Государство, понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

В истории было много теорий, призванных объяснить природу, состояние и развитие государства. Диапазон их широк - от анархизма до супергосударства. Имеется большая отечественная литература по данному вопросу, однако в последние годы «любовь» к праву почти вытеснила интерес к государству. Практически нет крупных государствоведческих исследований. (Работы об отдельных государственных органах, естественно, не могут их заменить.) Реформы в этой сфере также страдают фрагментарностью. Поэтому считаю оправданным кратко охарактеризовать современное понимание государства.

Содержание

Введение
1. Понятие государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций
1.1.Понятие государства
1.2.Признаки государства
2. Сущность государства. Государственная власть
2.1.Сущность государства и социальное значение. Классовое и
общесоциальное в государстве
2.2. Государственная власть и способы ее осуществления
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

государство,понятие и сущность.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как  институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный  аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Административно-территориальная  организация населения как признак  государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Суверенитет как признак государства  означает верховенство и независимость  государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

А.Ф. Черданцев [18, С.57] выделяет следующие признаки государства, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной  власти, выделенной из общества  и не совпадающей с населением  страны (государство обязательно  обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная  власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов,  податей, займов (выступая основной  доходной частью бюджета любого  государства, они необходимы для  проведения определенной политики  и содержания государственного  аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное  деление населения (государство  объединяет своей властью и  защитой всех людей, населяющих  его территорию, независимо от  принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

4) право (государство  не может существовать без  права, так как последнее юридически  оформляет государственную власть  и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки  и формы осуществления функций  государства и т.п.);

5) монополия  на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические  прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические  правила поведения);

6) монополия  на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые  связи с населением, проживающим  на его территории (гражданство,  подданство);

8) обладание определенными  материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное  представительство всего общества (никакая иная структура не  вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее  государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;

11) наличие государственных  символов - герба, флага, гимна.  Символы государства призваны  обозначать носителей государственной  власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

 

 

2. Сущность государства. Государственная власть

 

2.1.Сущность  государства и социальное значение. Классовое и общесоциальное в государстве

Сущность как  философская категория означает главное, основное, необходимое в  том или ином явлении. Следовательно, как указывают Н.И. Матузов, А.В. Малько, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование [16, С.59].

Без глубокого и разностороннего  понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. Объективная  необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать  два аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое  и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к  сущности государства.

Хронологически первым выступает  классовый подход, в рамках которого государство можно определить как  организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.

Наряду с этими основными  можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода  государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство  можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному  осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов  других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она  не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное  назначение государства раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить.

Как справедливо  указывается Л. Сычевой, государство - это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это организации всего общества. Его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага [14, С.23].

Отсюда вытекает, что  главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:

- устанавливать в обществе  определенный порядок и поддерживать  его вплоть до применения принуждения,

-обеспечивать  социальный мир и стабильность  в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса,

-обеспечить  безопасность общества от преступных  посягательств внутри станы, а также от внешних врагов и агрессий,

-защищать  личность от произвола, создавать  нормальные условия жизни для всех членов общества, независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным,

-выступать  интегрирующей общество силой  , т.е. добиваться мира и согласия  в   обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

В идеале назначение государства - служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Поскольку в Конституции РФ высшей ценностью провозглашается человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, а их обеспечение осуществляется согласно положениям Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права.

Государство в процессе осуществления прав и свобод каждым индивидом не может и не должно быть сторонним наблюдателем. Оно является как бы равнодействующей силой, которая примеряет эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства.

Информация о работе Государство, понятие и сущность