Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

В жизни любого современного общества государство играет важную роль. Это весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других – более широких и ёмких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.1

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
Сущность государства и закономерности его развития ……………6
Политическая система общества ……………………………………12
Виды и характеристика политической системы……………..14
Политические режимы… ……………………………………..15
Место и роль государства в политической системе общества …….20
Заключение ………………………………………………………….. .22
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая тгп.docx

— 67.25 Кб (Скачать файл)

В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага.

Это стремление закреплялось и в Конституции СССР 1977г. (ст. 1 “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”, ст. 3 “.единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”), и в Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки”).

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

Однако это не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его  социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко  проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран.

Как показывает практика, наличие  хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства.

Однако, как считают современные правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Основное отличие государства  от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах – полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и  массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например,  таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных элементов  политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в  некоторых  странах  общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер.  Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные  части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел. Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Конечно, названные особенности  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

 

 

 

 

                                                 Заключение

 

Понимание государства, его  сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно - политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении государства.

Демократическая  политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Государство занимает  центральное  место в  политической и общественной жизни любой страны. Это подтверждается тем, что государство выступает прежде всего в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый  индивид включается в политическую систему общества. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы  определенных групп или слоев. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое  политическую систему и гражданское общество.

Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится  в постоянном движении. И когда приходит необходимость в  изменении формы правления или политического режима, особая роль в  реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить  относительно безболезненный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, в различных  сферах жизни общества государство  неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативные правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445

Научная и  учебно-методическая литература

  1. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Междунар. отношения, 1995.
  2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.- 236с.
  3. Корельский  В.М. , Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. и– М.: издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.- 165с.
  4. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. -  М.: Изд-во “Наука”, 1974. – 275с.
  5. Матузов Н.И.,  Малько А.П. Теория государства и права: Курс лекций  // 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

Необходимо добавить источники, датированные не ранее 2010 года издания! Общее количество источников должно быть не менее 10-ти. Также хотелось бы увидеть материалы периодических  изданий за последние 2-3 года в данном списке.

1  "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445

2  Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.

3 Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. -  М.: Изд-во “Наука”, 1974. – 275с.

4  Корельский В.М. , Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. и– М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.

5   Матузов Н.И.,  Малько А.П. Теория государства и права: Курс лекций  // 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. — С.52-53.

6 Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Междунар. отношения, 1995. –С. 84-89.


Информация о работе Государство в политической системе общества