Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа
Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие и значение государственного аппарата…………………..5
Принципы организации и деятельности государственного
аппарата………………………………………………………………….8
Структура и функции государственного аппарата………………..12
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………….....27
Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:
-верховенство Конституции
РФ и федеральных законов над
иными нормативно-правовыми
-приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
-единство системы
государственной власти, разграничение
предметов ведения между
-равный доступ граждан
к государственной службе в
соответствии со способностями
и профессиональной
-обязательность для
государственных служащих
-единство основных
требований, предъявляемых к
-профессионализм и
компетентность
-гласность в осуществлении государственной службы;
-ответственность
-внепартийность
-стабильность кадров
государственных служащих в
К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
3. СТРУКТУРА
И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Государственный аппарат состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
В свою очередь, орган государства
является первичным элементом
Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.
Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:
- осуществляют от имени
- обладают властными
- имеют определенную
- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;
- образуются в порядке, установленном законом.
Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основное свойство государственного
органа, качественно его
Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер. Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.
Органы государственной власти, в зависимости от критерия, могут быть классифицированы на несколько групп. По уровню деятельности: федеральные органы и органы государственной власти субъектов федерации. Некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации.
На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.
Пост главы государства
- в парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они номинальные, глава государства «царствует, но не управляет»;
- в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.) функции главы государства также выражены слабо;
- в президентских или
Власть главы государства в президентских республиках всегда единолична. Он избирается народом и не может контролироваться парламентом. Он вправе сам комплектовать состав правительства и действовать, в силу принципа разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами.
Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции:
является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение органов законодательной власти в аппарате государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам. В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов. Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.2 «Основы конституционного строя». Таким образом, положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение. Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.
Органы государственного
управления - это исполнительно-
Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы. «Силовые» органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной поддержки культуры.
В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции, правительство «руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны». Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства.
Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае, правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.