Договорная теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:25, доклад

Краткое описание

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

Вложенные файлы: 1 файл

Договорная теория происхождения государства.docx

— 17.08 Кб (Скачать файл)

1. Основные теории (концепции) происхождения государства и права

     За время  существования юридической, философской  и политической наук были созданы  десятки самых разных теорий  и доктрин. Их разнообразие связано  с одной стороны, многогранностью  таких явлений, как государство  и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает  субъективизм ученых или различные  взгляды и суждения тех или  иных классов, других социальных  общностей, или взгляды на разные  аспекты процесса происхождения  и развития государства и права. В основе таких взглядов и  суждений всегда находились и  находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

     К основным  теориям возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего и  внешнего);

8. экономическую (классовую).

Договорная теория возникновения государства

 

     Теория общественного  договора или естественно-правовая  была сформулирована в работах  раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами  и сторонниками в разное время являлись:

   Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

   Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские  философы;

   Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак  Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;

   А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.

     Теория, выдвинутая  данными авторами, получила также  название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

     Характерно, что  в работах многих представителей  указанной школы обосновывалось  право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные  права (Руссо, Радищев и др.). Нашло  это положение свое отражение  и в Декларации независимости США.

     Суть естественно-правовой  теории в том, что, по мнению  ее авторов, в основе государства  лежит так называемый "общественный  договор", который состоит в следующем:

   - первоначально люди  находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

   - каждый преследовал  только свои интересы и не  считался с интересами других, что приводило к "войне всех  против всех", в результате  которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

   - чтобы этого не  случилось, люди заключили "общественный  договор", в силу которого каждый  отказывался от части своих  интересов ради взаимного выживания;

   - в результате  был создан институт согласования  интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

     Теория общественного  договора имела большое прогрессивное значение:

   = были разрушены  теологические и патриархальные  представления о возникновении  государства, а вместе с ними  идеалы святости и непогрешимости  власти, полного подчинения ей, отсутствия  у народа возможности повлиять  на власть;

   = сделан шаг к  созданию гражданского общества;

   = фактически выдвинут  принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

   = государственные  структуры, власть существуют не  сами по себе, а должны выражать  интересы народа, быть у него на службе;

   = теория,  демократичная  по  своей  сути, подготовила почву  возникновению республик - как альтернативы  реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

   = согласно теории  государство и народ имеют  взаимные обязательства - народ соблюдает  законы, платит налоги, выполняет  воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

   = в случае нарушения  государством своих обязанностей  народ может разорвать общественный  договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для  того времени право народа  на восстание, говоря современным  языком - право менять власть, если  она перестала выражать интересы  народа.

     Существенным  недостатком данной теории является ее идеалистичность:

   - "общественный  договор" - скорее идеал, чем реальная  действительность; зачастую государства  возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

   - ни одно государство  не возникло на основе договора  между гражданами (подданными) и правителями;

   - сам по себе  общественный договор между всеми  членами общества маловероятен  в силу различия интересов  и слишком большого числа жителей  государства, физически неспособных  знать и учитывать интересы друг друга;

   - общество воспринимается  одномерно, как единое целое, в  то время как в реальной  действительности оно разделено  на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие  разные интересы и враждебные  друг другу.


Информация о работе Договорная теория происхождения государства