Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:53, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью работы является всестороннее изучение избранной для исследования темы, выявление её теоретических, юридических и практических аспектов, анализ результатов деятельности различных школ и течений по данному вопросу.
Основными задачами курсовой работы являются: 1) поиск путей решения выявленных проблем; 2) подбор материала; 2) формирование собственной позиции по затрагиваемым вопросам.
Информационная база работы включает различные учебники, учебные пособия, монографии и статьи, законодательство Российской Федерации, а также международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией. В целях выяснения смысла специальных слов и терминов автором используются словари, энциклопедии и справочники.
Введение……………………………………………………………………............ 3
Глава 1. Ретроспектива соотношения государства и личности ......................... 5
§ 1. Идеалистическая концепция взаимодействия государства и личности...... 5
§ 2. Критический подход к сущности государства............................................ 7
§ 3. Правовое и деспотическое государства как пример идеалистического
и критического подхода к сущности государства...........................................10
Глава 2. Правовой статус личности....................................................................12
§ 1. Определение правового статуса личности.................................................12
§ 2. Гражданство................................................................................................12
§ 3. Структура правового статуса личности.....................................................13
Глава 3. Отношения государства и личности в современной России...............22
§ 1. Положительные тенденции в развитии прав и свобод................................22
§ 2. Ограничения прав и свобод.........................................................................24
§ 3. Перспективы развития личности и государства.........................................27
Заключение.........................................................................................................31
Список используемой литературы...............................................................31-33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Курсовая работа
по дисциплине: Теория государства и права.
по теме: Государство и личность.
Исполнитель: студент
Специальность__________
Группа ЮР 12 Ом
Шаров А.А.
Руководитель : О.С. Троценко
Екатеринбург
2012
План работы:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Ретроспектива соотношения государства
и личности ......................... 5
§ 1. Идеалистическая концепция взаимодействия государства и личности...... 5
§ 2. Критический подход к сущности государства...................
§ 3. Правовое и деспотическое государства как пример идеалистического
и критического подхода к сущности государства...................
Глава 2. Правовой статус личности......................
§ 1. Определение правового статуса личности......................
§ 2. Гражданство...................
§ 3. Структура правового статуса личности......................
Глава 3. Отношения государства и личности в современной России...............22
§ 1. Положительные тенденции в развитии
прав и свобод........................
§ 2. Ограничения прав и свобод......................
§ 3. Перспективы развития
личности и государства.................
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимоотношения государства и личности появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.
Вопрос взаимоотношения
личности и государства достаточно
широк и изучается рядом
Цели и задачи работы. Целью работы является всестороннее изучение избранной для исследования темы, выявление её теоретических, юридических и практических аспектов, анализ результатов деятельности различных школ и течений по данному вопросу.
Основными задачами курсовой работы являются: 1) поиск путей решения выявленных проблем; 2) подбор материала; 2) формирование собственной позиции по затрагиваемым вопросам.
Информационная база работы включает различные учебники, учебные пособия, монографии и статьи, законодательство Российской Федерации, а также международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией. В целях выяснения смысла специальных слов и терминов автором используются словари, энциклопедии и справочники.
Методологическая база работы. В курсовой работе использованы следующие общенаучные методы: метод анализа, синтеза, индукции, дедукции, метод абстрагирования. Также в работе использованы частнонаучные методы: метод сравнительного правоведения и формально-юридический метод.
Структура работы. Курсовая работа состоит из трёх глав, каждая из которых делится на параграфы.
В первой главе автором изучается степень изученности исследуемой проблемы, изучаются различные подходы ученых к взаимодействию государства и личности.
Во второй главе дается понятие правового статуса личности, раскрывается его структура, отдельно выделяется гражданство как реальное правоотношение, возникающее между государством и личностью.
В третьей главе исследуется проб
Каждая глава заканчивается кратким выводом по изучаемому в ней вопросу.
В конце работы даётся заключение и список используемой литературы.
РЕТРОСПЕКТИВА СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
В ходе исследования проблемы соотношения государства и личности постепенно сформировалась группа ученых, которых условно можно разделить на две части.
1.1 Исторически первой сформировалась точка зрения философов – идеалистов. Целый ряд положений, по вопросу о взаимоотношении государства и личности, был разработан античными авторами. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права, власти и личности. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.
К данной категории философов, в частности, относятся Платон и Аристотель . Они считали главной целью государства гармонию общественных отношений и справедливость.
Фихте признавал государство самым полным осуществлением человеческого «я», высшим эмпирическим проявлением человеческой личности. В «Основных чертах современной эпохи» Фихте писал: «Абсолютное государство по своей форме есть, на наш взгляд, искусственное учреждение, задача которого — направить все индивидуальные силы на жизнь рода и растворить их в последней, т.е. дать... форме идеи внешнюю реализацию и выражение в индивидуумах»1
Гегель видел в государстве наиболее совершенное воплощение мировой саморазвивающейся идеи. Для него государство есть «действительность нравственной идеи», и потому он называл его даже земным богом. «Государство есть действительность нравственной идеи...» «Государство — это шествие Бога в мире...»2
В чем же, однако, настоящие
задачи и истинные цели государства?
Они заключаются в
К данным формам солидарности относятся различные международные организации. В уставе наиболее весомой и авторитетной международной организации – Организации Международных Наций, созданной 26 июня 1945 г. сразу же после завершения Второй мировой войны, в ст.1 прямо сказано о целях создания данного международного конгломерата.
«Организация Объединенных Наций преследует
Цели:
1. Поддерживать международный мир и безопасность
и с этой целью принимать эффективные
коллективные меры для предотвращения
и устранения угрозы миру и подавления
актов агрессии или других нарушений мира
и проводить мирными средствами, в согласии
с принципами справедливости и международного
права, улаживание или разрешение международных
споров или ситуаций, которые могут
привести к нарушению мира;
2. Развивать дружественные отношения
между нациями на основе уважения принципа
равноправия и самоопределения народов,
а также принимать другие соответствующие
меры для укрепления всеобщего
мира;
3. Осуществлять международное сотрудничество
в разрешении международных проблем экономического,
социального, культурного и гуманитарного
характера и в поощрении и развитии уважения
к правам человека и основным
свободам для всех, без различия расы,
пола, языка и религии.
4. Быть центром для согласования действий
наций в достижении этих общих целей»3
Что сущность государства, действительно, в отстаивании солидарных интересов людей, это сказывается даже в отклонениях государства от его истинных целей. Даже наиболее жестокие формы государственного угнетения обыкновенно оправдываются соображениями о пользах и нуждах всего народа. Общее благо – вот формула, в которой кратко выражаются задачи и цели государства.
Способствуя росту солидарности
между людьми, государство облагораживает
и возвышает человека. Оно дает
ему возможность развивать
В данных словах выражен основной постулат идеалистов – государственников.
1.2 Прямо противоположными
воззрениями на государство,
Для них государство является каким-то безжалостным деспотом, который давит и губит людей. Государство – это то чудовище, тот зверь Левиафан, как его прозвал Гоббс, который поглощает людей целиком, без остатка.
«Искусством создан тот великий Левиафан, — пишет Т. Гоббс во введении к трактату «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», — который называется Республикой, или Государством... и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан»5
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.
«Государством называется, – говорит Ницше, – самое холодное из всех холоднокровных чудовищ. Оно также хладнокровно лжет, и эта ложь, как пресмыкающееся, ползет из его уст: "Я— государство, я —народ"». «Но посмотрите, братья, – продолжает он, – туда, где прекращается государство! Разве вы не видите радуги и моста к сверхчеловеку?»6
Наш Лев Толстой менее образно и более конкретно описательно выражал свое глубокое отвращение к государству; в государстве он видел только организованное и монополизированное насилие [Соответствующую подборку текстов см. в книге Л.Н. Толстого «Путь жизни». М., 1993, с. 211—230; раздел «Суеверие государства». Названия отдельных рубрик этого раздела говорят сами за себя: «I. В чем ложь и обман учения о государстве. П. Суеверие неравенства, выделяющее людей правительства, как особенных, из среды всего остального народа. III. Государство основано на насилии... ».].
Государство, утверждают многие, – это организация экономически сильных и имущих для подавления и эксплуатации экономически слабых и неимущих. Государство – это несправедливые войны, ведущие к подчинению и порабощению слабых и небольших народностей великими и могучими нациями. Государство основывается всегда на силе, и ее оно ставит выше всего; являясь воплощением силы, оно требует от всех преклонения перед нею.7
Но действительно ли государство создано и существует для того, чтобы угнетать, мучить и эксплуатировать отдельную личность? Действительно ли перечисленные выше, столь знакомые нам черты государственной жизни являются существенным и неотъемлемым ее признаком? Мы должны самым решительным образом ответить отрицательно на эти вопросы. В самом деле, все культурное человечество живет в государственных единениях. Культурный человек и государство – это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек даже немыслим без государства. И, конечно, люди создают, охраняют и защищают свои государства не для взаимного мучительства, угнетения и истребления. Иначе государства давно распались бы и прекратили бы свое существование.
Из истории мы знаем, что государства, которые только угнетали своих подданных и причиняли им только страдания, действительно гибли. Их место занимали новые государства, более удовлетворяющие потребности своих подданных, т.е. более соответствовавшие самому существу и природе государства. Никогда государство не могло продолжительно существовать только насилием и угнетением. Правда, в жизни всех государств были периоды, когда, казалось, вся их деятельность сосредоточивалась на мучительстве по отношению с своим подданным. Но у жизнеспособных государств и у прогрессирующих народов эти периоды были всегда сравнительно кратковременны. Наступала эпоха реформ, и государство выходило на широкий путь осуществления своих настоящих задач и истинных целей.
Конечно, мнения Платона, Аристотеля, Фихте и Гегеля обнаруживают более вдумчивое, более проникновенное отношение к государству, чем мнения Гоббса, Ницше и Л. Толстого. Последние поспешили обобщить и возвести в сущность государства те ужасные явления насилия и жестокости со стороны государственной власти, в которых обыкновенно прорывается звериная часть природы человека. Зверя в человеке они олицетворили в виде зверя-государства. В этом олицетворении государства и проповеди борьбы с ним до его полного уничтожения более всего сказывается неверие в самого человека.
1.3 Возвращаясь к двум противоположным взглядам на государство: на государство как на олицетворение силы и насилия в виде зверя Левиафана и на государство как на воплощение идеи, высшее проявление личности, или на государство как земного бога, мы должны указать на то, что эти два различные взгляда на государство соответствуют двум различным типам государств. Гоббс, рисуя свой образ государства-зверя, имел в виду абсолютно-монархическое или деспотическое государство. Неограниченность полномочий государственной власти и всецелое поглощение личности, осужденной не беспрекословное подчинение государству, и придают абсолютно-монархическому государству звериный вид.