имел Закон о защите мира, принятый Верховным Советом СССР 12 марта 1951 г.

Являясь воплощением  высоких принципов советской  миролюбивой политики, преследующей цели укрепления мира и дружественных  отношений между народами, закон объявлял пропаганду войны, в какой бы форме она ни велась, тягчайшим преступлением против человечества. Лица, виновные в пропаганде войны, подлежали привлечению к уголовной ответственности как тяжкие уголовные преступники.

Усиление борьбы с опасными преступлениями нашло отражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1947 г., повысившего ответственность за разглашение сведений и утрату документов, содержащих государственную тайну. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершенное лицами, которым были доверены эти сведения, предусматривалась ответственность в виде заключения в исправительно-трудовой лагерь от восьми до 12 лет вместо пяти лет по ранее действовавшему закону. Разглашение сведений военного характера военнослужащими наказывалось заключением в исправительно-трудовой лагерь от 10 до 12 лет. Разглашение государственной тайны частными лицами влекло наказание -- заключение в исправительно-трудовой лагерь от 5 до 10 лет.

Специально  выделялись такие составы преступлений, как утрата должностными лицами и военнослужащими материалов, документов и изданий, содержащих государственную тайну, а также заявка или передача за границу изобретений, открытий и технических усовершенствований, составляющих государственную тайну.

В связи с  принятием этого указа были признаны утратившими силу ст. 121-1 и 188 УК БССР, которые предусматривали ответственность  за разглашение сведений о Вооруженных  Силах и об обороноспособности СССР, составлявших специально охраняемую тайну, а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г., предусматривавший ответственность за такого рода преступления.

Важное значение придавалось борьбе с хищениями  социалистической собственности. В  целях установления единства законодательства об ответственности за хищения и усиления борьбы с этими преступлениями 4 нюня 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества».

С принятием  Указа от 4 июня 1947 г. прекратили действие все нормы УК БССР об ответственности за хищения государственного или общественного имущества. Утратил силу и Закон от 7 августа 1932 г.

Усиление уголовно-правовой охраны социалистической собственности  имело большое значение для успешной борьбы с хищениями государственного и общественного имущества. Однако установление высоких санкций за все виды хищений независимо от их размера вряд ли вызывалось необходимостью и создавало немало трудностей при назначении наказания по делам о незначительных хищениях.

Жизнь настоятельно требовала установления ответственности  за мелкое хищение государственного и общественного имущества с  пониженной по сравнению с Указом от 4 июня 1947 г. санкцией. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1955 г. впервые совершенное мелкое хищение государственного или общественного имущества наказывалось исправительно-трудовыми работами на срок от шести месяцев до одного года или лишением свободы на три месяца. Мелкое хищение, совершенное повторно, наказывалось лишением свободы на срок от одного года до двух.

 

Значительно усиливалась  ответственность за кражу личного  имущества граждан и разбой.

В указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об усилении охраны личной собственности  граждан» кража рассматривалась, как тайное или открытое похищение личного имущества граждан и наказывалась заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от пяти до шести лет. Кража, совершенная повторно или воровской шайкой, каралась заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от 6 до 10 лет.

Разбой определялся  как нападение с целью завладения чужим имуществом, соединенное с  насилием или угрозой применения насилия. За совершение разбоя устанавливалось  наказание в виде заключения в  исправительно – трудовой лагерь на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества. Квалифицированные виды разбоя (разбой, соединенный с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего; с угрозой смертью или тяжким телесным повреждением; совершенный шайкой либо повторно) наказывались заключением в исправительно – трудовой лагерь от 15 до 20 лет с конфискацией имущества.

Усиливалась ответственность  и за другие преступления.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1949 г. была значительно усилена ответственность  за изнасилование. Прежде изнасилование наказывалось лишением свободы до пяти лет. По этому указу такие действия карались заключением в исправительно-трудовой лагерь от 10 до 15 лет. Изнасилование несовершеннолетней, а равно совершенное группой лиц или повлекшее особо тяжкие последствия, наказывалось заключением в исправительно-трудовой лагерь от 15 до 20 лет.

В целях усиления охраны прав и интересов женщины – матери на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 г. была расширена диспозиция ст.139-1 УК БССР, которой устанавливалась уголовная ответственность за отказ в приеме на работу матери, кормящей грудного ребенка, или снижение ей заработной платы по этим мотивам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1954 г. была отменена уголовная ответственность беременных женщин за производство себе аборта. В соответствии с этим указом из Уголовного кодекса БССР была исключена ст. 217-2, предусматривавшая ответственность за такие действия".

В марте 1955 г. отменена уголовная и установлена административная ответственность за самовольный проезд в товарных поездах и соответственно из УК БССР была исключена ст. 108-5, содержащая данный состав преступления.

13 мая 1955 г.  отменяется уголовная ответственность  руководителей предприятий и  организаций за продажу, обмен и отпуск на сторону оборудования и материалов. 25 апреля 1956 г. была отменена уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 г. восстанавливается применение института условно-досрочного освобождения. В соответствии с этим актом Президиум Верховного Совета БССР Указом от 18 января 1955 г. восстановил действие отмененных в 1939 г. ст. 61 и 62 УК БССР, регулирующих условия и порядок применения условно-досрочного освобождения осужденных из мест заключения.

Информация о работе Государственно – правовая политика в БССР во второй половине 1940 – первой половине 1970-х гг