Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:50, контрольная работа
Характерные признаки механизма государства.
Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Структурные элементы механизма государства.
1. Понятие и структура государственного аппарата (механизма государства)...........................................................................................................3
2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата..............8
3. Характеристика основных элементов механизма государства.......................10
4. Список литературы..............................................................................................12
Контрольная работа
по дисциплине
Теория государства и права
Государственный аппарат (механизм государства) – понятие, структура, основные принципы, характеристика его основных элементов
Содержание
Понятие и структура государственного аппарата
(механизма государства)
Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.
Это целостная иерархическая
система государственных
Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
При помощи механизма государства практически осуществляется власть, и выполняются функции государства.
Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
В целом понятия «механизм»
и «аппарат» государства
Таким образом, функции государственной
власти реализуются посредством
аппарата управления и принуждения,
который называется государственным
аппаратом. Наличие разветвленной
системы государственных
Государственный аппарат - это закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть.
Государственный аппарат имеет пятизвенную структуру: государственный аппарат - ведомство - государственный орган - структурное подразделение - государственный служащий.
Ведомство - это совокупность государственных органов специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственного управления и линейно подчиненных единому центру - центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя определённое количество государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения вертикального типа.
Государственный орган - это некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства.
Структурное подразделение - это обособленная часть государственного органа - отдел, управление, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, то есть оно не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.
Государственный служащий - это гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа.
Государственная служба - это профессиональная общественно полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах. На государственную службу принимаются, как правило, только граждане государства. Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, предполагающим, с одной стороны, повышенные требования - обязанности, ограничения, ответственность, а с другой - дополнительные гарантии. Например, государственным служащим в Российской Федерации запрещено:
·работать по совместительству;
·быть депутатом или судьей;
·заниматься любой предпринимательской деятельностью;
·использовать в личных, неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;
·получать от частных лиц вознаграждения - подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п., связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
·принимать участие в забастовках;
·использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных и иных организаций;
·совершать аморальные проступки, подрывающие авторитет государственной власти.
Подобные ограничения существуют во всех современных государствах. Они компенсируются специальными гарантиями, к которым относятся:
·надлежащие условия работы, обеспечивающие исполнение служащим своих должностных обязанностей;
·достойное денежное содержание, надбавки, повышенное пенсионное обеспечение;
·льготное медицинское обслуживание служащего и членов его семьи;
·переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет бюджетных средств;
·обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;
·защита служащего и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий;
·иные льготы, преимущества и привилегии.
Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, обладающих необходимой квалификацией и профессионализмом. Слой людей, занятых на работе в аппарате государства, определяют как бюрократию (бюрократ — греч. столоначальник). Данный термин используют и для отрицательной характеристики таких проявлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность, равнодушие к людям и их нуждам.
Чтобы преодолеть негативные явления, используются демократические методы и стиль работы, целая система специально разработанных, реально действующих мер и механизмов, призванных обуздать, сдержать бюрократизацию. Эффективны такие меры, как замещение должностных постов по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих права участвовать в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы (социально-правовая защищенность), обеспечивающего заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом органов власти, избранных и контролируемых народом.
Для повышения эффективности и качества функционирования государственного аппарата необходимо, чтобы в основе его организации и деятельности находилась система принципов.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата — отправные начала, непререкаемые требования, предъявляемые к формированию и функционированию государственных органов.
Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:
1) Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно(например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов;
2) Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества;
3) Принцип разделения властей, согласно которому государственная
власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти; не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий; установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства;
4) Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой;
5) Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.
Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как:
- верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина;
- осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов;
- особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ;
- решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.
Характеристика
основных элементов механизма