Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:38, реферат
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга. Все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга. Все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.
Управление государственным долгом - деятельность государства, связанная с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов и регулированием рынка государственного кредита.
Способы регулирования долга:
1) Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
2) конверсия - изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);
3) консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;
4) унификация займов - это объединение нескольких займов в один. Цель – уменьшение количества ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы по обслуживанию государственного долга. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;
5) аннулирование
Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом.
Основная задача управления государственным долгом – изменение долговой стратегии с отсрочки платежей на сокращение долга.
Финансовый механизм регулирования внешней задолженности состоит в ликвидации ее части путем обмена на финансовые активы:
- долг в обмен на собственность (проводится, как правило, в рамках программы приватизации) – предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизированного предприятия и привлечение инвесторов.
- долг в
обмен на экспорт –
- долг в обмен на налоги
– предполагается
- реструктуризация долга –
Государственный долг:
- государственный долг РФ
- государственный долг субъекта РФ
- муниципальный долг.
Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не несет ответственности за долги другого уровня, если они не были гарантированы.
Структурная политика гос-ва.
Экономическая политика в области структурных изменений представляет собою совокупность мер, оказывающих воздействие на изменение меж- и внутриотраслевых пропорций в экономике. Цель данного направления политики - стимулирование научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности национальной экономики, решение ряда социальных проблем. Конкретные формы реализации данной политики проявляются в селективной поддержке государством определенных отраслей и видов производства.
Структурную политику можно рассматривать
в широком и узком смысле. В первом случае
подразумевается воздействие на всю совокупность структурных аспектов
в экономике. Речь идет о влиянии на отраслевые,
территориальные и организационно-
Государственные меры по формированию инфраструктуры также относятся в широком смысле к понятию "структурная политика".
При более узкой трактовке данного
термина принято понимать воздействие
лишь на изменения отраслевых и производственных
пропорций. Региональные аспекты деятельности
государства получают самостоятельное
лексическое обозначение: "региональная политика". Меры по отношению
к организационно-
Смысл структурной политики состоит, естественно, не в том, чтобы заменить или продублировать роль частной экономики. Основная побуждающая сила структурных сдвигов - рынок. Однако государство помогает ему, поскольку процесс формирования новых пропорций порой необходимо интенсифицировать (например, под влиянием внешней конкуренции) или обеспечить ликвидацию социальных издержек, вызванных структурными переменами.
Структурная направленность в государственном регулировании проявилась уже в начале XX века. Достаточно вспомнить меры по стимулированию развития военного производства в период первой и второй мировых войн. Восстановление разрушенной экономики также подразумевало определенную структурную направленность. И все же термин "структурная политика" стал активно использоваться лишь с 60-х годов, когда действия государства применительно к отраслевым пропорциям стали носить по сути цельный характер.
Наиболее активно данное направление экономической политики проявилось в ФРГ и Франции. Менее энергично оно реализуется, например, в США.
Определим круг факторов, которые привели к активизации роли государства в области структурной политики. К ним относятся следующие.
1. Экстремальные экономические события, связанные с подготовкой к мировой войне, ее проведением и устранением последствий.
2. Существенное усиление
3. Возросшая необходимость
4. Структурный кризис 70-х годов:
падение спроса на продукцию
традиционных отраслей
5. Объективный процесс
Информация о работе Государственный долг: понятие, методы управления