Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятий, условий возникновения и становления гражданского общества и правового государства в современной России, а также взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Важно точно определить истинный смысл данной темы. В данной контрольной работе также присутствуют сноски, поясняющие некоторые определения в тексте.

Содержание

Введение 3
1. Гражданское общество: сущность, исторический опыт развития 4
1.1. Понятие, признаки, структура гражданского общества 4
1.2. Становление гражданского общества в
современной России 9
1.3. Публичная сфера и гражданское общество 12
2. Основные принципы правового государства 14
2.1. Понятие и принципы правового государства 14
2.2. Правовое государство в современной России 17
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Политология к.р..doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

              В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной государственной идеологией являлся марксизм – ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие  гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

              Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами неотъемлемая черта демократического государства.

              На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права, становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.[26]

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъекта РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.[27]

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция РФ, Договор об общественном согласии.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы наконец преодолеть застарелый порок российской власти, тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей Конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог данной работе, следует сделать следующие выводы:

Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству.

В современном понимание гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Также гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем общества.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально – экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство – не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство – форма организации общества, и уже поэтому они неразрыны.

Как верно подметили Ильин М.С. и Коваль В.Е. «Гражданское общество и правовое государство – это две стороны одной медали».[28]

Что касается нашей страны, то на основании исследования также можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно – политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что предписано Конституцией, необходим высокий уровень правосознания всех граждан, который, к сожалению,  в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Азаров В.М. Российское государство, армия и воинское воспитание/ под ред.В.А. Золотарева.-М.: «Русь - РКБ», 2008.- 2008. С. 336.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник/ отв. ред. В.Д. Перевалов: 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. С. 496.

3. Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума//Гражданское общество: теория, история, современность/ отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 1999. С.245.

4. Даймонд Л. Глобальная перспектива // Цивилизация. №3. С. 96 // URL: http://old.russ.ru//politics/meta.

5. Ильин М.С., Коваль В.Е. Две стороны одной медали: гражданское общество правового государства//Полис.2008.№1.С.15.

6. Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы//Россия в условиях трансформации. Историко – политологический семинар: Материалы. Выпуск №25.2002.С.14.//URL: http://old.russ.ru.

7. Ключевский В.О. О русской истории: (Сборник)/Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; под ред. В.И. Буганова.-М:Просвещение, 1993.С.576.

8. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность //Вопросы философии.1999.№2.С.53.

9. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект гражданской политики// Полис. №2. С.46.

10. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества//Полис.№6. 1996.С.29.

11. Эрмэ Г. Культура и демократия. Пер. с франц.-М.: Норма.2004.С.150.

 

 

 

 

 



[1] Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества//Полис.1996.№6.С.47.

[2] Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник/отв. ред. В.Д. Перевалов:-3-е изд. перераб. и доп. М.С.496

[3] Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума//Гражданское общество: теория, история, современность.1999.С.245.

[4] Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики//Полис.2009.№2.С.46.

[5] Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы// Россия в условиях трансформации. Историко – политологический семинар: Материалы. №25.2008.С. 45.

[6] Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность//Вопросы философии. 2008.№2.С.53.

[7] Соловьев А.И. Указ. соч. С.29

[8] Алексеев С.С. Указ. соч. С. 346.

[9] Витюк В.В. Указ. соч. С.135.

[10] Алексеев С.С. Указ. соч. С.248.

[11] Витюк В.В. Указ. соч. С.140.

[12] Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993. С. 281.

[13] Там же. С. 284.

[14] Азаров В.М. Российское государство, армия и воинское воспитание/Под ред.В.В. Золотарева. М.2008. С. 156.

[15] Там же. С. 161.

[16] Перегудов С.П. Указ. соч. С.21.

[17] Красин Ю.А. Указ. соч. С. 9.

[18] Эрмэ Г. Культура и демократия. Пер. с франц. М. 2004. С.150.

[19] Красин Ю.А. Указ. соч. С.12

[20] Даймонд Л. Глобальная перспектива//Цивилизация. 2008.№3. С. 96.

[21] Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 27.

[22] Там же. С. 29.

[23] Там же. С. 30.

[24] Красин Ю.А. Указ. соч. С. 49.

[25] Нерсесянц В.С. Указ. соч. С.45.

[26] Там же. С. 46.

[27] Алексеев С.С. Указ соч. С. 402.

[28] Ильин М.С., Коваль В.Е. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис. 2008. № 1. С.10.


Информация о работе Гражданское общество и государство