Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:18, курсовая работа
Целью изучения настоящей работы является выявление уровня взаимодействия государства и общественных организаций.
Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
- раскрыть понятие государства и обозначить его роль в политической системе;
- определить понятие общественных организаций и их виды;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие государства, и его роль в политической системе общества….7
Глава 2. Общественные организации: понятие и разновидности, их роль в политической системе общества…………………………………………………18
2.1. Понятие и разновидности общественных организаций………………..18
2.2. Роль общественных организаций в политической жизни……………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………31
Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками. Общественные объединения публикуют отчёты об использовании своего имущества либо обеспечивают свободный доступ к таким сведениям.
Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трёх граждан. Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и др. сведения.
Источниками образования имущества общественного объединения являются вступительные и членские взносы его участников, добровольные пожертвования, доходы от разрешённой законом и уставом предпринимательской деятельности, например, издательской, проведения выставок, лотерей, других общественно полезных мероприятий, продажа предметов символики и пр.
Как правило, собственниками имущества является само общественное объединение как юридическое лицо. Однако крупным общественным объединениям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридического лица, предоставляется возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Собственником может быть признано каждое правосубъектное звено объединения в отношении имеющегося у него имущества, как это имеет место в профсоюзных организациях, либо объединение в целом, которое может наделять свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закреплённое за ними имуществом.
Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Предусматривается как добровольная, так и принудительная, т.е. по решению суда, ликвидация общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии – на цели определённые решение суда. Он не может распределяться между участниками организации, которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности8.
Основными разновидностями общественных объединения являются:
- общественная организация, т.е. основанное
на началах членства
- религиозная организация, каковой признается добровольное объединение граждан в целях совместного исповедания и распространения веры.
В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.
- благотворительная организация – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для социальной поддержки и защиты граждан, охраны окружающей среды и сохранения культурных ценностей, реализации иных целей, путём осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
- профессиональный союз, т.е. добровольное
общественное объединение
- политическая партия, представляющая
собой общественное
- общественное движение, которым
признается состоящее из
- орган общественной
В крупных общественных объединениях юридическими лицами могут признаваться как объединения в целом, так и его отдельные, как правило, территориальные звенья. Например, юридическим лицом может являться как в целом профсоюз, так и его первичные (профсоюзные) организации. Однако в этом качестве не вправе выступать советы, правления и иные руководящие органы таких объединений. Таким образом юридическим лицом является не профсоюзный комитет (профком), а профсоюзная организация в целом.
Таким образом, исходя из понятия общественной организации, её форм и видов деятельности наблюдается вывод, о том, что общественные организации необходимы государству для участия в политической системе общества, так как являются неотъемлемой её частью.
2.2 Роль общественных организаций в политической жизни
При рассмотрении вопроса о государстве, как особого звена политической системы общества, важно учесть взаимосвязи, возникающие между государством и общественными организациями.
Взаимоотношения государства и общественных организаций показывают, насколько общи их конечные цели и задачи, едины принципы построения и функционирования.
Укрепление и развитие общности и единства этих организаций – свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между общественными организациями и государством. Взаимоотношения между ними строятся по разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение основного направления их деятельностью. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
Отношения между государством и общественными организациями всегда двусторонние. Эти отношения регламентируются нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.).
Нормативная регламентация деятельности общественных организаций и их взаимоотношения с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации связей с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностях.
В нашей стране общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Они являются непременными участниками всех политических компаний, в том числе таких как всенародное обсуждение проектов законов, выборы депутатов, народных заседателей и т.д. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом мнения общественных организаций или совместно с ними. Это вопросы контроля за деятельностью государственных органов, в лице своих депутатов общественные организации имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации.
Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельность таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было их “включения” в систему государственного аппарата. Общественные организация – это не “филиалы” государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои функции, собственное социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.
Многие возникающие в российской действительности общественные организации и движения учитывают в своей политической деятельности фундаментальные человеческие ценности. Наряду с политическими партиями они служат дополнительными каналами выражения интересов и мнений, формулирования требований в адрес правительства. В силу своей внутренней структуры они были и остаются практической лабораторией, так как повышают политическую восприимчивость и потенциал граждан, формируют лидеров, готовят их к участию в большой политике и вообще стимулируют тягу человека к демократии. Но самое важное в том, что такие автономные организации встают на пути естественного, но недопустимого стремления государственной власти к распространению и централизации своего господства, к выходу из-под контроля общества. В этом смысле они призваны обеспечить альтернативные каналы оглашения политических взглядов, контроль за законодательной и исполнительной властью.
Стабильность демократического функционирования политической системы российского общества может гарантироваться только в том случае, если она будет основана на политической культуре компромисса. Главное – найти общие подходы к решению вопросов, в том числе затрагивающих конфликтные ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественные объединения являются развивающимся политико-правовым институтом, начинающим выполнять посредническую функцию между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защите прав и свобод граждан, а также их интересов и инициатив. Становление общественных организаций происходит в качестве активнодействующих субъектов общественно-политической жизни, наряду с государственными, муниципальными и коммерческими организациями и учреждениями. Перед ними стоит задача занять собственную нишу, во-первых, соответствующую внутренним ресурсам и интересам, а во-вторых, отвечающую потребностям и интересам общества. Эта двуединая задача имплицирует деятельность общественных объединений в политическую систему, которая определяет как ее параметры, так и способы взаимодействия государства с участниками общественно-политических отношений, формирующих современное политико-правовое пространство.
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность общественных объединений, должна раскрывать и конкретизировать положения конституционного и гражданского законодательства, устанавливающего их правовой статус. Это позволяет общественным объединениям получить юридическую легитимацию своих организационных форм и занять определенное место в структурах гражданского общества и государства, став механизмом социального представительства и способом политико-правового участия, с помощью которого осуществляются либерально-демократические преобразования.
Как политико-правовой институт общественные объединения являются формой обеспечения баланса публичных, корпоративно-групповых, частных и др. интересов на основе динамического взаимодействия с властными институтами. В настоящее время оно получило законодательное оформление и предметное представление в национальном государственно-правовом пространстве и становится связующим звеном при достижении гражданского мира и согласия, основанного на уважении и защите прав и свобод граждан. Роль государства в данном контексте, сводится к функции независимого и незаинтересованного арбитра, призванного поддерживать "правила игры", сохранять равновесие среди соперничающих групп, обеспечивать им равный доступ к процессам выработки политики и фиксировать в своих решениях достигнутый баланс интересов, что позволяет общественным объединениям стать гарантом их признания, обеспечения, реализации и защиты.
Как бы ни старалось государство, какие бы сигналы ни давало, представители неправительственных организаций всегда находили и будут находить негативные моменты в жизни страны, что, по сути, и является частью их обязанностей. В этом плане они выступают противовесом интересов гражданского общества и государства, средством обеспечения и защиты гражданских прав и свобод. Слабой стороной этого процесса является то, что подобная политико-правовая модель мало приемлема в условиях системного кризиса, сопровождающего весьма противоречивые процессы государственного строительства, так как предполагает высокий уровень активности масс, стабильную социальную, этноконфессиональную и экономическую ситуацию, а также наличие законодательно оформленного механизма противодействия политическому манипулированию.
Становление взаимодействия общественных объединений и власти должно быть направлено на постановку и решение общественно значимых проблем, обеспечение условий, при которых власть совместно с общественными структурами приходит к единообразному пониманию приоритетов и целей социальной политики и реализует их на практике.
В свою очередь, это предполагает широкое введение в национальное политико-правовое пространство общественных объединений, которые способствуют становлению гражданского общества за счет корпоративной конкуренции интересов и целей различных социальных групп. В этом случае границы политики как бы размываются, так что ключевые элементы процесса принятия решений могут оказаться за пределами традиционных политических институтов. Другими словами, политика в обществе становится шире системы политических институтов. В этой связи политические процессы необходимо воспринимать именно в привязке с развитием групп интересов и общественных объединений, обеспечивающих стабильность и баланс интересов общества и государства, где общественные и политические организации являются одной из форм осуществления народовластия.