Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------------3
1.Типы и формы государства---------------------------------------------------------3
2.Гражданское общество и правовое государство------------------------------11
Заключение -----------------------------------------------------------------------------17
3.Литература ---------------------------------------------------------------------------18

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контр.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Так как основным признаком унитарного государства является целостность, то естественно следующее: единственный высший орган государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов [11, c.453].

Федеративное государство (федерация) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решении общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо использует и первое, и второе. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательный, исполнительные, судебные.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом.

Кроме названных форм государственного устройства в истории  имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты. Так, империями являются государственные  образования, отличительные особенности которых - обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения (Римская, Британская, Российская империи существовали в разные исторические эпохи).

Протекторат - формальная опека слабого государства более  сильным, что, как правило, ведет  к потере суверенитета первого и  может сопровождаться его оккупацией.

3.Политический режим

С формой государства  тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны велико. Политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств  и способов управленческого воздействия  различают авторитарные и демократические  государственно-правовые режимы.

Авторитарный режим отличается тем, что [13, c.594]:

1) народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля над ее деятельностью;

2) вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

3) устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

4) решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

5) личность лишена гарантий безопасности, человек не может и реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

При тоталитарном режиме власть переходит в руки диктатора, осуществляющего правление насильственными методами, происходит абсолютная концентрация власти законодательной и исполнительной в одном органе. Права и свободы человека никем не защищены.

При демократическом  режиме высшие органы государства выступают от имени народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Права человека и гражданина гарантированы и защищены государством.

2. Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных  лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор [1, c.113].

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных  отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства  и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно  бы гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной  и других общностей, стала предметом  изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда,  правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок  (полицию и корпорации) [5, c.129].

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика  соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов. К ним относятся [3, c.211]:

– экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

–  безусловное признание и защита естественных  прав и свобод человека и гражданина;

–  легитимность и демократический характер власти;

– равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

– правовое государство, основанное на принципе разделения  и взаимодействия властей;

– политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

–  свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

– невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

– классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

– эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.

В современной политологии  гражданское общество рассматривается  как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей[2, c.140]. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении  рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.    

Сущность правового государства, его основные признаки и характерные  черты.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права [1, c.161].

Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права и господства закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно существует и помимо закона. Главное отличие правового государства от неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.

Правовое государство  опирается[12, c.624]:

- на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства;

-  на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ (групп, классов, наций) и государства;

-  на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;

- на право граждан делать все то, что не запрещено законом;

- на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

- на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей властей;

- на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;

- на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;

- на принцип независимого суда;

-  на социальный контроль политики и власти;

- на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права;

- на независимость массовой информации.

Категория правового  государства тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское.

Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает[16, c.256]:

-право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;

-обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования (в том числе – не бесплатно);

-ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;

- четка социальная налоговая политика;

- принудительное социальное страхование отдельных групп населения.

Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.

Информация о работе Государство как основной институт политической системы