Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать систему государственных органов Республики Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и признаки органов государства;
2. Проанализировать систему государственных органов Республики Беларусь;
3. Раскрыть принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………...3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….….4
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...7
ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………….27
Деятельность
органов государственной
Конституционный Суд Республики Беларусь по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти – судов общей юрисдикции и арбитражных судов [2, с. 110].
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Беларусь выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [12, с. 113].
2. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Республики Беларусь. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.
Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции [6, с. 142].
3. Принцип разделения
властей. Одной из незыблемых
основ конституционного строя
демократического правового
Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны
при осуществлении своих
4. Принцип законности – основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.
При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.
5. Принцип унитаризма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что: все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти [2, с 115].
6. Принцип равного
доступа граждан к
Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.
7. Принцип гласности
в осуществлении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Через органы государственной власти в свою очередь народ также осуществляет свою власть.
Государственный орган – это образованная в соответствии с Конституцией иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.
Государственные служащие являются гражданами Республики Беларусь, занимающие в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенные соответствующими полномочиями и выполняющие служебные обязанности за денежное вознаграждение из республиканского или местного бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования (ст.5 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь») [7].
Государственное учреждение – это государственная организация, являющееся составной и относительно обособленной частью государственного аппарата, которая создана для управления какой-либо сферой или объектом обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, не обладающая государственно властными полномочиями.
Под государственным аппаратом понимается система органов государства, через которые государственные служащие от имени государства обеспечивают выполнение этими органами властных полномочий.
Признаки, черты государственных органов:
1. Они образуются в установленном государством порядке.
2. Наделяются
государственно властными
3. Каждый государственный
орган реализует свои
4. Все органы
государства составляют единую
систему государственной
5. Эти органы
уполномочены государством
6. Государственный орган выступает от имени государства.
7. Органы государства
имеют строго определенную
Система государственных органов включает в себя:
1. Президент.
2. Орган законодательной власти (Парламент).
3. Местные представительные органы (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские).
4. Органы исполнительной
власти (Совет министров,
5. Органы судебной власти (общие и хозяйственные суды, Конституционный суд).
6. Контрольно-надзорные
органы (прокуратуры, комитет
Принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь
1. Верховенство
Конституции. 2. Разделение властей
(ст.6 Конституции). 3. Централизм проявляется
в единстве системе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бодак, А.Н. Правотворческий процесс в Республике Беларусь / А. Н. Бодак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 219 с.
2. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 767 с.
3. Василевич, Г.А. Правотворческий процесс: учебное пособие / Г. А. Василевич, С. М. Сивец. – Минск: Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, 2008. – 303 с.
4. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь / В. Н. Кивель. – Минск: Современная школа, 2008. – 166 с.
5. Кодавбович, В.А. Правотворческий процесс: учебно-методический комплекс / В. А. Кодавбович, Е. В. Жигалко. – Минск: Издательство МИУ, 2008. – 231 с.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2007. – 48 с.
7. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь: практикум: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по юридическим специальностям / А. И. Курак, А. А. Подупейко. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2010. – 299 с.
8. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь / Т. С. Масловская. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 223 с.
9. Обухович, И.В. Правотворческий процесс: [для студентов и преподавателей вузов] / И. В. Обухович. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 92с.
10. Подупейко, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: курс лекций / А. А. Подупейко. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 255 с.
11. Пугачев, А.Н. Правотворческий процесс: учебно-методический комплекс для студентов юридических специальностей / А. Н. Пугачев. –Новополоцк: ПГУ, 2010. – 387 с.
12. Стаценко, В.Г. Правотворческий процесс: учебно-методический комплекс / В. Г. Стаценко. – Витебск: ВГУ, 2008. – 89 с.
13. Чагина, Е.П. Конституционное право Республики Беларусь: учебно-методический комплекс / Е. П. Чагина. – Минск: МГЭИ, 2007. – 196 с.
14. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь / А. В. Ясинская-Казаченко. – Минск: Амалфея, 2008. – 406 с.
Информация о работе Государственные органы Республики Беларусь