Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 10:02, курсовая работа
Из истории политический мысли известны сотни понятий и определений государства. Вот лишь некоторые из них:
государство - это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни";
государство - это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы";
государство - это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум";
государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим.
Введение
Для написания курсовой работы я выбрал тему « Государство, понятие, признаки, сущность, социальное назначение »
На мой взгляд, эта тема является актуальной, потому что вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе давно являются основополагающими и дискуссионными в научных исследованиях. Так же, я считаю, что каждый гражданин должен понимать, что такое государство и подробно его изучить.
Начав изучать эту тему, я поставил себе цель более близко ознакомиться с признаками и понятием «государства», а так же историей вопроса о государстве.
Вопрос о государстве является достаточно сложным и далеко не ординарным. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства, так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах. Другой позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»1.
Многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, но мнение правоведа Н.М. Коркунова представляется мне более обоснованным, т.к я считаю что, действительно, люди путем проведения референдумов, выборов, голосований и тому подобных способов проявления инициативы объединяются в союз, во главе которого назначается группа людей, осуществляющая контроль общества и обладая правом принуждения. На мой взгляд, государство – это и есть союз людей, которые, в свою очередь, организуют правопорядок.
Трудности в определении понятия «государство» усугубляются тем, что данным термином обозначаются самые разнообразные предметы и явления. Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, - для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества. Нередко же он применяется и в очень узком смысле – для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.
Понятие государства неразрывно связано с двумя очень важными обстоятельствами.
1) Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества.2 Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, может меняться и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.
2) В процессе познания нельзя смешивать определение и понимание государства.
Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства.
Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.
Из истории политический мысли известны сотни понятий и определений государства. Вот лишь некоторые из них:
Широко известны определения государства метафорического характера:
Любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений - Аристотель, Г. Гроций, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин), всегда будет неполным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить и теоретически реконструировать характеристики и свойства государства.
Объектом исследования моей работы является государство, его признаки и сущность, история понятия «государства» и его развитие.
Предметом исследования являются нормы Конституции РФ, а так же работы многих ученых, посвященные данной теме исследования.
В своей работе я использовал Конституцию РФ и Налоговый кодекс РФ для изучения признаков государства, так же информацию о признаках, понятии, сущности и социального назначения государства я искал в современных учебниках, таких как: учебник Лазарева В.В., учебник Матузова Н.И. Тезисы лекций Теории государства и права Цыганова В.И. я использовал для изучения сущности государарства. Так же информацию о сущности государства я нашел в философской статье автора Андрейченко. Использовал сетевые ресурсы и лекционную тетрадь. В работе большое место заняли связанные с государством статьи ученых а так же учебники прошлых лет. Например, я использовал статьи Маркса и Энгельса для определения государства, Коркунова Н.М. для выражения своего мнения.
1. Понятие государства
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Рожденное обществом, его противоречиями, само государство, его деятельность и социальная роль неизбежно становятся противоречивыми. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества.3 Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности».4
С этим трудно не согласиться. Ведь в таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как союза людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».5
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними».6
Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.
М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».7
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим».8
В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».9
Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
В учебной литературе государство обычно определялось как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны.10
Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества. Более точными будут следующие формулировки: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Государство - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя общество, осуществляет его интеграцию.11
На мой взгляд, трудно не согласиться с формулировкой понятия государства профессором Н.И. Матузовом:
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.12
Приведенные определения отражают общие понятия государства, подходят к современному государству. Государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Информация о работе Государство, понятие, признаки, сущность, социальное назначение