Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование государства как участника гражданского оборота, а также разработка и внесение предложений по совершенствованию гражданского законодательства Российской Федерации в данной сфере. Для достижения поставленной перед данной работой цели, следует решить, следующие задачи:
рассмотреть государство как субъект гражданского права;
определить правовой статус государства в гражданских правоотношениях;
раскрыть участие государства в вещных правоотношениях
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………………….5
Государство как субъект гражданского права………………………………5
Правовой статус государства в гражданских правоотношениях ………….9
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ВЕЩНЫХ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ...…………………………..14
Участие государства в вещных правоотношениях………………………..14
Участие государства в обязательственных правоотношениях…………...22
ГЛАВА 3. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА И ВЫСТУПЛЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ ЗА РУБЕЖОМ…………….31
Ответственность государства за причинение вреда……………………...31
Выступление Российской Федерации в гражданском обороте за рубежом………………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………….……………….……….….48
Таким образом, оптимальным решением по закреплению имущества на праве оперативного управления будет заключение договора, в котором подробно будет указан перечень передаваемого имущества, его характеристики (с приложением инвентаризационных документов), права и обязанности сторон, в том числе в части использования имущества, не урегулированные в ГК РФ и иных нормативных актах. При наличии инвентаризационных документов в комплекте договора (контракта) можно, в частности, установить наличие или отсутствие производимых перепланировок помещения до закрепления имущества в оперативное управление.
В составе объектов государственной
собственности выделяется группа объектов,
ограниченных в обороте и обладающих
значительными особенностями
В настоящее время функции управления федеральной собственностью, как уже сказано, выполняет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом20.
Применительно к данной сфере Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом:
- принимает меры для
обеспечения поступления в
- при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких участков принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Правительство РФ предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;
- определяет на основании
отчета независимого оценщика
в соответствии с законодательс
- определяет существенные
условия договоров купли-
- осуществляет от имени
Российской Федерации
- принимает в установленном
порядке решение о
- формирует предложения
о предоставлении в
- принимает решения
о приватизации земельных
- осуществляет в порядке,
установленном законом,
Право государственной собственности может возникнуть как по обычным основаниям возникновения права собственности (например, сделки), так и по основаниям, специфическим именно для государственной собственности.
К числу последних относятся: реквизиция, конфискация, выкуп (продажа с публичных торгов) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу, налоги и иные обязательные платежи, переход к государству по наследству выморочного имущества23.
Согласно п. 2 ст. 235 ГК
право собственности
Основанием возникновения
права собственности
Государство может быть
субъектом некоторых
Итак, Российская Федерация является участником различных гражданских правоотношений (как вещных, так и обязательственных). Прежде всего, несмотря на активно проводимую политику приватизации, она является субъектом права собственности.
В договоре займа Российская Федерация может выступать в качестве как заемщика, так и заимодавца. Однако в качестве последнего РФ выступает только при предоставлении внешних займов. Внутри страны займы предоставляются Центральным банком РФ, который хотя и является государственной организацией, однако имеет особый статус и выступает в гражданском обороте от собственного имени24.
Правовой основой для
В п. 2 статьи 817 ГК подчеркивается добровольный характер договора. Особой необходимости в этом нет, однако, очевидно, законодатель исходил из предыдущего опыта нашей страны, когда такие договоры заключались независимо от желания граждан.
В п. 3 статьи 817 ГК говорится о возможности заключения этого договора путем выпуска не только государственных облигаций, но также иных государственных ценных бумаг (казначейские обязательства, казначейские векселя и т.д.). Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права (ч. 2 ст. 816 ГК РФ).
Общие положения ГК о договорах государственного займа могут быть конкретизированы в других законах и принятых в соответствии с ними правовых актах. В частности, определенное внимание уделено этому договору в Бюджетном кодексе РФ. Так, согласно п. 2 ст. 98 БК РФ25 долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации. Основные положения порядка привлечения из иностранных источников денежных средств, а также предоставления кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям также предусмотрены в БК РФ.
Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства, Российская Федерация действует как участник гражданско-правовых отношений26. Необходимость обеспечения государственных интересов в сфере закупок товаров обусловила выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи поставку товаров для государственных нужд. Обязательства по поставке товаров для государственных нужд возникают либо непосредственно из государственного контракта, либо из заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).
От имени государства (Российской Федерации) на стороне заказчика в данном договоре выступают государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика - государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного заказчика27.
Государственные контракты на поставку
продукции для федеральных
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ29.
В условиях рыночной экономики строительные, проектные, изыскательские и иные связанные со строительством работы могут производиться по заказу Российской Федерации. Это происходит в случаях, когда государство реализует свои целевые программы, строит оборонные объекты, создает объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения. Во всех этих случаях заключается государственный контракт на подрядные работы30.
Подрядные отношения с участием государства сложны и обладают спецификой. С юридической, а тем более с практической точки зрения большое значение в них имеют моменты публично-правового характера (особенности бюджетного финансирования, порядок подготовки к заключению и заключение договоров и др.). Потребностью в установлении четких правил поведения субъектов, а также в создании механизмов, препятствующих злоупотреблениям со стороны государственных чиновников и должностных лиц, обусловлена необходимость в сравнительно большем количестве императивных норм, чем для других разновидностей обязательств.
Информация о работе Государство как субъект гражданского права