Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 19:21, курс лекций
Проблема государства – одна из приоритетных в современной политической теории. Это обусловлено тем, что государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения.
Государство не относится к вечным феноменам общества.
1. Происхождение, функции и сущность государства.
2. Типология государства.
Существует две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая характеризуется всевластием главы государства. При второй власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в области управления. Функции монарха в таком случае носят преимущественно представительский характер.
Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии, тоже известна уже в древности. Она отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.
В парламентской республики правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. В любой момент времени парламент может выразить свое одобрение (вотум доверия) или неодобрение (вотум недоверия) деятельности того или иного министра, главы правительства и ли правительства в целом. Руководитель правительства – председатель совета министров, премьер-министр, канцлер – официально не является главой государства, но реально он- первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Глава государства – президент здесь избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.
Президентская республика характеризуется жестким разделением властей, при котором органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства, он избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент,- распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действие президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. В президентской республике правительство отличается стабильностью, а сам президент может быть отстранён от власти лишь в случае нарушения им конструкции либо совершения преступления.
Полупрезидентская
или смешанная республика не имеет
типичных черт первых двух разновидностей
рассматриваемой формы
Форма
государственного устройства, т.е., способ
организации территориально-
В зависимости от формы государственного устройства выделяют:
а)
унитарные государства, которые делятся
лишь на административно-
б)
федеративные государства, основанные
на государственном праве
в) конфедерацию – союз государств, объединенных, как правило, целях осуществления совместной оборонной и внешней политики. При этом сохраняется полная самостоятельность во всех других сферах.
Конфедерациями в прошлом были США (1776-1787 гг.), Швейцария до 1848г., Германский союз в 1815-1867гг. хотя Швейцария и относится ныне к конфедерации, по своему устройству она в большей мере является федерацией. Черты же конфедерации имеют место в Европейском экономическом сообществе, преобразованном в 1991 г. в Европейский союз на встрече глав государств в Маастрихте.
Анализ
роли и места государства в
политической системе будет не полон
без учёта методов, с помощью
которых осуществляется государственная
власть, то есть без политического
режима. Современная история знает
три формы политического
Демократический политический режим – эта форма народовластия, характеризующаяся свободным волеизъявлением народа, верховенством законов, провозглашением принципа социальной справедливости и равенства всех перед законом.
Авторитарный политический режим обусловлен чрезмерным централизмом власти в руках правящей касты, запретом оппозиции, культивирование в массах раболепского отношения к власти, страха и фанатизма.
Тоталитарный политический режим – крайняя форма авторитаризма для которой характерны: полный (тотальный) контроль государства над жизнью общества, запрещение всех демократических организаций, оппозиции и инакомыслящих. Типичным примером тоталитарным режимом является фашистская диктатура. Развернутая характеристика политических режимов дана в специальной теме.
Тесты.
1.Выберите из приведённого списка имена политических мыслителей, наиболее глубоко и всесторонне обосновали социально-экономическую концепцию возникновении государства?
Дж. Локк
Т. Гоббс
Б. Спиноза
К. Маркс и Ф.Энгельс
В.И.
Ленин
2.Кто из мыслителей прошлого писал, что государство – не голова, увеличивающая общество, а шляпа, которую можно безболезненно сменить?
Э. Берн
Дж. Милль
Дж. Локк
И. Кант
Т.
Джефферсон
3.Назовите
парламентские республики, где президент
– глава государства, но
Финляндия
Бразилия
Германия
Греция
4.Какая форма правления, по вашему мнению, более соответствует традициям и потребностям белорусского общества?
-существующая в настоящее время
-парламентская республика
-республика советов
-монархия
-полупрезидентская
республика
Вопросы
и задания.
Информация о работе Государство как институт политической системы