Государственные органы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать систему государственных органов Республики Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и признаки органов государства;
2. Проанализировать систему государственных органов Республики Беларусь;
3. Раскрыть принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………...3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….….4
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...7
ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 2 курс.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность  органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд Республики Беларусь по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти – судов общей юрисдикции и арбитражных судов [2, с. 110].

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Беларусь выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [12, с. 113].

2. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Республики Беларусь. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.

Нормы Конституции  имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной  власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции [6, с. 142].

3. Принцип разделения  властей. Одной из незыблемых  основ конституционного строя  демократического правового общества  является осуществление государственной  власти на основе разделения  на законодательную, исполнительную  и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализированные направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны при осуществлении своих конституционных  полномочий. Система разделения властей  не нарушает единства государственной власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и судебной власти в форме осуществления своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых действуют органы исполнительной и судебной власти, осуществляют бюджетный контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т. д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии конституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы [1, с. 287].

4. Принцип законности – основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.

При осуществлении  своих полномочий в отношении  государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.

5. Принцип унитаризма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что: все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти [2, с 115].

6. Принцип равного  доступа граждан к государственной  службе. Конституция Республики Беларусь закрепляет, что граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Беларусь. Это положение полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

7. Принцип гласности  в осуществлении государственной  службы. Принцип гласности означает  информирование граждан о деятельности  государственных органов и государственных служащих. В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы – необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы [13, с. 210].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство осуществляет свои функции через органы государственной  власти. Через органы государственной  власти в свою очередь народ также  осуществляет свою власть.

Государственный орган – это образованная в  соответствии с Конституцией иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

Государственные служащие являются гражданами Республики Беларусь, занимающие в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенные соответствующими полномочиями и выполняющие служебные обязанности за денежное вознаграждение из республиканского или местного бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования (ст.5 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь») [7].

Государственное учреждение – это государственная  организация, являющееся составной  и относительно обособленной частью государственного аппарата, которая  создана для управления какой-либо сферой или объектом обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, не обладающая государственно властными полномочиями.

Под государственным  аппаратом понимается система органов  государства, через которые государственные служащие от имени государства обеспечивают выполнение этими органами властных полномочий.

Признаки, черты  государственных органов:

1. Они образуются  в установленном государством  порядке. 

2. Наделяются  государственно властными полномочиями, позволяющими им решать определенные вопросы, издавать акты обязательные исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами.

3. Каждый государственный  орган реализует свои полномочия  в присущих ему формах с  использованием методов, которые определены нормативными актами.

4. Все органы  государства составляют единую  систему государственной власти, т.е. совокупность высших и  местных органов. 

5. Эти органы  уполномочены государством осуществлять  те или иные функции и задачи.

6. Государственный орган выступает от имени государства.

7. Органы государства  имеют строго определенную структуру.

Система государственных  органов включает в себя:

1. Президент. 

2. Орган законодательной  власти (Парламент).

3. Местные представительные  органы (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские).

4. Органы исполнительной  власти (Совет министров, Министерство, государственные комитеты, иные  республиканские организации, областные,  городские, районные, поселковые, сельские исполкомы, местные администрации).

5. Органы судебной  власти (общие и хозяйственные  суды, Конституционный суд).

6. Контрольно-надзорные  органы (прокуратуры, комитет государственного  контроля).

Принципы организации  и деятельности государственных  органов Республики Беларусь

1. Верховенство  Конституции. 2. Разделение властей  (ст.6 Конституции). 3. Централизм проявляется  в единстве системе государственных  органов, обязательности решения  вышестоящий органов для нижестоящих. 4. Демократизм проявляется прежде всего в органах, которые избираются народом. 5. Точное законодательное разграничение полномочий. 5. Законность проявляется: Что все органы и должностные лица действуют в рамках Конституции и законодательных актов (ст.7 Конституции). Они обеспечивают соблюдение не подведомственных им территорий. 6. Социальная направленность вытекает из ст.1 Конституции. 7. Приоритет человека, его прав и свобод (ст.2 Конституции). 8. Гласность означает, что гражданам гарантируется право на получение достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Государственные органы обязаны предоставить гражданину возможность ознакомится с материалами, затрагивающие его законные права и интересы. 9. Ответственность, подконтрольность и подотчетность. 10. Принцип профессионализма и права равного доступа к государственной службе (ст.39 Конституции). 11. Принцип депортизации государственных органов. В государственном аппарате не создаются структуры политических партий, а ряд государственных служащих не могут быть членами политических партий, преследующие политические цели.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бодак, А.Н. Правотворческий процесс в Республике Беларусь / А. Н. Бодак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 219 с.

2. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 767 с.

3. Василевич, Г.А. Правотворческий процесс: учебное пособие / Г. А. Василевич, С. М. Сивец. – Минск: Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, 2008. – 303 с.

4. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь / В. Н. Кивель. – Минск: Современная школа, 2008. – 166 с.

5. Кодавбович, В.А. Правотворческий процесс: учебно-методический комплекс / В. А. Кодавбович, Е. В. Жигалко. – Минск: Издательство МИУ, 2008. – 231 с.

        6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2007. – 48 с.

7. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь: практикум: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по юридическим специальностям / А. И. Курак, А. А. Подупейко. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2010. – 299 с.

8. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь / Т. С. Масловская. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 223 с.

9. Обухович, И.В. Правотворческий процесс: [для студентов и преподавателей вузов] / И. В. Обухович. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 92с.

10. Подупейко, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: курс лекций / А. А. Подупейко. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 255 с.

11. Пугачев, А.Н. Правотворческий процесс: учебно-методический комплекс для студентов юридических специальностей / А. Н. Пугачев. –Новополоцк: ПГУ, 2010. – 387 с.

12. Стаценко, В.Г. Правотворческий процесс: учебно-методический комплекс / В. Г. Стаценко. – Витебск: ВГУ, 2008. – 89 с.

13. Чагина, Е.П. Конституционное право Республики Беларусь: учебно-методический комплекс / Е. П. Чагина. – Минск: МГЭИ, 2007. – 196 с.

14. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь / А. В. Ясинская-Казаченко. – Минск: Амалфея, 2008. – 406 с.

 


Информация о работе Государственные органы Республики Беларусь