Государство и госудрственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и наиболее обсуждаемых вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика понятия государства
§1.1. Суть понятия государство
§1.2. Признаки государства
§1.3. Государство - как социальное явление
Глава 2. Характеристика государственной власти
§2.1 Понятие государственной власти
§2.2.Классификация методов реализации государственной власти
§2.3. Общая классификация методов контроля государственной власти
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Выработанные  политической мыслью многочисленные понятия  и определения государства позволяют  сделать следующие методологически значимые выводы:

1) государство  - это продукт жизнедеятельности  общества в целом (здесь не  касаемся чисто теологических  доктрин);

2) государство  существует не в любом обществе, но только в том, в котором  есть развитая и противоречивая  структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);

3) общество, в  котором есть государство, - это  государственно-организованное общество; для такого общества государство  - это форма его существования;

4) на теоретическом,  познавательном уровне государство  и общество не совпадают друг  с другом;

5) при любом  определении государства речь  идет и об определенных властных  институтах, государственном аппарате, системе властных государственных  органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;

6) развитые, сложные,  противоречивые объективные потребности  общества в государстве определяют  и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства;  при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение "лучшей жизни", "общей пользы", "общего блага" или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства7.

Данные  выводы позволяют сформулировать такое  определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Здесь важно отметить следующее8. Любое определение государства, кто бы его ни давал9, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика государственной власти

§2.1 Понятие государственной власти

 

Власть  – явление социальное. Социальная власть присутствует (хотя и в скрытой форме) везде, где упрочены объединения людей: в семьи, производственных коллективах, государстве, т.е. там, где есть реальные возможности и способность влиять на поведение людей с помощью каких-нибудь средств. Динамика развития любой организованной общности людей является борьбой между властью и хаосом.

В широчайшем значении власть – всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над  собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности – политической, экономической, правовой.

Основными компонентами власти является ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, который приводит в движение все ее элементы (механизм и средства взаимодействия субъекта и объекта).

Власть –  всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть некогда не являются отношениями лишь одного человека (или органа), если не иметь в виду власть человека над собой (но это уже психологический, а не социальный феномен). Власть означает отношения зависимости между людьми: с одной стороны, навязывание воли кого-то другого, с другого – покорение ей. Иначе – это отношения между субъектом и объектом.

Сущностью власти есть волевые отношения (управление /господство/ – покорение). Власть припускает верховенство, монопольное право  субъекта принимать решение ("авторитетные решения"), обязательные и значащие для объекта, и способность обеспечивать выполнение принятых обязательств, т.е. контролировать объект. Общество объективно нуждается во власти. Она противостоит анархии, препятствует разрушительным действиям, опасным для всего социального организма. Авторитет, право, насилие – средства, с помощью которых власть имеет способность и возможность осуществлять свою волю, определенным чином влиять на деятельность и поведение людей.

Для возникновения  властных отношений необходимо, чтобы субъект имел такие качества:

- волю к власти, т.е. желание властвовать и готовность брать на себя связанную с этим ответственность;

- компетентность, т.е. знание сущности дела, состояния и расположения духа подвластных, умение использовать ресурсы, иметь авторитет.

Готовность  к покорению объекта властвования зависит от ряда факторов:

- от его качеств;

- от выдвинутых  требований;

- от ситуации  и средств влияния, которые имеет субъект;

- от восприятия  субъекта объектом в зависимости  от наличия (или отсутствия) у него авторитета.

В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект властвования был бесправным и обязанным беспрекословно подчиняться  субъекту властвования, в современных  демократических государствах качества объекта политического властвования определяются прежде всего его политической и правовой культурой.

Социальная (публичная) власть – волевые (руководства – покорение) отношения между людьми по поводу организации их общей деятельности, осуществление общей для данного социального коллектива воли (интереса).

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Если в первоначальном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организованном – политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет крепкие корни в общественной и частной жизни граждан10.

Какое соотношение политической и государственной власти?

Есть  две точки зрения по этому вопросу:

- "политическая  власть" и "государственная  власть" – понятия тождественные,  поскольку политическая власть  происходит от государства и  осуществляется за ее прямого или опосредствованного участия;

- "политическая  власть" и "государственная власть" – понятие не тождественные, однако всякая государственная власть есть политической.

Действительно, политическая власть неразрывно связана  с властью государственной, находит  в ней свое продолжение. Государственная  власть – главное, типичное средство осуществления политической власти11.

Отличия политической и государственной  власти тяжело выделить, тем не менее они есть.

1. Всякая государственная  власть имеет политический характер, но не всякая политическая  власть является государственной.  Примером может служить двоевластие в России 1917 г. – власть Временного правительства и власть Советов. Владея политической властью, Советы к тому времени не имели самостоятельной государственной власти. Другой пример – политическая власть в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике, которые перестали быть колониями Португалии (к провозглашению независимости в 1974 и 1975.). Такую власть можно назвать предгосударственной, или архаичной. Лишь со временем она становится государственной, приобретает общий характер.

2. Государственная власть выполняет роль арбитра в отношениях между разными социальными слоями общества, смягчает их противоборство, выполняет "общие дела".

В отличие от государственной власти, политическая власть класса, другого социального  сообщества не способна выполнить роль умиротворителя противоборствующих сил общества или осуществлять "общие дела".

3. Политическая  и государственная власть имеют  разные механизмы осуществления.  Государственная власть характеризуется  наличием аппарата управления  и аппарата принуждения. Она имеет властное принудительное влияние на поведение людей и их организации, обеспеченные государственно-правовыми методами.

Политическая власть класса и другого социального сообщества осуществляется через: а) их организации (опосредствованный путь);

б) политические выступления (непосредственный путь). Если власть класса реализуется с помощью государственного аппарата с опорой на аппарат принуждения, можно говорить о государственной  власти. Государственная власть не может противопоставляться политической власти, поскольку политическую власть в обществе нельзя вообразить без государства. Государство является основным универсальным аккумулятором политической власти, так как имеет возможность:

а) предавать интересу власти общеобязательный характер;

б) использовать специальные органы (аппарат) для ее осуществления;

в) прибегать в случае потребности к принуждению.

По обыкновению  государственная власть является основным направлением осуществления политической власти класса (социального слоя, социального  группы) в государственных формах с помощью присущий лишь ей средств и методов.

 Таким  образом, государство – центральный  институт политической власти. Ядром  политики как сферы деятельности, связанной с отношениями между  классами, нациями и другими социальными группами, является проблема завоевания, содержание и использование государственной власти.

Термин "политическая власть" призван подчеркнуть реальную способность  и возможность класса (социального  слоя, социального группы), который  не имеет власти, вести борьбу за ее завоевание, проводить свою волю в политику – в пределах правовых норм и за их помощью.

Политическая  деятельность не исчерпывается государственной  деятельностью. Она осуществляется в рамках разных политических партий, профсоюзов, международных организаций. С помощью политической власти реализуются жизненно важные интересы значительных и влиятельных групп общества (классов, наций, этнических сообществ и др.).

 

 

 

§2.2. Классификация методов реализации государственной власти

 

Методы реализации власти, государственного управления, можно классифицировать по различным  основаниям. Например, в зависимости  от реализации основных (предметных) функций  всего процесса управления (общие  методы) или на его отдельных стадиях (специальные методы). Особенностью методов деятельности органов власти, государственного управления, администрации является то, что они применяются в процессе управления от имени и по поручению государства в установленном законом порядке.

Они должны отвечать ряду требований: обладать реальной способностью обеспечивать реализацию воздействий  на объекты управления; быть реальными  и востребованными практикой; адаптируемыми (приспособленными) к реальным условиям; творческими, то есть использовать достижения науки и передовой практики12.

Традиционно в  административном праве общие методы управления классифицируют на методы убеждения и методы принуждения  по так называемому признаку властных полномочий, оказываемых со стороны  субъекта управления на объекты управления,

К общим методам  управления также относят методы контроля, наблюдения или административного  надзора и разработки мер воздействия (в зависимости от критериев и целей в управлении).

По способу  воздействия со стороны субъекта управления метода общие методы можно подразделять на властное и стимулирующее воздействие. Например, административные методы, экономического или социально-психологического стимулирования.

Особое значение в настоящее время имеют методы, классифицируемые по степени управляющего воздействия на объект со стороны субъекта управления. Рыночные отношение ввели многих в заблуждение в плане понимания и применения таких основополагающих терминов как "руководство", "государственное управление", "хозяйственное управление", "регулирование управленческих отношений". Сами по себе эти термины не имеют однозначной функциональной (рабочей) нагрузки и лишь субъекты управления при использовании конкретных способов и средств могут придавать им позитивную или негативную направленность. В этом отношении нам приходиться слышать, что статистика – "лукавая наука", часто забывая при этом, что наука является, прежде всего, эффективным инструментом познания процессов и явлений природы и общества, а субъекты ее, используемые в силу своих профессиональных, экономических, нравственных, политических и других особенностей, придают результатам статистических исследований "лукавые" выводы13. Следовательно, все эти названные методы, различные по степени управляющего воздействия, необходимо применять комплексно с учетом характера процессов, участвующих субъектов и объектов управления, а также условий внешней среды, что зачастую не учитывается. Поверхностное или формальное отношение к применению различных методов управления принесет больше негативных последствий, нежели позитивных результатов. При изучении и обобщении зарубежного опыта следует всегда помнить, что положительные качества разных социально-политических систем не могут арифметически складываться, они интегрируются в новое качество в соответствии с учетом объективных закономерностей и условий внешней среды.

Информация о работе Государство и госудрственная власть