Государство как субъект права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ государства как субъекта права.
На достижение указанной цели направлено выполнение следующих задач:
рассмотреть основные характеристики государства;
исследовать особенности правосубъектности государства;
охарактеризовать государство как субъекта гражданского права.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство как субъект права.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Именно поэтому Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга и Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство обязательствам другого субъекта12.

Государство располагает некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной   передаче в государственную собственность.

Основаниями возникновения права государственной собственности на имущество являются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, и изъятие недвижимости для государственных нужд, а также – выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация частного имущества. Вместе с тем государство производит отчуждение своего определенного имущества частным лицам в порядке приватизации.

Государство может быть субъектом некоторых ограниченных вещных прав (сервитутного типа). Оно вправе использовать вещно-правовые и другие способы защиты этих прав и законных интересов, предъявляя соответствующие иски в общем порядке, установленном законодательством.

Государство может быть наследником по завещанию, а также становится собственником и выморочного имущества. Следовательно, оно может быть участниками наследственных отношений. В зависимости от того, какие объекты входят в состав выморочного имущества (движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, банковские вклады и т.д.), определяются и органы публичной власти, участвующие в данных правоотношениях от имени государства.

В качестве собственника государство вправе создавать лица, наделяя их необходимым имуществом. Создание предприятий – не собственников (субъектов права хозяйственного ведения) разрешено теперь только публично-правовым образованиям, а создание казенных предприятий – субъектов права oоперативного управления – только федеральному государству.

Учредителями унитарного предприятия обычно выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом, а учредителем казенного предприятия должно выступать Правительство РФ (на практике оно обычно передает свои полномочия федеральным органам исполнительно власти).

Органы исполнительной власти – министерства и ведомства (по согласованию с комитетами по управлению имуществом в большинстве случаев выступают учредителями государственных учреждений, передавая им имущество на праве оперативного управления. С позиций гражданского права речь во всех этих случаях идет о создании юридических лиц – не собственников – государством (впрочем как и другими публично-правовыми образованиями, сохраняющими право собственности на их имущество).

Таким образом, мы рассмотрели особенности участия государства в вещных правоотношениях.

 

2.3. Участие государства во внешнеэкономическом обороте

 

Российская Федерация является собственником имущества, находящегося за рубежом, в том числе и недвижимого (включая определенное имущество бывшего Союза ССР и его организаций). От имени федерального государства в этих отношениях выступает Министерство государственного имущества (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) Российской Федерации, которое также осуществляет защиту и надлежащее оформление прав собственности на данное имущество и управляет им (за исключением федерального имущества, переданного в оперативное управление соответствующим федеральным организациям и учреждениям). Кроме того, оно же выступает от имени Российской Федерации в качестве учредителя или участника находящихся за рубежом хозяйственных обществ, товариществ и других юридических лиц13.

На основе гражданско-правовых (а не только международных, т.е. публично-правовых) договоров и гарантий могут осуществляться как государственные внешние займы Российской Федерации, так и предоставление ею кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Стороной таких сделок является Российская Федерация обычно в лице Правительства РФ.

Гражданско-правовые соглашения о государственных займах и кредитах, в том числе оформленных выпуском облигаций, под собственную ответственность ранее могли заключать и субъекты РФ (государственные образования). Однако ныне действующее федеральное законодательство уже не предусматривает такой возможности.

Федеральное государство выступает также стороной во внешнеторговых сделках, заключенных сохранившимися в некоторых странах российскими торговыми представительствами, и несет по ним имущественную ответственность. Вместе с тем ни торговые представительства, ни федеральное государство в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами (а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства).

Субъектом гражданско-правовых отношений может выступать и иностранное государство, будучи, в частности, собственником определенного имущества или иностранным инвестором на российской территории14. Однако его правосубъектность будет определяться по правилам его национального законодательства (где оно чаще всего считается юридическим лицом публичного права) и с учетом соответствующих международно-правовых соглашений.

Таким образом, Российская Федерация является самостоятельным участником внешнеэкономического оборота.

 

2.4. Судебный иммунитет  государства

 

Участие государства как партнера по сделке во внешнеэкономическом обороте само по себе не дает возможности привлечения его к ответственности за невыполнение своих обязательств в иностранном суде, поскольку этим нарушался бы суверенитет государства. В связи с этим появляется проблема судебного иммунитета государства и его имущества на иностранной территории (в отношении иностранных судов или международного коммерческого арбитража).

Без прямого на то согласия компетентного органа государства к нему не может быть ни предъявлен иск в иностранном суде, ни обращено взыскание на его имущество. Принцип абсолютного судебного иммунитета государства традиционно закрепляется процессуальным законодательством (п. 1 ст. 401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации15 от 14 ноября 2002 г.).

Однако по мере развития международного имущественного (коммерческого) оборота этот принцип все более становится препятствием для его участия в этих отношениях, а также для привлечения необходимых иностранных инвестиций.

Поэтому в законодательстве и судебной практике многих зарубежных стран и в некоторых международных конвенциях в последние десятилетия получила распространение так называемая доктрина ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней предполагается, что государство (публично-правовое образование), осуществляя частноправовую, коммерческую деятельность в международном имущественном обороте, тем самым отказывается от судебного иммунитета по вытекающим из нее требованиям.

Такой подход действительно последовательно уравнивает государство с другими участниками частноправовых отношений в сфере международных коммерческих связей.

Российское законодательство предполагает принятие специального закона об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ), который и должен урегулировать эти проблемы для Российской Федерации и ее субъектов. Разумеется, такой закон будет распространяться лишь на сферу внешнеэкономической деятельности нашего государства и обязывать лишь его органы, а не иностранные суды.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что государство является особым субъектом права. Это выражается в том, что государство:

  • само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
  • участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом;
  • пользуется иммунитетом во внешнеэкономической деятельности, т.е. неподсудностью в отношениях с иностранными субъектами права.

 

Заключение

 

Подведем основные итоги проделанной работы и сделаем ряд выводов.

Государство является особым субъектом права. Это выражается в следующем:

  1. государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
  2. государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом.;
  3. государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической деятельности, т.е. неподсудностью в отношениях с иностранными субъектами права.

Среди особенностей правоспособности государства можно выделить следующие:

  • правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;
  • некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству, такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;
  • некоторые элементы гражданской правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

В числе особенностей дееспособности государства принято выделять:

  • государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;
  • государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции.

Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:

  • государственные и муниципальные органы по управлению имуществом, которые передают имущество унитарным предприятиям и контролируют его использование, вносят имущество в уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т.п.
  • государственные и муниципальные фонды имущества во главе с Российским фондом имущества основном получают доходы от сделок с имуществом.

Можно так же отметить особенности участия государства во внешнеэкономической деятельности:

  1. Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия.
  2. За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности в общем случае признается иммунитет.

Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи выполнены.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с поправками от 30.12.2008)] // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой  21 окт. 1994 г. (ред. от 30.11.2011)] // Собр. законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 23 окт. 2002 г. :  одобр. Советом Федерации 30 окт. 2002 г. (ред. от 03.12.2011)] // Собр. законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
  4. Большой юридический словарь [Текст] / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 2008. – 790 с.
  5. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть [Текст] / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 616 с.
  6. Кашанина, Т.В., Кашанин, А.В. Основы российского права: Учебник [Текст] / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М.: НОРМА, 2008. – 345 с.
  7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) [Текст] / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Инфра-М, 2010. – 1261 с.
  8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный) [Текст] / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт, 2011. – 1095 с.
  9. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права: Учебник [Текст] / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Спарк, 2007. – 511 с.
  10. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: Учебник [Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2010. – 541 с.
  11. Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник [Текст] / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС Корпорэйшн, 2007. – 633 с.
  12. Назаренко, Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Назаренко. – М.: Проспект, 2005. – 476 с.
  13. Общая теория права и государства: Учебник [Текст] / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2007. – 520 с.
  14. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы [Текст] / В.Н. Протасов. – М.: Новый Юрист, 2005. – 411 с.

Информация о работе Государство как субъект права