Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 20:20, курсовая работа
Целью работы является анализ государства как субъекта права.
На достижение указанной цели направлено выполнение следующих задач:
рассмотреть основные характеристики государства;
исследовать особенности правосубъектности государства;
охарактеризовать государство как субъекта гражданского права.
Именно поэтому Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга и Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство обязательствам другого субъекта12.
Государство располагает некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государственную собственность.
Основаниями возникновения права государственной собственности на имущество являются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, и изъятие недвижимости для государственных нужд, а также – выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация частного имущества. Вместе с тем государство производит отчуждение своего определенного имущества частным лицам в порядке приватизации.
Государство может быть субъектом некоторых ограниченных вещных прав (сервитутного типа). Оно вправе использовать вещно-правовые и другие способы защиты этих прав и законных интересов, предъявляя соответствующие иски в общем порядке, установленном законодательством.
Государство может быть наследником по завещанию, а также становится собственником и выморочного имущества. Следовательно, оно может быть участниками наследственных отношений. В зависимости от того, какие объекты входят в состав выморочного имущества (движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, банковские вклады и т.д.), определяются и органы публичной власти, участвующие в данных правоотношениях от имени государства.
В качестве собственника государство вправе создавать лица, наделяя их необходимым имуществом. Создание предприятий – не собственников (субъектов права хозяйственного ведения) разрешено теперь только публично-правовым образованиям, а создание казенных предприятий – субъектов права oоперативного управления – только федеральному государству.
Учредителями унитарного предприятия обычно выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом, а учредителем казенного предприятия должно выступать Правительство РФ (на практике оно обычно передает свои полномочия федеральным органам исполнительно власти).
Органы исполнительной власти – министерства и ведомства (по согласованию с комитетами по управлению имуществом в большинстве случаев выступают учредителями государственных учреждений, передавая им имущество на праве оперативного управления. С позиций гражданского права речь во всех этих случаях идет о создании юридических лиц – не собственников – государством (впрочем как и другими публично-правовыми образованиями, сохраняющими право собственности на их имущество).
Таким образом, мы рассмотрели особенности участия государства в вещных правоотношениях.
Российская Федерация является собственником имущества, находящегося за рубежом, в том числе и недвижимого (включая определенное имущество бывшего Союза ССР и его организаций). От имени федерального государства в этих отношениях выступает Министерство государственного имущества (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) Российской Федерации, которое также осуществляет защиту и надлежащее оформление прав собственности на данное имущество и управляет им (за исключением федерального имущества, переданного в оперативное управление соответствующим федеральным организациям и учреждениям). Кроме того, оно же выступает от имени Российской Федерации в качестве учредителя или участника находящихся за рубежом хозяйственных обществ, товариществ и других юридических лиц13.
На основе гражданско-правовых (а не только международных, т.е. публично-правовых) договоров и гарантий могут осуществляться как государственные внешние займы Российской Федерации, так и предоставление ею кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Стороной таких сделок является Российская Федерация обычно в лице Правительства РФ.
Гражданско-правовые соглашения о государственных займах и кредитах, в том числе оформленных выпуском облигаций, под собственную ответственность ранее могли заключать и субъекты РФ (государственные образования). Однако ныне действующее федеральное законодательство уже не предусматривает такой возможности.
Федеральное государство выступает также стороной во внешнеторговых сделках, заключенных сохранившимися в некоторых странах российскими торговыми представительствами, и несет по ним имущественную ответственность. Вместе с тем ни торговые представительства, ни федеральное государство в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами (а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства).
Субъектом гражданско-правовых отношений может выступать и иностранное государство, будучи, в частности, собственником определенного имущества или иностранным инвестором на российской территории14. Однако его правосубъектность будет определяться по правилам его национального законодательства (где оно чаще всего считается юридическим лицом публичного права) и с учетом соответствующих международно-правовых соглашений.
Таким образом, Российская Федерация является самостоятельным участником внешнеэкономического оборота.
Участие государства как партнера по сделке во внешнеэкономическом обороте само по себе не дает возможности привлечения его к ответственности за невыполнение своих обязательств в иностранном суде, поскольку этим нарушался бы суверенитет государства. В связи с этим появляется проблема судебного иммунитета государства и его имущества на иностранной территории (в отношении иностранных судов или международного коммерческого арбитража).
Без прямого на то согласия компетентного органа государства к нему не может быть ни предъявлен иск в иностранном суде, ни обращено взыскание на его имущество. Принцип абсолютного судебного иммунитета государства традиционно закрепляется процессуальным законодательством (п. 1 ст. 401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации15 от 14 ноября 2002 г.).
Однако по мере развития международного имущественного (коммерческого) оборота этот принцип все более становится препятствием для его участия в этих отношениях, а также для привлечения необходимых иностранных инвестиций.
Поэтому в законодательстве и судебной практике многих зарубежных стран и в некоторых международных конвенциях в последние десятилетия получила распространение так называемая доктрина ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней предполагается, что государство (публично-правовое образование), осуществляя частноправовую, коммерческую деятельность в международном имущественном обороте, тем самым отказывается от судебного иммунитета по вытекающим из нее требованиям.
Такой подход действительно последовательно уравнивает государство с другими участниками частноправовых отношений в сфере международных коммерческих связей.
Российское законодательство предполагает принятие специального закона об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ), который и должен урегулировать эти проблемы для Российской Федерации и ее субъектов. Разумеется, такой закон будет распространяться лишь на сферу внешнеэкономической деятельности нашего государства и обязывать лишь его органы, а не иностранные суды.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что государство является особым субъектом права. Это выражается в том, что государство:
Подведем основные итоги проделанной работы и сделаем ряд выводов.
Государство является особым субъектом права. Это выражается в следующем:
Среди особенностей правоспособности государства можно выделить следующие:
В числе особенностей дееспособности государства принято выделять:
Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции.
Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:
Можно так же отметить особенности участия государства во внешнеэкономической деятельности:
Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи выполнены.