Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 13:48, реферат
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником.
Унитарные предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность коммерческие организации -- юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113--115 ГК РФ).
От иных коммерческих организаций унитарные предприятия отличаются тем, что они не наделены правом собственности на закрепляемое за ними имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками1.
1.3. Государственные и
муниципальные унитарные
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Унитарное предприятие - коммерческая
организация, не наделённая правом собственности
на имущество, закреплённое за ней собственником.
Унитарные предприятия представляют
собой организационно-правовую форму,
посредством которой осуществляют деятельность
ком-мерческие организации -- юридические
лица, являющиеся субъектами предпринимательского
права (ст. 113--115 ГК РФ).
От иных коммерческих организаций унитарные
предприятия отлича-ются тем, что они не
наделены правом собственности на закрепляемое
за ними имущество.
Имущество унитарного предприятия является
неделимым и не может быть распределено
по вкладам (долям, паям), в том числе между
его работниками1.
В Российской Федерации создаются и действуют
следующие виды унитарных предприятий:
1 В действующем ГК РФ закреплена двойственная
позиция в отношении категории «предприятие»:
с одной стороны, оно рассматривается
как объект гражданского права (ст. 132 ГК
РФ), с другой -- как субъект гражданско-правовых
отношений (ст. 113 ГК РФ), что не могло не
найти отражения и в современной юридической
литературе. Так, негативное отношение
к категории «предприятие» как субъекту
гражданского права нашло свое отра-жение
в учебнике «Гражданское право», подготовленном
коллективом авторов МГУ (см.: Гражданское
право / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб.
и доп. М., 2000. Т. 1. С. 306). Однако существуют
и иные точки зрения на место, роль и перспективы
использования указанной категории. В.В.
Лаптев считает необходимым установить
в законодательстве «четкое и адекватное
понятие предприятия как хозяйствующего
субъекта и субъекта права, участвующего
в отношениях и по горизонтали, и по вертикали,
для которого наличие прав юридического
лица хотя и обязательно, но служит лишь
одним из элементов его право-субъектности» (Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное)
право в современных условиях // Государство
и право на рубеже веков. М., 2001. С. 221). Ю.К.Толстой
пишет. «Почему же противники унитарных
предприятий с такой настойчивостью предают
их анафеме? Гносеологические корни этой
позиции усматриваются в убежденности
ее сторон-ников в том, будто предприятие
имеет право на существование лишь как
единый имущест-венный комплекс, но не
как субъект права. Между тем С.Н. Братусь
в свое время справед-ливо обратил внимание
на то, что понятие «предприятие» является
двузначным: это и субъект, и объект права.
Именно по этому пути и идет законодательство.
В том числе новейшее (см. § 4 гл. 4 и ст. 132
ГК РФ). Представляется, что унитарным
предприятиям (особенно предприятиям
ВПК) не только уготовлена в нашей экономике
долгая жизнь, но и следует идти по пути
применения данной организационно-правовой
формы там, где путь ей сейчас вроде бы
заказан» (Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица
на современном этапе) Проблемы современного
гражданского права: Сборник статей. М.,
2000. ( ПО--111).
· унитарные предприятия, основанные
на праве хозяйственного ве-дения, -- федеральное
государственное предприятие и государственное
предприятие субъекта Российской Федерации
(далее -- государствен-ное предприятие),
муниципальное предприятие;
· унитарные предприятия, основанные
на праве оперативного управ-ления, -- федеральное
казенное предприятие, казенное предприятие
субъекта Российской Федерации, муниципальное
казенное предприятие (далее -- казенное
предприятие).
Правоспособность унитарных предприятий
в отличие от иных ком-мерческих организаций
не общая, а специальная, т.е. они могут
осу-ществлять только те виды предпринимательской
деятельности, которые закреплены в уставе
предприятия (ст. 49, 113 ГК РФ, ст. 3, 8 Феде-рального
закона «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях»).
Данное положение нашло отражение и в
судебно-арбитражной прак-тике. Так, в
п. 18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС
РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 отмечено, что «унитарные
предприятия, а также другие коммерческие
организации, в отношении которых законом
предусмот-рена специальная правоспособность
(банки, страховые организации и некоторые
другие), не вправе совершать сделки, противоречащие
целям и предмету их деятельности, определенным
законом или иными пра-вовыми актами. Такие
сделки являются ничтожными на основании
статьи 168».
Необходимо также учитывать, что действующее
законодательство ограничивает деятельность
унитарных предприятий в определенных
сферах предпринимательской деятельности.
Статья 1015 ГК РФ уста-навливает запрет
на деятельность унитарного предприятия
в качестве доверительного управляющего.
Казенное предприятие не может быть таможенным
брокером.
На начальном этапе проведения рыночных
преобразований в России возобладала
точка зрения о необходимости прекращения
создания новых федеральных государственных
унитарных предприятий, ликвидации существующих
и создания на их базе федеральных казенных
предприятий с закреплением за ними на
праве оперативного управления всего
имущества ликвидируемых федеральных
государственных унитарных предприятий,
что нашло отражение в нормах Указа Президента
РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных
предприятий».
Однако дальнейшее развитие рыночных
отношений в Российской Федерации, практика
формирования законодательной основы
рыночной экономики свидетельствуют об
ошибочности указанной выше позиции.:
Законодатель направил усилия на создание
механизма управления уни-тарными предприятиями,
повышения эффективности их хозяйственной
деятельности, а также отдачи от имущества,
переданного унитарным предприятиям на
праве хозяйственного ведения и оперативного
управления, создания адекватной правовой
базы их деятельности.
Если до середины,90-х гг. можно было говорить
об отсутствии аде-кватной нормативной
правовой базы деятельности унитарных
предпри-ятий, то в настоящее время такая
база в значительной мере создана и служит
хорошей основой для развития государственного
сектора эконо-мики, подтверждением чего
является принятый 14 ноября 2002 г. Феде-ральный
закон «О государственных и муниципальных
унитарных пред-приятиях». По существу,
произошла трансформация, приспособление
такой организационно-правовой формы
субъектов предпринимательской деятельности,
как государственное предприятие, к современным
услови-ям рыночной экономики.
Государственные предприятия и казенные
заводы не являются изобретениями советской
эпохи.
Среди видов предпринимательской деятельности
в XVII в. следует прежде всего назвать казенное
предпринимательство. Само государство
выступало как крупнейший торговый и промышленный
предприниматель. Казенное предпринимательство
было связано, прежде всего, с военной,
добывающей, металлургической, текстильной
промышленностью, а также с внешней торговлей.
В XVII в. значительно расширилось производство
на крупных казенных предприятиях типа
централизованной мануфактуры Пушечного
двора, где наряду с пушками отливались
колокола и паникадила. Здесь работало
около 100 человек, при мастерских имелись
ученики. В XVII в. была создана Оружейная
палата. Там производилось легкое огнестрельное
и холодное оружие. Это была мануфактура
рассеянного типа: многие мастера, среди
которых были специалисты различного
профиля, работали на дому. Общее число
работавших на мануфактуре составлял
около 300 человек.
В 1913 г. казенные промышленные предприятия
(вместе с техническими заведениями и
складами) занимали 2,7% в общей сумме доходов
госбюджета. Среди этих предприятий основную
роль играли горные заводы: из валового
дохода в 22,4 млн. руб. на долю горных заводов
приходилось 17 млн. руб. (свыше 75%). Государство
стремилось перевести их на «коммерческие
основания». Казенным заводам предлагалось
определять себестоимость выполненного
заказа, к себестоимости «назначать» до
15% на прибыль. Из прибыли осу-ществлялись
модернизация и расширение производства,
10% ее предназначалось на пре-мирование
администрации.
Унитарное предприятие должно иметь
полное фирменное наиме-нование и вправе
иметь сокращенное фирменное наименование
на рус-ском языке. Унитарное предприятие
вправе иметь также полное и (или) сокращенное
фирменное наименование на языках народов
Российской Федерации и (или) иностранном
языке.
Полное фирменное наименование государственного
или муниципаль-ного предприятия на русском
языке должно содержать слова «федераль-ное
государственное предприятие», «государственное
предприятие» или «муниципальное предприятие»
и указание на собственника его имущест-ва
-- Российскую Федерацию, субъект Российской
Федерации или му-ниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного
предприятия на русском языке должно содержать
слова «федеральное казенное предприятие»,
«казенное предприятие», или «муниципальное
казенное предприятие» и указание на собственника
его имущества -- Российскую Федерацию,
субъект Российской Федерации или муниципальное
образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия
на русском языке не может содержать иные отражающие его
организационно-правовую форму термины,
в том числе заимствованные из иностранных
языков, если иное не предусмотрено федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами РФ.
По согласованию с собственником его
имущества унитарное предприятие может
создавать филиалы и открывать представительства.
Унитарные предприятия могут быть участниками
(членами) коммерческих организаций, а
также некоммерческих организаций, в которых
в соот-ветствии с федеральным законом
допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать
учредителями (участ-никами) кредитных
организаций.Решение об участии унитарного
предприятия в коммерческой или некоммерческой
организации может быть принято только
с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном
(складочном) капитале
хозяйственного общества или товарищества,
а также принадлежащими
унитарному предприятию акциями осуществляется
унитарным предпри-ятием только с согласия
собственника его имущества.Унитарное
предприятие несет ответственность по
своим обязатель-ствам всем принадлежащим
ему имуществом. Оно не отвечает по обяза-тельствам
собственника его имущества (Российской
Федерации, субъек-та Российской Федерации,
муниципального образования).
Российская Федерация, субъект Российской
Федерации, муниципаль-ное образование
не несут ответственность по обязательствам
государст-венного или муниципального
предприятия, за исключением случаев,
когда несостоятельность (банкротство),
предприятия вызвана собственником его
имущества. В указанных случаях на собственника
при недостаточнос-ти имущества государственного
или муниципального предприятия может
быть возложена субсидиарная ответственность
по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации или муни-ципальные образования
несут субсидиарную ответственность по
обяза-тельствам своих казенных предприятий
при недостаточности имущества последних.
1.4. Учреждение государственных и муниципальных
унитарных предприятий.
Закон о государственных и муниципальных
предприятиях (ст. 8) ус-танавливает примерный
перечень случаев, когда унитарное предприятие
может быть создано. Так, государственное
или муниципальное предприятие может
быть создано в случае:
· необходимости использования имущества,
приватизация которого запрещена, в том
числе имущества, которое необходимо для
обеспечения безопасности Российской
Федерации;
· необходимости осуществления деятельности
в целях решения со-циальных задач (в том
числе реализации определенных товаров
и услуг по минимальным ценам), а также
организации и проведения закупочных
и товарных интервенций для обеспечения
продовольственной безопас-ности государства;
· необходимости осуществления деятельности,
предусмотренной федеральными законами
исключительно для государственных унитарных
предприятий;
· необходимости осуществления научной
и научно-технической дея-тельности в
отраслях, связанных с обеспечением безопасности
Россий-ской Федерации;
· необходимости разработки и изготовления
отдельных видов продукции, находящейся
в сфере интересов Российской Федерации
и обес-печивающей ее безопасность;
· необходимости производства отдельных
видов продукции, изъятой из оборота или
ограниченно оборотоспособной.
Казенное предприятие может быть создано
в случае.
· если преобладающая или значительная
часть производимой про-дукции, выполняемых
работ, оказываемых услуг предназначена
для федеральных государственных нужд,
нужд субъекта Российской Федера-ции или
муниципального образования;
· необходимости использования имущества,
приватизация которого запрещена, в том
числе имущества, необходимого для обеспечения
без-опасности Российской Федерации, функционирования
воздушного, же-лезнодорожного и водного
транспорта, реализации иных стратегических
интересов Российской Федерации;
· необходимости осуществления деятельности
по производству това-ров, выполнению
работ, оказанию услуг, реализуемых по
установленным государством ценам в целях
решения социальных задач;
· необходимости разработки и производства
отдельных видов про-дукции, обеспечивающей
безопасность Российской Федерации;
· необходимости, производства отдельных
видов продукции, изъятой из оборота или
ограниченно оборотоспособной;
· необходимости осуществления отдельных
дотируемых видов дея-тельности и ведения
убыточных производств;
· необходимости осуществления деятельности,
предусмотренной федеральными законами
исключительно для казенных предприятие.
Следует иметь в виду, что перечень случаев
создания унитарных предприятий является
примерным.
Учредителем унитарного предприятия
может выступать Российская Фе-дерация,
субъект Российской Федерации или муниципальное
образование.
Решение об учреждении федерального
государственного предприятия принимается
Правительством РФ или федеральными органами
исполнительной власти в соответствии
с актами, определяющими их компетенцию.Решение
об учреждении государственного предприятия
субъекта Российской Федерации или муниципального
предприятия принимается уполномоченным
органом государственной власти субъекта
Российской Федерации или органом местного
самоуправления в соответствии с ак-тами,
определяющими их компетенцию.Федеральное
казенное предприятие учреждается решением
Прави-тельства РФ.
Казенное предприятие субъекта Российской
Федерации, муници-пальное казенное предприятие
учреждаются соответственно решением
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, реше-нием органа
местного самоуправления, которым в соответствии
с акта-ми, определяющими статус этих органов,
предоставлено право принятия такого
решения.
1.5. Учредительные документы (устав)
Устав унитарного предприятия является его
единственным учреди-тельным документом.
В Законе о государственных и муниципальных
предприятиях (ст. 9) определяется примерное
содержание устава уни-тарного предприятия,
а также порядок внесения в него изменений.Устав
государственного или муниципального
предприятия кроме све-дений, указанных
в п. 3 ст. 9, должен содержать сведения о
размере уставного фонда предприятия,
о порядке и об источниках его формиро-вания,
а также о направлениях использования
прибыли.Устав казенного предприятия
должен, кроме того, содержать сведе-ния
о порядке распределения и использования
доходов предприятия.
1.6. Государственная регистрация
Государственная регистрация унитарных
предприятий осуществля-ется в порядке,
установленном Законом о государственной
регистрации юридических лиц. Для государственной
регистрации представляется ре-шение
уполномоченного государственного органа
Российской Федера-ции, уполномоченного
государственного органа субъекта Российской
Федерации или органа местного самоуправления
о создании унитарного предприятия, устав
предприятия, сведения о составе и стоимости
иму-щества, закрепляемого за ним на праве
хозяйственного ведения или на праве оперативного
управления.
Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия