Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение исторических и современных концепций гражданского общества, понятия, сущности и структуры гражданского общества, раскрытие особенностей становления, анализ состояния гражданского общества и его элементов в современной России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие идеи гражданского общества 5
Глава 2. Гражданское общество: понятие и основные характеристики 10
Глава 3. Соотношение гражданского общества и правового государства 16
Глава 4. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации 20
Заключение 28
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

tit.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

 

 

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

(курсовая работа)

 

 

 

 

Курсовая работа выполнена студентом группы 12521 с

Бальжинимаев Бато Дабаевич 

Ф.И.О.

 

Научный руководитель:

Дудин Павел Николаевич, к. полит.н.,

ст. преподаватель кафедры теории

и истории права и государства ЮФ ФГБОУ ВПО БГУ

 

Оценка:     

Дата защиты:   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013

Оглавление

 

Введение

Тема гражданского общества занимала умы людей еще со времен Древней Греции. Затем получило развитие в трудах ученых и мыслителей XVII – XVIII веков.

В настоящее время данная тема входит в число центральных в отечественной юридической науки. В последние годы ему посвящено немало исследований.

Актуальность темы обусловлена тем, что в течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. Привычным для нашей науки и политической практики был классовый подход к демократии, к государству. В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В России на данном этапе своего развития темы формирования гражданского общества, основанного на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека, являются наиболее актуальными.

Сегодня меняется соотношение общества и государства, личности и государства. Все более осознается служебная роль государства по отношению к человеку. Основанное на праве государство из простого инструмента власти-насилия превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право. В настоящее время теория правового государства, пожалуй, является единственно возможным его оправданием.

Гражданское общество — это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

Предмет исследования – гражданское общество, как важнейшая составляющая демократического государства.

Целью данной работы является изучение исторических и современных концепций гражданского общества, понятия, сущности и структуры гражданского общества, раскрытие особенностей становления, анализ состояния гражданского общества и его элементов в современной России.

Выполнение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач: 1) проследить процесс зарождения и развития идеи гражданского общества; 2) сформулировать понятие, раскрыть основные характеристики, выделить признаки гражданского общества; 3) отразить соотношение гражданского общества и правового государства; 4) проанализировать состояние гражданского общества и его элементов в современной России.

Методологическую основу исследования составили научно-теоретические труды отечественных и зарубежных учёных, учебная литература.

Глава 1. Развитие идеи гражданского общества

Первые представления о гражданском обществе сложились давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Древнегреческий философ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным1.

Однако вплоть до средних веков государство и гражданское общество понимались как синонимы. Аристотель определял государство как совокупность граждан, гражданское общество2.

Понятие гражданское общество появилось в XVII веке, сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и других ученых. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора. Все эти мыслители в своих работах выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии. Высвобождение частной собственности стало причиной развития идеи о свободе личности, гражданина.

Они отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское общество.

В сущности, формирование гражданского общества происходило параллельно с формированием государства нового типа - буржуазного государства. Это был процесс превращения традиционного сословного общества в современное гражданское, феодального иерархического государства в правовое. С этого времени соотношение политического и гражданского общества оказывается предметом пристального внимания социально-философской мысли.

Наиболее видными представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т.Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, выражавший интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Дж. Локк, считавшийся основателем буржуазного либерализма.

Т. Гоббс считал, что изначально имеется война всех против всех, поэтому люди объединятся на основе общественного договора. «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». 3

Государство, таким образом, несет теперь ответственность перед своими подчиненными, но требует от них полного подчинения власти. Наличие верховной власти суверена - необходимый компонент гражданского общества, которое совпадает с государством. При этом структура гражданского общества выглядит у него многоуровневой, при которой первый этап – это государство, обладающее верховной властью суверена; второй – это группы и объединения граждан; а третий, заключительный, - это отдельные граждане как подданные государя и суверена и как представители тех или иных групп и объединений.

По Дж. Локку, люди переходят в гражданское состояние, т.к. оно «является подходящим средством, избавляющим от неудобств естественного состояния».4 Он попытался сформулировать некоторые принципы правового общества и государства: суверенитет народа, верховенство закона, разделение властей.

Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан5.

Первые взгляды о самостоятельном существовании гражданского общества наряду с государством и вне его встречается у Г. Гегеля, а затем у К. Маркса и Ф. Энгельса.

Хотя Г. Гегель также рассматривает структуру гражданского общества и его связи с государством, но известные исследователи проблем гражданского общества Джин Л.Коэн и Эндрю Арото в своей книге 6 подчеркивают: “Возможно гегелевская концепция гражданского общества была и не первой современной концепцией, но мы полагаем, что автором первой современной теории гражданского общества был Гегель”.

Государство и гражданское общество по Гегелю это не столько теснейшим образом связанные между собой части единого целого, сколько две стороны одной медали, причем лицевой стороной для него является скорее государство.

В гегелевской трактовке государство - это и идея свободы, конкретное и высшее право, правовое образование, и единый организм, и политическое государство, и завершающая ступень исторического развития общества и абсолютного духа.

В понятии общества в качестве основополагающих принципов, на которых оно функционирует, как полноценное гражданское общество, Гегель выделял личную свободу, частную собственность, «публичность», «всеобщую осведомленность», свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго соблюдаемые законы.

Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано лишь в «современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т.е. личной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга»7.

Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. По мысли К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых возникло буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат-могильщика буржуазного общества, породившего гражданское общество. Уделяя главное внимание проблеме влияния экономики на политику, Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие.

У основоположников марксизма речь шла о построении коммунистического общества без государства. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда. Поэтому с точки зрения применительно к будущему отношения между государством и гражданским обществом теряли всякий смысл. Где нет государства, там нет правовых отношений и правовых институтов, нет там, соответственно, и прав. В царстве свободы вы не вправе поднять вопросы о свободах8.

В современной научной литературе существует довольно большой разброс мнений по данной проблематике. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, исторических судьбах, сущностных чертах гражданского общества, его взаимоотношениях с государством. Часть исследователей считает, что сама идея гражданского общества как независимого от государства образования верна лишь на ранней стадии развития либерального капитализма. В подтверждение этого тезиса приводится довод, что в современных условиях границы между гражданским обществом и государством практически стерлись, что государство, по сути дела вмешивается в решение всех фундаментальных экономических и социальных проблем.

Существует такое мнение, которое отождествляет гражданское общество с человеческим обществом вообще. Несомненно, что общество возникло уже в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но, как отмечает Л.С. Мамут, это не дает основания смешивать категорию «общество», как человеческую общность вообще, с категорией «гражданское общество», возникшей на определенном этапе развития человеческого общества, прежде всего западной цивилизации. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.

Глава 2. Гражданское общество: понятие и основные характеристики

Гражданское общество принадлежит к числу понятий социологической и политической теории (наряду с понятиями свободы, справедливости, равенства, демократии), которые имеют как теоретическое, так и практическое значение. Такого рода понятия нелегко определять, а их применение означает не только известную зону неопределенности, но и большие или меньшие различия в их толковании. Но, тем не менее, можно вычленить два специфических параметра или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую и нормативную.

В первом значении оно используется как теоретическая категория для анализа и объяснения явлений социальной реальности. В этом смысле, гражданское общество - агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.

В отличие от первой теоретико-аналитической функции, во второй функции понятие гражданского общества имеет преимущественно статус нормативной концепции, которая способствует мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитие различного содержания и форм гражданской активности. Эта функция приобретает особое значение в обществах, находящихся в состоянии трансформации.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть модерным и демократическим. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.

Не случайно, гражданское общество считается синонимом буржуазного общества, ибо оно складывается лишь с созданием современного буржуазного общества9. Только таким образом открывается пространство для индивида, его самостоятельности и инициативы.

Само название “гражданское общество” происходит от понятия гражданин. Оно возникает с появлением самостоятельного индивида, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности. Индивид превращается из подданного, обязанного быть лично верным монарху, в гражданина с юридическими правами, равными со всеми другими гражданами.

Информация о работе Гражданское общество