Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:10, реферат
Религиозные нормы устанавливаются обществом, а права - государством. Право охраняется государством и в случае нарушения требований, возложенных на граждан, применяется государственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью и, как я уже говорила выше, лишь в некоторых государствах возможны государственные принуждения. При создании норм права государство действует через свои, направленные на это органы. А религиозные нормы создаются довольно сложно.
Чтобы разобраться во взаимодействии религии и права, нужно для начала понять суть каждого понятия. Религия представляет собой важный и исключительный факт духовной жизни каждого человека, живущего на земле. Достаточно долгое время религия поддерживалась народами различных стран и безусловно ей подчинялись. Несмотря на это до сих пор религия не понята многими людьми , а некоторые её не признают и вовсе. У каждого народа долгие годы определение «религия» было своим, которые отличаюсь по своему содержанию. Знаменитый римский мыслитель Цицерон считал, что «религия» означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым внимание, почтением». Он указывал на то, что поклонение является одним из важнейших элементов религии. Я полностью поддерживаю точку зрения Цицерона, так как одной из характеристик религии, в моём представлении, является поклонение высшим силам, то есть самому Божеству. Но эта характеристика не раскрывает всей сущности религии. Мало считать, что человек просто поклоняется Богу, я считаю, что у действительно верующего человека существует связь с Богом и она должным образом происходит в сердцах и душах людей. Я думаю, что, обращаясь к религии, каждый человек чувствует в себе какие-то изменения. К сожалению, как оказалось, не все люди говорят о том, что религия положительно влияет на внутренний мир человека, на систему его взглядов на мир, на жизнь в целом. Многие говорят о том, что религия разъединяет людей, кто-то говорит о том, что религия отрицательно влияет на психическое здоровье людей, а некоторые и вовсе говорят о том, что религия обедняет духовный мир человека. Конечно, одно дело, когда люди попадают в различные секты, когда невольно становятся заложниками тех, кто против религии. Под наплывом чужого мнения, они теряют своё «Я». Но когда такие высказывания идут от людей изнутри, то это заставляет задуматься. А есть ли люди, у которых остались ценности в жизни? Те, кто понимает всю сущность происходящего. Чем дальше идёт время, тем больше людей забывают о некоторых самых простых мелочах. Например, всё меньше людей посещают церковь, посещение религиозных служб уходит на второй план, а молитвы, которые являются обязательными для верующих, читаются лишь единицами. Я уверена, что остались ещё такие люди, которые перед обедом благодарят Бога за то, что в данный момент есть средства, чтобы хорошо и вкусно питаться( моя семья одна из таких). И почему-то все церковные праздники и обряды стали игнорироваться людьми, а, в свою очередь, начинают принимать популярность те праздники, которые никак не могут быть совместимы с православием. Например, Хеллоуин. Люди, не разобравшись в сути этого праздника, начинают его отмечать. А он является антиправославным.
Религия обладает рядом признаков. Основным из них является исповедание личного духовного начала- Бога. Логично, что признание Бога в религии соединяется с верой в духов, с которыми при каких-то определённых условиях человек может вступать в общение. Религия строится на вере, которая представляет собой жизнь каждого верующего по заповедям определённой религии. Именно мистическим аспектом религии является вера. Она и есть уверенность в бытии невидимого. Но есть и видимый аспект. Это общество людей, которые объединены не только общей верой, но и общим церковным правопорядком. Не стоит опускать и то, что религия рассматривает жизнь человека и в загробном мире. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!». С уверенностью можно сказать, что главное место в религии отводится духовным и нравственным ценностям, а вовсе не материальным. Религия представляет собой форму жизнедеятельности людей. Люди являются составляющей частью религии со своими представлениями, действиями, мнениями. А также с их отношением к природе, окружающему их миром и к самому себе.
По сути религия является традиционной. И, по моему мнению, не зря. Так как в наше время всё меняется и не в лучшую сторону, ценят и восхваляют не то, что требовалось бы. А религия (заповеди) дают осознать, что самое важное и главное было, есть и будет. И никакие нововведения не смогут подломить или же заставить изменить основы религии. Она делает жизнь человека осмысленной. Религию можно рассмотреть и как способность давать яркую картину мира каждому человеку. В ней несправедливость, страдание, всё то, что заставляет каждого потерять все надежды, находит отражение в картине мира религии. Если же страдание, смерть и другие понятия имеют значение, если человек понимает всю сущность вещей, то тогда у него появляются силы и желания жить, преодолевать все трудности, достигать цели, стремиться к совершенству. Если человек понимает зачем он живёт, то тогда ему становится проще, так как внутренне ты чувствуешь силу духа и желание трудиться. Если же человек утрачивает себя, не понимает смысла своего существования, жизнь становится для него потерянной и ненужной. И мне кажется, что не понять смысла своего существования, ещё хуже смерти. Жизнь становится никакой, однообразной и тягучей, если ты не знаешь для кого, для чего и зачем ты живёшь. А религия помогает понять людям, кто они есть, какое место и положение занимают среди других людей. Однако, американские социологи религии полагают, что в плюралистическом американском обществе ни одна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.
Религия содержит в
себе нормы, которые пытаются
установить стабильность в
Также существует другая модель, при которой религия отделена от государства. Это означает, что государства не оказывает никакой поддержки религиозной конфессии и рассматривает религию, как частное право граждан. Закон Республики Беларусь предусматривает единые требования к религиозным организациям в частности участия их в общественной жизни. Государство не возлагает на религиозные организации выполнения каких-либо государственных функций и не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит законодательству, а также способствует установлению терпимости между религиями. Эти нормы, установленные законом, находят своё отражение в Конституции и международных правовых актах.
Рассмотрим православную церковь на Руси:« Особенные черты русского православия в немалой степени способствовали формированию и расцвету мессианского самосознания. К таковым относились сведение христианской религии к форме, обрядность и, как следствие, жесткий консерватизм.Когда христианство пришло на Русь, то доминантной в нём были положения, связанные с практической нравственностью, то есть совокупность норма, опосредующих внешнее поведение и его внутреннюю мотивацию, а также обрядовая форма».[история государства и права; Федеральный журнал; №13,2009 год, стр.8]. Мессианство- вера в пришествие избавителя. Практически в наше время ничего не изменилось. При каких-то определённых проблемах, которые случаются у людей, они обязательно обращаются за помощью у Высшей Силе-Богу. Про нравственность, обрядовую форму я говорила уже выше в своём реферате.
Право-совокупность правил поведения, поддерживаемых властными органами. На первое место в понимании права ставится норма, правило поведения, закреплённое в тех или иных нормативных источниках, правовых текстах, прежде всего в законах государства. Исторические можно сказать, что право выступает как определённые правовые тексты, а юриспруденция- правильность их толкования и понимания. Право исходит только от государства, всё, что не исходит от государства,- это не право. И право, и религия в своей совокупности регулируют поведение человека. В преимуществе у права находится закрепление религиозных установлений, норм, обеспечивающих социальный порядок в обществе.
Наибольшее значение приобрело религиозное право, которое господствует там, где власть находится в руках церкви или духовенства. К основным характеристикам религиозного права можно отнести юридические нормы, которые имеют религиозное происхождение. Так или иначе происходит смешение юридических норм, представлений с религиозными. Примерами стран, где имеет место религиозное права, подкреплённое государственным принуждением , могут служить Израиль, Саудовская Аравия и т.п.
Из истории известно, что довольно продолжительное время религиозные нормы имели юридическое значение. Это значит, что они регулировали брачно-семейные, имущественные, некоторые политические и другие общественные отношения. Как я уже говорила, в настоящее время можно встретить такие государства, где всё ещё религиозные нормы регулируют жизнь каждого человека. Примерами таких стран являются Великобритания( английская церковь), Финляндия (лютеранство и православие), Германия (католицизм и евангелизм). Конечно же страны Ближнего и Среднего Востока, в которых ислам- официальная религия. И всё-таки в большинстве стран мира преобладает раздельность между государством и религиозными нормами. Они распространяются только на верующих людей и не имеют юридического значения. Я уже говорила о том, что государство, правительство как могут поддерживают церковь. Также, по Конституции Республики Беларусь, статья 16 гласит, что запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенности Республики Беларусь, одним словом, против самого государства и его народа. Это в какой-то степени тоже поддержка со стороны правительства, так как все эти организации сбивают с толку молодых людей, которые не понимают сущности всего бытия, которые идут под наплывом того, чего не ведают. Эти организации подавляют саму личность и превращают человека в слепого исполнителя воли тех, кто выступает против Бога, против веры него. Многие религиозные организации выступают собственниками храмов, молитвенных домов и т.д. Именно владение, пользование, распоряжение этим имуществом влечёт за собой взаимодействие норм религиозных организаций и права. Право поддерживает религиозные нормы, способствует укреплению правопорядка, организованности, общественной дисциплины. По моему мнению, для людей верующих и тех, кто чувствует ответственность за себя перед высшей силой, религия является одним из источников права. Но, как я уже говорила, в отличие от религиозных норм, права по своей сути является более сложной системой. И бывают такие случаи, когда религиозные требования перерастают в правовые. И снова это происходит лишь в исламских государствах. Определённая группа людей подчиняет себе некоторое количество людей, при этом, последние не разделяют с первыми их религиозные убеждения. Мне кажется, что так неправильно поступать. Каждый имеет право на своё представление и вероисповедание. Мы должны уважать мнение каждого в своём выборе. Только есть такие ситуации, когда людям необходимо объяснять в чём смысл и сущность каждой религии. Как я уже говорила: не идти за толпой, а понять себя и свой внутренний мир. И исповедовать то, что помогает себя выразить. Наша страна относится с почтением к каждой религии. Статья 31 Конституции Республики Беларусь прекрасно нам это показывает: « Каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещённых законом». Также по Конституции Республики Беларусь статья 12: «Республика Беларусь может предоставить право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность». Я считаю это одним из плюсов нашей страны, ибо Республика Беларусь не закрытая страна, она не пренебрегает убеждениями людей. И как я уже говорила, Республика Беларусь не ставит своей целью заставить вступить народ в те или иные религиозные объединения без их согласия, то есть они не выступают в качестве обязательных для граждан. Об этом гласит статья 4 Конституции Республики Беларусь. Также международный пактом о гражданских и политических правах предусмотрено, ни к кому не должно быть предпринято принуждение, умаляющему его свободу принимать религию или убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит ограничениям лишь тогда, когда они установлены законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, равно как и основных прав и свобод других лиц(п. 2 и 3, ст.18). Можно сделать вывод о том, что международные правовые акты обязывают государства предоставлять гражданам право на выборную службу по религиозным мотивам.
Например, Лев Самойлович Явич рассматривал соотношение права с другими социальными регуляторами. Правда в его работах нет специального раздела, посвящённого праву и религии, так как данная тема не была столько актуальной в условиях отделения церкви от государства и господства позитивизма в юриспруденции. Однако несколько важных вопросов по поводу взаимодействия были обозначены и выделены в его работах. Л. С. Явич признал, что правовые нормы могут включать в себя религиозные ценности. Также он говорил о том, что долгое время религия регулировала ту сферу общественных отношений, которая сейчас относится к праву. Л.С. Явич признал, что религиозные нормы, подтверждённые юрисдикционными органами светской власти, могут являться источниками права, правда, ограничивал их влияние либо периодом Средневековья, либо малоразвитыми странами.[Явич Л.С. Общая теория права стр.116]. Сейчас ведётся дискуссия по определению церковного права. Существует мнение, что это законы, выработанные церковью и возведённые в ранг обязательных правил как для духовенства, так и для верующих. Говорится о том, что именно в этой части правовой системы государства существует государственная церковь. Но есть и другая теория, согласно которой государство не является единственный создателем права, поэтому религиозные организации могут в силу своих возможностей создавать правовые нормы, несмотря на то, что государство отделено от церкви. В церкви существует убеждённость, что пока правило не отменено властной церковной инстанцией, оно действует, хотя может и не применяться.
Из всего вышесказанного мной можно понять, что религиозные нормы устанавливаются обществом, а право- государством. Право охраняется государством и в случае нарушения требований, возложенных на граждан, применяется государственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью и, как я уже говорила выше, лишь в некоторых государствах возможны государственные принуждения. При создании норм права государство действует через свои, направленные на это органы. А религиозные нормы создаются довольна сложно. Из прочтённой мной литературы, я узнала, что религиозные нормы выражаются тем человеком, который основывает данную религию либо тем, кто является знаковой фигурой в той или иной религии. Верующие беспрепятственно могут исполнять различные религиозные обряда, такие как вступление в брак, рождение ребёнка, его совершеннолетие, похороны и другие. Но только юридическое значение имеют лишь документы, в которых происходит закрепление этих действий и событий. Я считаю, что религия является основой государства, цивилизации и если начать её уничтожение, то это приведёт и к исчезновению государства в целом.